Шопенгауэр Артур (1788— 1860) — немецкий философ-идеалист; снискал себе славу прежде всего как блестящий эссеист. Считал себя последователем Канта. При интерпретации его философских взглядов основной акцент делал на учении об априорных формах чувственности в ущерб учению о категориальной структуре мышления. Главное сочинение Ш.— «Мир как воля и представление» (1818—44). Исходя из кантовского разделения мира явлений и мира ноуменов, Ш. выделял два аспекта понимания субъекта (или Я): тот, который дан в качестве объекта восприятия, и тот, который является субъектом самим по себе, т. е. проявлением воли. Мир как представление, по Ш., всецело обусловлен субъектом и является сферой видимости. Объективация мира происходит в соответствии с «законом достаточного основания» (выступающего в четверояком виде) и имеет строго иерархическую структуру. Ш.— сторонник волюнтаризма. Воля предстает в его учении как космический принцип, лежащий в основе мироздания (все явления суть ступени ее объективации). Органической природе свойственна «воля к жизни». Познание, в т. ч. научное, интерпретируется Ш. как имеющее гл. обр. приспособительную функцию. Воля, по Ш., будучи темной и таинственной силой, крайне эгоцентрична, что означает для каждого индивида вечное стремление, беспокойство, конфликты с др. людьми. Сам Ш. именовал свое учение как «пессимизм». Этический идеал Ш.— в буддийской нирване, в умерщвлении «воли к жизни», в полном аскетизме. Др. путь освобождения от страдания — занятие искусством. «Незаинтересованное созерцание» художника, считал Ш., ведет его к пониманию самой сущности воли, позволяет лицезреть ее адекватные, вечные объективации (идеи), и тем самым «умиротворяется» неистовство воли. В этой части философии Ш. отчетливо звучат платонистские мотивы (Платон). Философия Ш. оказала непосредственное влияние на философию жизни, в первую очередь на Ницше.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 527-528.