В музее М.А. Шолохова. Группа писателей и ученых, приехавших отметить 100-летие Шолохова.
За последние годы все чаще стали выходить энциклопедии, посвященные выдающимся писателям русской литературы, недавно вышла «Розановская энциклопедия», чуть раньше - энциклопедии «Достоевский», «Булгаков»… Авторы предисловий чётко формулируют свои принципы работы, говорят о субъективизме в собственных оценках тех или иных литературно-общественных вопросов, за ними нет никакого академического института, научного коллектива, который все бы это прочитывал, десятки лет обсуждал и приходил к какому-то якобы объективному мнению, которое публикуется в энциклопедии. Чаще всего называют книги , вышедшие в издательстве «Советская энциклопедия», такие, как «Русские писатели. 1800-1917. Серия биографических словарей. М.,1989-2007. Не стоит даже подсчитывать, сколько лет сотрудники там работают над каждой статьей, сколько лет выпускается каждый том, сколько вообще сотрудников там работают.
Предлагаемая энциклопедия – это итог моей пятидесятилетней работы по изучению личности и творчества Михаила Александровича Шолохова: первая моя статья «Два Григория Мелехова», обошедшая редакции всех москоских журналов и газет, побывавшая и в в журнале «Дон», но вышедшая в 1958 году в журнале «Филологические науки» как полемическая. Критики и литературоведы ее как бы не заметили, лишь В.В.Гура, Ф.А.Абрамов в книге «М.А.Шолохов. Семинарий.( Издание второе, дополненное.Л., 1962) заметили мою статью: «Несколько в стороне от этой дискуссии стоит статья В.В.Петелина «Два Григория Мелехова» ( Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1958, № 4, с.124-138). Автор ее считает , что на страницах «Тихого Дона» нарисован совершенно положительный характер Григория, а в книгах исследователей этого романа, с помощью какой-то специальной «обработки» его текста, создан другой, отрицательный персонаж…»(с.31). Затем выходили мои книги «Гуманизм Шолохова»( 1965), «Михаил Шолохов»( 1974), «Михаил Шолохов» (1986), «Жизнь Шолохова»( 2002), « М.А.Шолохов. Письма 1924-1984. Жизнеописание в документах. М., 2003), «Михаил Шолохов в воспоминаниях современников». М., 2005), в которых я много раз писал, что мои предшественники были жертвами господствовавшей идеологии, они много лет упрямо доказывали, что произведения М.А.Шолохова – образцы метода социалистического реализма, что-то опуская, что-то извращая, превратно толкуя текст и творческий замысел.
Эта Энциклопедия злободневна и актуальна. До сих пор не смолкает острейшая полемика вокруг «Тихого Дона», развязанная больше восьмидесяти лет тому назад и поддержанная А.Солженицыным в 1974 году, выпустившего в свет книгу «Стремя «Тихого Дона», книгу слабую, но полную клеветы и напраслины.
В предлагаемой энциклопедии всесторонне освещена личность и творчество Михаила Александровича Шолохова, его новаторство и глубина созданных им характеров, в его письмах, которые приведены здесь полностью, - неподдельная его биография, в письмах Евгении Левицкой – подробности его личной и творческой жизни, а в письмах И.В.Сталину раскрывается его мужество и гражданское бесстрашие, его полемика против бессудных расправ над преданными революции и советской власти коммунистов и беспартийных. Описав все безумие областных партийных властей в письме Петру Луговому, «События в Вешках приняли чудовищный характер», «людей сделали врагами народа», «из партии уже исключено около 300», Шолохов в письме Сталину в апреле 1933 года писал: « Обойти молчанием то, что в течение трех месяцев творилось в Вешенском и Верхне-Донском районах, нельзя. Решил, что лучше написать Вам, нежели на таком материале создавать последнюю книгу «Поднятой целины»( См.: Письма 1924-1984. С.205).
В предлагаемой энциклопедии автор внимательно исследует «Донские рассказы», «Тихий Дон», «Поднятую целину», «Они сражались за родину», военные рассказы, рассказывает о творческой истории этих произведений, подробно анализирует созданные Шолоховым характеры и их место в русской литературе ХХ века. Автор дает обзор ценных критических и литературоведческих работ об упомянутых произведениях, полемизирует с теми, кто по своей прихоти навязывал М.А.Шолохову так называемых «соавторов».
Шолохов принимал активное участие в Великой Отечественной войне, тяжело был контужен во время крушения бомбардировщика под Самарой, похоронил мать в Вешенской, погибшей во время вражеской бомбардировки станицы. И после войны претерпел много лишений и невзгод, особенно от Хрущева, Брежнева и от их партийной команды.
После получения Сталинской премии, которую он передал в фонд обороны, и смерти Сталина отношения с властью лишь ухудшались. Хрущев и Брежнев , дорвавшись до власти, думали, что они могут быть и вершителями судеб в литературе и искусстве: Хрущев ухудшил замысел «Поднятой целины»( см. воспоминания А.Аджубея), а Брежнев, по словам Светланы Михайловны Шолоховой, погубил роман «Они сражались за родину».
Эта энциклопедия о трагедии русского гениального писателя, которому лишь в 30-е годы ХХ века дали частично высказать то, что он задумал, несмотря на мучительные препятствия , стоявшие на его пути, а потом цензура и официальная идеология постоянно вмешивалась, нарушая творческий процесс и мешая подлинности и правдивости в создаваемых картинах..
При подготовке Энциклопедии к изданию необходимо знать, что в науке существуют два типа комментариев, о чем не так давно напомнил главный редактор Энциклопедии А.Л.Горкин: «Наша энциклопедическая школа относится к так называемой немецко-российской и сильно отличается от школы англо-французской. У них в энциклопедиях – статьи сугубо авторские, оценочные, публицистичные. Мы же, наоборот, отличаемся некоторой сухостью, педантичностью, здоровым консерватизмом»( см.: Московский комсомолец. 2000. 12 февраля). Правила полезны и необходимы в «Правилах уличного движения» , а даже в самой консервативной области человеческой жизни – академической науке – все эти правила и «принципы» должны почаще пересматриваться, а порой и просто отвергаться, чтобы не было застоя и затхлости. А как получилось в данном случае – судить широкому кругу читателей, для которых и предназначена эта Энциклопедия. Здесь не только сведения о «Донских рассказах», «Тихом Доне», «Поднятой целине», но и о встречах с разными людьми, а при встречах люди обычно разговаривают, делятся своими переживаниями, раздумьями, замыслами, не выдуманными автором, а подлинными, документальными. Поэтому в Энциклопедию вводится диалог, внутренний монолог, описание внешней и внутренней обстановки, подлинные цитаты из воспоминаний, писем, других документов, которые не отличались строгой академичностью.Вспоминаю бессмертного Монтеня и повторяю вслед за ним: « Это искренняя книга, читатель». И, слегка перефразируя его « К читателю», продолжу: книга эта « с самого начала предуведомляет тебя, что я не ставил себе иных целей», кроме выявления истины, заключающейся в том, чтобы дать жизнеописание Шолохова в документах, которые реконструируют многогранный, противоречивый характер создателя «Тихого Дона», его великую жизнь, полную страстей .
Увешанный орденами и медалями, лауреат Сталинской, Ленинской, Нобелевской премий, М.А.Шолохов не мог противостоять бюрократической власти в Советском Союзе, в России, он боролся, но…оставил лишь великие художественные произведения.
И рядом с бессмертными образами мировой литературы, обобщающими в себе тысячелетний опыт человечества, - с Гамлетом, Дон-Кихотом, Фаустом, - мы вправе поставить уже вчера и сегодня гениальный художественный монолит – русского человека Григория Мелехова.