Вы здесь

Бергсона А.

Бергсон Анри (1859—1941) — французский философ-идеалист, представитель версии интуитивизма, выступавшей под названием «философии жизни». С 1900 — профессор Коллеж де Франс, с 1914 — член Французской академии. В учении Бергсона использованы мотивы Платона, позднего Шеллинга, Шопенгауэра и др. мыслителей-идеалистов. Центральное понятие идеализма Бергсона — «чистая», т. е. нематериальная, «длительность» (отличаемая от «времени» как искаженного человеческим интеллектом представления о «длительности») — первооснова всего сущего. Материя, время, движение — лишь различные формы проявления «длительности» в человеческом представлении и в рассудочных схемах науки. Познание «длительности» доступно лишь интуиции, понимаемой как непонятийное, непосредственное «узрение», «постижение», где «акт познания совпадает с актом, порождающим действительность». Диалектике Бергсона противопоставляет свое учение о «творческой эволюции», основанное на универсализации понятий, заимствованных из биологического идеализма (Витализм). Бергсон оправдывал классовое господство и подчинение, считая его «естественным» состоянием, а войну — неизбежным «законом природы». Философия Бергсона — яркое выражение интуитивизма. Сочинения: «Непосредственные данные сознания» (1889), «Материя и память» (1896), «Творческая эволюция» (1907), «Два источника морали и религии» (1932) и другие.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 41-42.

Бергсона А. Два источника морали и религии (Статья И. И. Блауберга о сочинении А. Бергсона)

«ДВАИСТОЧНИКАМОРАЛИИРЕЛИГИИ» (Les deux sources de la morale et de la religion. P., 1932, рус. пер. 1994) — сочинение А. Бергсона, в котором излагается его этико-социальное и религиозное учение и философия культуры. Основой работы стала эволюционная концепция, сформулированная Бергсоном в «Творческой эволюции» (1907), но преобразованная позднее в свете идей христианского мистицизма, исследованию которого он посвятил более 20 лет.

Подписка на RSS - Бергсона А.