Вы здесь

Неруда Пабло

Неруда (Neruda) Пабло (псевд.; наст, имя и фам. Нефтали Рикардо Pеиес Басуальто; Reyes Basualto) (12.7. 1904, Парраль,- 23.9.1973, Сантьяго), чилийский поэт, обществ, деятель. Чл. компартии Чили с 1945, чл. ЦК с 1958. Род. в семье ж.-д. служащего. Учился в ун-те Сантьяго. Первая кн. стихов - "Сумеречное" (1923). В лирич. кн. "Двадцать стихотворений о любви и одна песня отчаяния" (1924), стихах 1925-35 ("Местожительство - земля", т. 1-2) прозвучали мотивы тоски и одиночества. В 1934-37 H.- на дипломатич. работе в Испании. Антифаш. борьба исп. народа, участником к-рой стал H. в 1936-37, открыла новый этап в его творчестве: в кн. стихов "Испания в сердце" (1937, рус. пер. 1939) H. выступил как певец борющегося народа, глашатай человеческой солидарности. В 1941-44 был чилийским консулом в Мексике; здесь в 1942-43 написал две "Песни любви Сталинграду". Избирался сенатором. За разоблачение реакц. политики президента Гонсалеса Виделы подвергался преследованиям. Находясь в подполье, в 1948 завершил "Всеобщую песнь" (опубл. 1950, рус. пер. 1954) - эпопею о судьбах Лат. Америки. Новаторство этого произв.- в могучей лирич. силе, своеобразии поэтич. языка. В 1949-52 H. жил в эмиграции, совершая поездки по странам Европы и Азии; участвовал в Движении сторонников мира; чл. Всемирного Совета Мира (с 1950). Неоднократно бывал в СССР. Поэтич. итог этих лет - лирич. дневник "Виноградники и ветры" (1954).

Растущая тяга поэта к филос. осмыслению действительности отразилась в написанных в 1954-57 "Одах изначальным вещам" и книге лирико-гротескных стихов "Эстравагарио" (1958). О расширении поэтич. мира H. свидетельствуют его. сб-ки: "Плавания и возвращения" (1959), "Сто сонетов о любви" (1960), "Камни Чили" (1960), "Ритуальные песни" (1961), "Светопреставление" (1969), автобиографич. поэма "Мемориал Чёрного острова" (т. 1-5, 1964) и др. Автор кн. очерков "Путешествия" (1955), эссе, критич. и публицистич. статей. Его "Песня о подвиге" (1960) посвящена революц. Кубе. В последние годы жизни - активный сторонник сил Народного единства. Поэтика H. глубоко своеобразна, его осн. средства - свободный нерифмованный стих, упругий ритм, ассоциативная образность. Иск-во H., развивавшееся в русле социалистич. реализма, оказало значит, влияние на поэзию MH. стран мира. Междунар. пр. Мира (1950), Междунар. Ленинская пр. "За укрепление мира между народами" (1953), Нобелевская пр. (1971).

Использованы материалы Большой Советской Энциклопедии.

Неруда Пабло. Признаюсь: я жил. Воспоминания.

Эти мемуары, или воспоминания, – отрывочны… что-то, наверное, ускользнуло из них и забылось – как, впрочем, случается и в жизни. Мы отрываемся на сон, но именно сон дает нам силы, чтобы работать дальше. Многое из того, что я пытался вспомнить, утратило форму, рассыпалось, как непоправимо раненый стеклянный сосуд, и пропало.

Воспоминания поэта не похожи на обычные мемуары. Такие мемуары пишутся человеком, который пережил, может, и меньше, но сфотографировать ему удалось больше, и он воссоздает события скрупулезно, с мельчайшими подробностями. Поэт же дарит нам галерею видений, рожденных огнем и мраком его эпохи. Быть может, то, о чем я пишу, было не со мною, может, я пережил и чужие, прожитые другими жизни. В том, что написано на этих страницах, есть – как в осеннем листопаде и как в сборе винограда по осени – пожелтевшие листья, которым суждено умереть, и виноградины, которые продолжат жизнь в священном вине. Моя жизнь соткана из множества жизней, ибо такова жизнь поэта.

Подписка на RSS - Неруда Пабло