Федотов Георгий Петрович (1886 1951) — русский философ, богослов, историк, публицист. Учился в технологическом институте в Петербурге (из которого за участие в социал-демократическом движении был исключен и выслан за границу); вернувшись в 1908 на родину, продолжил образование на историческом отделении Петербургского ун-та. В 1914—1918 — приват-доцент Петербургского, в 1920— 1922 — профессор Саратовского ун-тов; в 1922—1925 работал переводчиком в частных издательствах. В 1925 Ф. эмигрировал и возобновил преподавательскую деятельность: 1926—1940 — проф. Православного Богословского института в Париже, 1943—1951 — в православной духовной семинарии в Нью-Йорке. С 1931 по 1940 Ф. (совместно с И. И. Бунаковым-Фондаминским и Ф. А. Степуном) издавал журнал «Новый град», пропагандировавший идеи христианского социализма. Философские взгляды Ф. претерпели сложную эволюцию: от марксизма к философскому идеализму и от него к христианскому мировосприятию. Сколько-нибудь завершенной и оригинальной философской системы Ф. не создал. Преобладающий жанр его творчества — статьи, очерки, эссе, однако присущие им глубина и отточенность мысли, информационная насыщенность, яркая литературная форма сделали их заметным явлением в истории отечественной философской и общественно-политической мысли 2-й пол. 20 столетия. Большая часть философской, религиозной и исторической публицистики Ф. собрана (уже после его смерти) в книгах «Новый град» (1952), «Христианин и революция» (1957), «Лицо России» (1967), «Россия, Европа и мы» (1973), «Тяжба о России» (1982), «Защита России» (1988). Основные темы философской публицистики Ф.— размышления об историческом прошлом России, бедах и успехах настоящего, социальных и духовных судьбах ее будущего, религиозно-нравственных основах политики, непреходящем духовном содержании культуры и нравственности, защита ценностей демократии. Ф. стремился по-новому осмыслить вопрос о соотношении исторических судеб и особенностей развития России и Европы (с учетом сложной диалектики и оплодотворяющего взаимовлияния отечественной и европейской культур), о месте и роли интеллигенции в духовном кризисе и будущем духовном возрождении России, в созидательных возможностях к-рой он не сомневался и в самые мрачные времена «сталинократии» (термин Ф.). Главное условие духовного и национального возрождения России Ф. видел в создании политической свободы и в культурной работе по освоению духовного, культурного наследия России при одновременном вхождении ее в круг европейских народов. На одно из первых мест он ставил необходимость пробуждения национального самосознания народа, которое должны стимулировать и государство, и церковь. Особое место в творческом наследии Ф. занимает цикл работ по истории рус. духовной культуры: «Стих духовный. Русская народная вера по духовным стихам» (1935), «Святые Древней Руси (X—XII вв.)» (1959), «Русская религиозная мысль» (в 2 т., 1946, на англ. языке), «Сокровища русской духовности» (1948, на англ. языке). В них Ф. нарисовал широкую картину становления и развития русской духовной, в т. ч. философской, мысли в России, выступил против сведения национально-специфического к религиозному, смешения «византийского» и «православного» начал в духовной культуре России.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 479-480.