Вы здесь

Сантаяна

Сантаяна Джордж (1863—1952) — американский философ, писатель, сторонник критического реализма, в рамках которого он построил учение о четырех «царствах» — материи, сущности, истины и духа. Признавая объективное существование материального мира, считал доступным познанию лишь сущности, т. е. действительные или возможные качества вещей, выступающие в познании как знаки объектов. В понимании сущностей Сантаяна близок к Платону и Гуссерлю. Сантаяна рассматривал сознание как эпифеномен: познание не отражение действительности, но «более или менее значимая поэзия». В эстетике определял прекрасное как «объективированное удовольствие». В этике сторонник «эскапизма» (англ. escape — избегать) : счастье следует искать в освобождении (бегстве) духа от плоти, мира и познания. В социологии («Господство и власть», 1951) Сантаяна объяснял развитие общества инстинктами самосохранения, стремления к материальным благам и др. В политическом учении С.— антидемократ, сторонник власти «элиты». Отвергая богословские догмы, С. признавал религию как «поэзию общественного поведения». Основные сочинения: «Жизнь разума» (5 тт., 1905—1906), «Царства бытия» (4 тт., 1927—1940).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 399.

Царства бытия (Статья Н. С. Юлиной о произведении Дж. Сантаяны).

«ЦАРСТВАБЫТИЯ» (The Realms of Being, v. 1-4. N. Y., 1927—40; однотомное издание — 1940) — произведение Дж. Сантаяны. Включает: «Царство сущности» (The Realm of Essence), «Царство материи» (The Realm of Matter), «Царство истины» (The Realm of Truth), «Царство духа» (The Realm of Spirit). Идея работы, описывающей систему «природа—сознание- идеальное», возникла у Сантаяны еще в период подготовки «Жизни разума» (The Life of Reason, v. 1—5. N. Y., 1905—06), в которой он прослеживал проявления человеческого духа и воображения в различных формах культуры. Уже тогда он скептически относился к ряду концепций американских философов, растворявших сознание и культуру в «нейтральном опыте» (У. Джеймс, неореалисты), а также к номиналистической трактовке универсалий. При объяснении сознания и культуры, считал он, нельзя обойтись без платонизма, т. е. признания бытия идеального. Позднее под влиянием споров неореалистов и критических реалистов по поводу дилеммы эпистемологического монизма и дуализма он написал книгу «Скептицизм и животная вера»...

Подписка на RSS - Сантаяна