Автор экспозиции Филимонова М. за укладкой золотой конской попоны. Эрмитаж,2008
Уникальная экспозиция Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника «Сокровища кочевников Евразии» (кочевые народы между Азией и Европой. III тысячелетие до н.э. – XIV в. н.э.), аналогов которой нет в мире, более десяти лет готовилась к открытию старшим научным сотрудником музея Мариной Евгеньевной Филимоновой. Ныне на экспозиции демонстрируется около 20 тысяч ценнейших предметов различных размеров и форм из бронзы, серебра и золота. За долгие годы работы азовским реставраторам удалось восстановить удивительный комплекс сарматского воина – меч в золотых ножнах, золотые фалары, браслет и нарядную конскую сбрую. Кроме этого, на экспозиции представлены серебряные сервизы римского происхождения, золотые ювелирные предметы, исполненные в традициях греко-римского ювелирного искусства I - II вв. н. э., декоративные наборы конской упряжи своеобразного полихромного стиля конца III - первой половины IV в. н. э., неизвестного ранее в Северном Причерноморье.
Самыми значительными экспонатами, составляющими основу экспозиции, являются предметы из погребального комплекса I в. н. э. из кургана 1 могильника «Дачи» на окраине г. Азова, раскопанного в 1986 году археологической экспедицией Ростовского Государственного Университета совместно с азовскими археологами под руководством Е.И. Беспалого: знаменитый меч в золотых ножнах, уникальный по своему декоративному оформлению, исполненному в сарматском полихромном зверином стиле; золотые фалары с фигурами львов и античными камеями, золотой браслет, парадная конская сбруя.
Жемчужиной экспозиции является единственная в мире, реконструированная старшим научным сотрудником Азовского музея-заповедника М.Е.Филимоновой и профессором РГУ С.И. Лукьяшко, золотая конская попона - накидка жертвенного коня последней четверти I в. н.э. размерами 210 см на 110 см. Накидка состоит из 15 тысяч мелких нашивных золотых пластин: 11 тысяч бляшек восьми типов с причудливым орнаментом в виде лунницы, трехступенчатой пирамидки, треугольника, головы барана, стилизованного изображения мирового древа и узла Геракла; 3 тысяч полусферических бляшек и маленьких ромбов, одной тысячи бляшек разных форм и размеров. В древности пластины были нашиты на основу, истлевшую за два тысячелетия, и составляли узор, фрагменты которого удалось зафиксировать. С целью сохранности уникальных экспонатов золотая попона укладывается для экспозиции вручную, а хранится в фондах в сотнях целлофановых пакетах.
Среди различных историко-археологических версий были и совершенно необычные версии происхождения золотой конской попоны, более похожие на легенды или сказочно-фантастический вымысел. Об одной из подобных версий рассказывается в историко-фантастическом рассказе «Золото царя Адона» (Дик Н. Тайны веков. Историческая фантастика: повести и рассказы. – Ростов н/Д: «Издательство БАРО - ПРЕСС», 2011, - 240 с.): «Чувствуя приближение своего конца, старый царь вызвал к себе своих наследников и произнес:
- Сыновья, дни мои сочтены. Я долгие годы возглавлял царство бесстрашных сарматов. Вы стали взрослыми, и каждому из вас по праву принадлежит третья часть моего царства. Но я завещаю свой трон Доню – самому младшему среди вас, самому храброму и мудрейшему. Теперь я хочу, чтобы вы исполнили мое последнее желание: отправляйтесь в три части света и через месяц возвращайтесь с самым неведомым богатством, которого еще не было ни у одного царя. А теперь ступайте и помните мой завет.
Смущенные сыновья молча выслушали старого отца и, опустив голову, вышли из царского шатра. Где искать это неведомое сокровище? Да и что оно из себя представляет? Этого отец не уточнил. Делать было нечего. Привыкшие с детства исполнять любое повеление своего отца, сыновья в спешке собрали небольшие дружины и отправились в дальний неведомый поход по разным частям света.
Несколько недель они провели в поисках сокровищ, совершая неожиданные набеги на лагеря и стойбища жителей верховья Дона. Дым пожарищ десятков разрушенных и разоренных лагерей соседних племен доходил до самых отдаленных уголков всего Южного Приазовья. С богатой добычей, множеством рабов и домашнего скота в положенный срок братья возвратились к своему отцу. Каждому из них было страшно признаться, что они так и не нашли неведомое сокровище, следовательно, не исполнили последнюю волю отца.
Посоветовавшись между собой, братья решили по очереди войти в царский шатер. Первым вошел старший брат. Он преклонил колено перед отцом и произнес:
- Вот, мой повелитель, я выполнил твой наказ.
После этих слов слуги высыпали в ноги умирающего царя огромный мешок награбленного золота.
- Нет, это не то! Мне не нужно твое золото, мне нужна надежда и отрада! – прокричал Адон и выгнал старшего сына из шатра.
Вторым зашел средний сын и, преклонив колено, произнес:
- Я выполнил твой наказ, мой повелитель! Все золото Южного Приазовья у твоих ног.
- Пошел вон, глупец! Мне не нужно золото Приазовья, оно и так давно у меня в руках. Мне нужно мое счастье! – закричал разгневанный царь, выгнав из шатра и второго сына.
Пришел черед третьему, любимому сыну. Долго не решался Доню войти в царский шатер, но, наконец, вооружившись всем своим мужеством, он переступил порог отчего дома.
- О, духи предков! И ты, Доню, явился ко мне с пустыми руками! – вскочив с трона, закричал царь, взмахнул руками и… рухнул замертво перед преклонившимся на колени молодым наследником царского трона. Наступила абсолютная тишина. И только теперь младший из трех братьев понял, что все кончилось.
Над всем царством нависли тучи горя и скорби. Сотни сарматов готовились к погребальному обряду. По обычаям предков, царя надо было похоронить с особыми почестями, поместив рядом с усопшим самые дорогие предметы роскоши, оружия, тела приближенных рабов и любимых животных.
В один из вечеров, за день до погребального обряда, в царском шатре собрались семьи трех его сыновей. Посередине шатра, на топчане, покрытом дорогим покрывалом, лежало тело царя. Стояла зловещая тишина, никто не смел пошевелиться, и только из трех углов шатра-юрты раздавался тихий треск ярко горящих факелов.
Вдруг сильный ветер ворвался в шатер и задул факелы. Никто не успел опомниться, как тело царя стало светиться. Спустя мгновение, вокруг усопшего появилось светящее облако и стало происходить что-то невероятное. Над телом стали появляться небольшие золотые колечки, нити, драгоценные камешки, бляшки различной величины. Они кружились по спирали и образовывали необычную сложную ткань. Будто чья-то неведомая рука искусно вышивала уникальную конскую накидку (чепрак). Теперь уже можно было разглядеть, что накидка состояла из тысяч мелких нашивных бляшек из чистого золота восьми типов с причудливым орнаментом: в виде лунницы, трехступенчатой пирамидки, треугольника, головы барана и узла Геракла. Края накидки постепенно обшивались мелкими ромбовидными и полусферными деталями. Еще одно мгновение - и перед взорами испуганных членов царской семьи предстала удивительная конская попона, поверх которой лежали два фалара конской сбруи в виде золотой диадемы с четырьмя лежащими по кругу львами. Фалары были украшены бронзой, агатом, бирюзой, гранатом и цветным стеклом.
Свет внезапно пропал, а факелы сами зажглись снова. Несколько минут никто не мог пошевельнуться, и только спустя некоторое время сыновья поняли, что это и есть то неведомое сокровище, которым не обладал ни один из сарматских царей. Вот когда сбылось пророчество старой колдуньи: царь так и не увидел при жизни этого удивительного сокровища.
На следующее утро всё племя начало обряд погребения царя. Вначале воины и мастеровые вырыли глубокую квадратную, ориентированную по четырем сторонам света яму. В трех углах ямы прорыли особые тайники трех-четырех метров. Тело царя, обмотанное в несколько плащениц из золотой парчи, уложили посередине ямы, а вокруг него разложили все племенные сокровища. Но самые дорогие, вместе с телами двух ближайших рабов и одного воина, были помещены в потайные углубления. Вокруг тела слуги-воина аккуратно разложили дорогие стрелы с железными трехлопастными наконечниками, лошадиные сбруи и кольчуги из золотой фольги, кожаные расшитые ремни с золотыми дисковидными, полусферическими и ромбообразными бляшками с приподнятыми петельками, несколько глиняных и стеклянных кувшинов и чаш. В одно из потайных углублений поместили сложенную в несколько раз уникальную лошадиную попону. Теперь очередь пришла и сыновьям. По обычаю, наследники должны были последними уложить на тело умершего отца самые дорогие ему при жизни предметы быта и оружие. Поверх попоны Доню уложил парадную упряжь лошади, красивый кинжал с золотой обкладкой ножен, который он подарил отцу совсем недавно, и массивный золотой браслет...».
В погребениях сарматской знати азовские археологи встречают иноземные изделия, в том числе металлическую посуду римского и средиземноморского происхождения, которая нередко составляет целые сервизы. Два подобных сервиза также представлены в экспозиции. Здесь можно увидеть и оригинальный серебряный кувшин, украшенный мифологическими сценами, не имеющий аналогов в сарматских погребениях и памятниках Северного Причерноморья. Здесь можно увидеть предметы быта и роскоши кочевнической знати позднесарматского периода (II-IV вв.н.э) - золотые изделия, выполненные в традициях греко-римского ювелирного искусства: подвески, серьги, ожерелья, флаконы для ароматических веществ, украшенные сердоликом, гранатом или цветным стеклом в напаянных гнёздах.
География и история происхождения предметов – наследия кочевых племён, живших на Нижнем Дону на протяжении трёх тысячелетий, самая различная - с VIII в. до н.э. по XIV вв. н.э., наиболее ранние археологические находки, представленные в экспозиции, датируются III – II тысячелетиями до н.э.
Ювелирные украшения, детали конской упряжи, золотая и серебряная посуда, оружие были обнаружены в результате археологических раскопок на территории Низовья Дона и Ростовской области. Авторы раскопок – Беспалый Е.И., Белинский И.В., Бейсов Г.С., Бойко А.Л., Брашинский И.Б., Бабешко И.Г., Волков И.В., Головкова Н.Н., Горбенко А.А., Глебов В.П., Гуркин С.В., Гордин И.А., Гудименко И.В., Копылов В.П., Кияшко В.Я., Кореняко В.А., Козюменко Е.В., Лукьяшко С.И., Ларенок П.А., Марченко К.К., Максименко В.Е., Парусимов И.Н., Потапов В.В., Смирнов К.Ф., Фомичёв Н.М., Фёдорова – Давыдова Э.А, Чалый В.В., Яценко В.В.
Большинство экспонатов из экспозиции «Сокровища кочевников Евразии» в 1991 году побывали в японских городах Токио, Киото и Фукуока; в 1993 году – в Швейцарии и Цюрихе, в 1995 году – во французском городе Даулас; в 1997 году – в Шотландии, в городе Глазгло; в 2001 году – во французских городах Тулуза и Париж.
С 26 апреля по 26 октября 2009 года выставка «Золото степей» с экспонатами из главной азовской экспозиции работала в Музейном центре Кунстхалле, город Леобен, Австрия. За это время выставку посетило 65480 человек. А с 25 ноября 2009 года по 25 мая 2010 года с раритетами Азовского музея-заповедника знакомились жители Германии в выставочном зале Райсс-Энгельхорн-Музеен (г. Маннгейм). За почти шесть месяцев пребывания выставки в Германии с ней ознакомилось свыше 50 тысяч немцев и жителей европейских стран.
На протяжении ряда лет Азовский музей-заповедник принимает участие в крупнейших экспозиционных проектах Всероссийского и Международного уровня. Предметы из коллекции драгоценных металлов экспонировались в Японии, Франции, Великобритании, Швейцарии, в музеях г. Москвы (Государственный исторический музей, Музей искусств народов Востока), в Государственном Эрмитаже (г. Санкт - Петербург).
Проект экспозиции Азовского музея - заповедника «Сокровища кочевников Евразии» (автор экспозиции Филимонова М.Е., дизайнер Бессмертный Ю.Б.) в 2006 году стал финалистом VIII Всероссийского музейного фестиваля «Интермузей – 2006».