Закон рукотворца в эволюции творческого мозга. О трагических последствиях игнорирования его отечественной системой образования
Ребенок в 4 года (если ему создать для этого элементарные условия) похож на муравья - вечно что-то ищет, тащит, собирает, разбирает! Наглядный пример того, как человек уже на раннем этапе детства способен познавать и творить мир с помощью рукотворчества. В моменты рукотворческого созидания ребенок еще и что-то вечно приговаривает про себя, т.е. он еще и одухотворен образами, ассоциированными со словами.
Но соблюдаем ли мы эти законы рукоТворца и речетворного развития ребенка в образовательных учреждениях? Учреждениях, в которых работают больше миллиона профессионалов в области воспитания – учителей, воспитателей, психологов и т.д.
Мы ребенка отправляем в школу для того, чтобы он там многие часы, месяцы, годы пребывал и «развивался» в режиме обездвиженности (косности) тела и в «безрукости», т.е. пребывал в состоянии тотального закрепощения чувств, тела и рук. Чтобы он механически заучивал и заучивал отрешенные от жизни абстракции. Известный отечественный педагог-новатор В.Ф. Шаталов (1998) пишет, что до чего все увлеклись «закачкой» информации в головы детей, рот раскрыть за день и то дают не более чем на 1,5 – 2 минуты!
А ведь науке хорошо известно, что наибольшее представительство в коре головного мозга нормальных людей занимает наша рука, ее кисть и пальцы (рис. 31). Не включенность на ранних этапах детства рук в полноценное рукотворчество – это не включенность в активность обширных зон новейшей (рукотворной) коры головного мозга, а в итоге – её депрессия и обратное развитие.
Видный отечественный нейрофизиолог ак. Н.П. Бехтерева (2007) утверждала: мозг, с одной стороны, стремится «автоматизировать любую повторяющуюся деятельность», с другой, «если на такой автоматический режим переводится почти вся наша деятельность… человек может быстро отупеть и состарится». На вопрос корреспондента "Учительская газета" «И что же может спасти нас от отупения?» Н.П. Бехтерева отвечает: «Творчество. Сверхзадачи, которые можно решить только с помощью своего интеллекта». А вот здесь как раз и кроется мировоззренческая ловушка.
Рис. 31. Представительство различных частей тела в коре головного мозга.
Как тут не обратится к учению основоположника отечественной психофизиологии - И.М. Сеченова. Обратиться к центральной его идее о том, где и как зарождаются творческие мысли детей (да и взрослых). С аргументами в руках великий мыслитель показал - творческая мысль не рождается сама по себе в наших головах. Творческая мысль зарождается только в недрах творческих (произвольно-волевых – прим. наше) мышц (творческих рук – прим. наше). Вот как об этом писал великий мыслитель: «Все без исключения психические акты, не осложненные страстным элементом развиваются путем рефлекса» (т.е. чувственно–моторного акта – прим. наше). При этом первичным в деле психогенеза является не информация, а мышечное ощущение (усилие – прим. наше), которое «в деле анализа своих ощущений соединяет в себе способность глаза и свойства уха».
И только «снятые» с глаз и ушей и зафиксированные на мышечном звене ощущения, «доходят до сознания в форме какого-то усилия». Следовательно, только в творческом мышечном усилии-действии зарождается реальная творческая мысль. И это означает только то, что процессы мышления и мышечных усилий у ребенка не отделимы друг от друга. Другой вопрос, что эти усилия могут всегда совершенствоваться и стать автоматизированными (свободными) в пластике и ритмах. Например, стать такими как у виртуоза музыканта. Как у любого мастера – рукоТворца.
Поэтому не автоматизм деятельности ведет к «отупению», а вербальный «интеллектуализм» и мышечная бездеятельность. Кроме того, к такому же отупению ведет и деятельность, выполняемая на фоне телесно-мышечной скованности (судорожности), т.е. на фоне неоформленности ритмов и пластики (автоматизма) усилий.
И эту главную мысль утверждал еще в позапрошлом веке И.М. Сеченов: у психически нормального ребенка (человека) мысль закольцована и интимно связана с чувством и движением (усилием). «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге — везде окончательным фактом является мышечное движение. Чтобы помочь читателю поскорее помириться с этой мыслью, я ему напомню рамку, созданную умом народов и в которую укладываются все вообще проявления мозговой деятельности, рамка эта — слово и дело. Под делом народный ум разумеет, без сомнения, всякую внешнюю механическую деятельность человека, которая возможна лишь при посредстве мышц. А под словом уже вы, вследствие вашего развития, должны разуметь, любезный читатель, известное сочетание звуков, которые произведены в гортани и полости рта при посредстве опять тех же мышечных движений»
Следовательно, по И.М. Сеченову, собственная мысль – это собственное ощущение, воплощенное в собственное мышечное усилие. Врожденная потребность у ребенка творить руками – это и есть потребность чувств (души) творить собственные мысли. Заглушить потребность творить мир собственными руками – значит убить способность к творению собственных мыслей. Но мы никак не хотим вникнуть в то, насколько опасно, и особенно для ребенка, заниматься «рафинированной» от чувств и мышечных усилий так называемой «интеллектуальной» (чисто информационной) деятельностью, т.е. тем, чем и занимается наша школа на протяжении всего периода взросления ребенка.
Анализ мировых достижений наук о человеке убеждает: эволюция творческого мозга, в т.ч. духовно–психических способностей людей, шла по закону рукоТворца. Человек-Творец – это человек–мастер, который с детства и на протяжении всей жизни совершенствовал потенциал умелых (умных) рук и за счет этого – потенциал творческих способностей умного мозга. Именно этой цели всегда служили народные культуры и народная педагогика.
Выполненные под нашим руководством исследования подтверждают первичную роль развития творческих рук в формировании базовой духовной сущности людей – творческого воображения, а в итоге творческого разума. Вот почему классическая «безного-седалищная» и «безрукая» школа ведет к быстрому угасанию творческого воображения (внутреннего духовного зрения), творческих способностей мозга. В частности, только за три первых учебных года в такой школе, продуктивное творческое воображение угасало в 2 раза, целостность миропредставления – в 4 раза, переживание пространства и времени – в 2 раза, рост механических инструктивно запрограммируемых знаний - в 3 раза (М.А. Ненашева, 1998 г. – рис. 32).
I II
Рис. 32. Динамика творческого воображения в процессе школьного обучения.
I – группа с высокими показателями;
II – группа с низкими показателями;
ЭГ – группа активно занимавшаяся рукотворчеством;
КГ – группа не занимавшаяся рукотворчеством.
Следовательно, базовыми характеристиками нашего творческого разума не является все то, чем занимается школа на протяжении всего периода взросления детей. Оказалось, базовой характеристикой нашего творческого разума является воссоздаваемое у каждого ребенка внутреннее духовно-творческое воззрение на мир, в т.ч. – способность духовно переживать протяженность пространства и времени. И такое возможно только за счет привития и воссоздания у ребенка способностей «летать» на крыльях творческого воображения. Установлено: дальность «полета» на крыльях творческого воображения (духовного зрения) прямо пропорциональна освоенности ребенком с помощью собственных ног пространства мира, а образная емкость творческого воображения - прямо пропорциональна мере преображения собственными руками образов мира (лепка, рисование, конструирование, - В.Ф. Базарный, 1986 - 2005).
Полученные данные позволяют глубже понять величие слов великого греческого философа Гераклита, жившего в VI веке д.н.э. Понять, почему он сравнивал разум с огромным пространством, «границ которого нельзя достичь, даже если идти вдоль каждой тропы».
В этих условиях встает естественный вопрос: в каком же направлении начнет эволюционировать наш творческий мозг, если сменяющие друг друга поколения мы начнем образовывать в «безногости» и «безрукости»? Естественно ожидать, что такой режим «образования» спровоцирует процессы регрессии нейроэпителиальных отделов мозга, ответственных за управление произвольными действиями рук - кисти – пальцев.
Выполненные под нашим руководством исследования выявили: такая школа постепенно выводит качественно новый постинформационный подвид некогда человека-Творца. Отличительными чертами такого подвида являются угасание творческих способностей рук и мозга на фоне трансформации разума в искусственный инструктивно-программируемый биоинтеллект (интеллект зомби). Вместе с этим начал радикально меняться и телесно-моторный психотип. Речь идет о нарастании в поколениях синдрома «ластоногости» ног и неловко болтающих рук («орангутангорукости»). Речь идет о нарастании судорожно–взрывной моторной реактивности, спазмотонических поражений тела, неуправляемости своими инстинктами и страстями, а также нарастанием эпидемии психических нарушений. Вот откуда произрастает уже эпидемией поразивший детей синдром дефицита внимания с гиперактивностью (см. Раздел III.5).