Разумеется, культура любой эпохи имеет духовные корни в предыдущей эпохе. Соответственно, можно отыскать корни финикийской философии в мудрости великих цивилизаций бронзового века. Может даже сложиться впечатление, что «нет ничего нового под солнцем». Но ведь точно так же неясно, скажем, когда именно в Англии начался (и когда закончился) промышленный переворот. Однако понятно, что при этом производство постепенно перешло на качественно новую ступень. Именно потому, что для Англии промышленная революция была естественно происходившим процессом, там трудно назвать какую-либо четкую дату. А вот у других народов с этим проще: промышленный переворот у всех них начался со ввоза английских станков и машин. И относительно такого заимствования точные документы и даты у нас имеются. О таком же постепенном рождении нового качества следует говорить и при переходе от мудрости бронзового века к финикийской философии. А вот греческая философия сразу возникает в готовом виде именно потому, что была в готовом же виде позаимствована.
Вклад Греции в сокровищницу мировой культуры огромен; но философия в Греции не возникала. Вошедший во все учебники и энциклопедии тезис о том, что «первые философские учения возникли 2500 лет назад в Индии, Китае и Древней Греции» неверен, по крайней мере, в отношении последнего географического пункта. Философия как «теоретическая форма сознания, рационально обосновывающая свои принципы, в отличии от мифологии и религии» впервые в человеческой истории возникла в Финикии, примерно в IX-VIII вв. до н. э. (Заметим, кстати, что некоторые важнейшие культурные достижения финикийцев, такие, как технологию бетона и сооружение многоэтажных зданий, греки классической поры так и не позаимствовали вообще; то же возможно и в духовной сфере).
В учебниках по истории философии (начиная с Гегеля) установился такой порядок подачи материала. Сначала говорится о зарождении философии и о жреческой «предфилософии» в древних Египте и Месопотамии. Затем рассказывается о философии Древней Индии и Китая, а потом - о Греции, начиная с Фалеса и Пифагора. Финикийцев иногда упоминают в главе о «предфилософии». Учения Моха и Санхунйатона упорно не признаются «настоящей» философией, и, как правило, вообще не упоминается о мыслителях Ветхого Завета. В то же время учения Индии и Китая, даже буддизм, изучаются именно как философские системы, хотя они фактически не вычленены из соответствующих религиозно-мифологических систем. Подобная подача материала очевидно устарела.
Не следует смешивать философию Древней Передней Азии (Финикии и Иудеи) со жреческой предфилософией. Мыслители Финикии - авторы финикийских космогоний, Мох и Санхунйатон - впервые в мире создали натурфилософию - именно теоретическую форму сознания, рационально обосновывающую свои принципы. В частности, Мох впервые в мире выдвинул теорию атомов, ставшую фундаментом современного естествознания. Можно предположить, что это был «числовой» атомизм, подобный пифагорейскому. Санхунйатон был первым в мире ученым, рассматривавшим развитие материи во Вселенной как естественную эволюцию. Он впервые выдвинул рациональную теорию возникновения религии и по праву должен считаться основателем социальной философии. Именно в Финикии было положено начало математике как науке о числах и вычислениях. Там астрономия стала практической наукой, помогающей мореплаванию. Можно предположить, что именно в Финикии впервые был сформулирован философский принцип «все есть число». Учения финикийских философов были позаимствованы вместе с финикийской письменностью древними греками и дошли до нас в изложении Лина, Ферекида, Фалеса и Пифагора.
Пифагорейцы (а позднее платоники) позаимствовали также ту форму социальных институтов и систему высшего образования, в которой философия впервые сложилась как отдельная форма общественного сознания - «школы учеников пророков», в частности, последователей Моха. Наконец, духовный импульс из Финикии был воспринят всем Ханааном, в частности, пророками и мыслителями Иудеи, творцами многих книг Ветхого Завета.
В Библии содержатся тексты рационально-философские по своей природе, время создания ядра которых следует датировать IX-VII вв. до н. э. Это книги Экклезиаста, Иова, отчасти Ионы и Исайи. Их также следует изучать именно как философские тексты.
Таким образом, в учебниках главе о философии Древней Греции должна предшествовать глава «Философия Древней Передней Азии».
Первая родина философии - Передняя Азия, самая высокоразвитая в социальном отношении ее часть, тогдашний центр «мира-экономики». Причем здесь нет оснований говорить о внезапном «финикийском чуде»: налицо ситуация «культурного континуитета», т. е. новые формы духовной жизни развились на прочном фундаменте традиций предшествующей эпохи - традиций прежде всего самого Ханаана, но также и всего огромного региона цивилизации бронзового века: от Европы (особенно Эгейского мира) до Ирана. «Искусство Финикии I тысячелетия до н. э. было мало самостоятельным. В Финикии подражали в основном египетским и отчасти ассирийским образцам», - сказано во «Всемирной истории» [16, с.503]. Но именно в открытости Финикии, этого «мирового перекрестка», самым различным культурным влияниям и состоит глубокая оригинальность ее культуры, создавшая возможность нового синтеза (эта способность «отовсюду заимствовать лучшее» была позднее присуща, как мы знаем, и древним афинянам).
Можно утверждать, что финикийцы утвердили социальный тип мудреца, ставший основным во всей последующей интеллектуальной истории Европы и Ближнего Востока, - городской мудрец, в противоположность отшельнику-аскету в Индии и царскому чиновнику в Китае.
Особенно тесные взаимосвязи культуры Европы и Передней Азии, их духовная близость, особенно по сравнению с Индией и Восточной Азией, с их совершенно другим духовным миром - факт в целом общепризнанный. Так, Карл Ясперс пишет: «Резкая граница между великими культурами должна проходить между Персией и Индией. До Инда европеец может считать, что он находится в Европе, утверждает лорд Эльфинстон (которого цитирует Гегель)... Мир Передней Азии и Европы противостоит в качестве относительной целостности двум другим мирам - Индии и Китаю. Запад являет собой взаимосвязанный мир - от Вавилона и Египта до наших дней... Так, Ветхий Завет, ирано-персидская культура и христианство принадлежат к Западному миру» (куда он относит и ислам!) [104, с. 77, 95].
Этот тезис мирно соседствует у Ясперса с другим, тоже широко распространенным: «Запад возник на основе христианства и античности... его истоки - библейская религия и греческая культура»; он пишет, что основы Западного мира заложили «как культура иудеев, так и культура греков» [104, с. 83, 77]. Т. е. получается, что у культуры современного Запада два разных истока - от греков и от иудеев. На самом деле исток культуры Запада как целостности один. Мудрость Запада - финикийская мудрость.