Вы здесь

Шпенглер

Шпенглер Освальд (1880—1936) — нем. философ-идеалист, представитель философии жизни, теоретик культуры, историк, публицист. Основные сочинения Шпенглера, излагающее его философию истории,— «Закат Европы» (1—2 тт., 1918—22) — вышло вскоре после поражения Германии в первой мировой войне и имело большой успех. Шпенглера восхваляет «старопрусский дух», монархию, дворянское сословие и милитаризм. Война для Шпенглера — «вечная форма высшего человеческого бытия». Материалистическому пониманию истории Шпенглер противопоставляет фатализм, отрицая понятие исторического прогресса. Шпенглер — сторонник исторического релятивизма. Он отвергает закономерное единство всемирно-исторического развития. История распадается у него на ряд независимых, неповторимых, замкнутых циклических «культур», особых сверхорганизмов, имеющих индивидуальную судьбу и переживающих периоды возникновения, расцвета и умирания. Задачу философии истории Шпенглер сводит к постижению «морфологической структуры» каждой «культуры», в основе которой лежит «душа культуры». Согласно Шпенглеру, начиная с 19 в., т. е. с победой капитализма, западная культура вступила в стадию упадка. Теоретически близкую к Шпенглеру философию истории пропагандировал Тойнби.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 528.

Шпенглер О. Закат Европы (Статья К. А. Свасьяна о философско-исторический труде О. Шпенглера)

«ЗАКАТ ЕВРОПЫ». Очерки морфологии мировой истории» (Der Untergarg des Abendlandes. Umrisse einer Morphologic der Weltgeschichte) — философско-исторический труд О. Шпенглера. Т. 1, «Гештальт и действительность» (Gestalt und Wirklichkeit), вышел в свет в 1918 в Вене, т. 2, «Всемирно-исторические перспективы» (Weltgeschichtliche Perspektiven), в 1922 в Мюнхене (в окончательной редакции оба тома вышли в 1923). Рус. пер.: т. 1. «Образ и действительность», пер. Н. Ф. Гарелина, М, — П., 1923 (переизд. 1993); тоже, под ред. А. А. Франковского. П., 1923 (переизд. 1993); т. 1.

Подписка на RSS - Шпенглер