Из предыдущих разделов настоящей работы можно понять, почему процесс взращивания дитя человеческого духовные учения сравнивают с садом. Человек будет оставаться человеком до тех пор, пока будет оставаться соТворцом, творящим новую человеческую сущность у каждого пришедшего в этот мир дитя человеческого – цельный одухотворенный творчеством и красотой сердечный разум.
Но что станет со всеми нами, если нас на этапе детства при воспроизводстве новых поколений лишить всей той «агрокультуры», с помощью которой народы вочеловечивали каждого ребенка и которую мы частично описали выше? Если лишить нас на этапе детства пространства, лишить всего сенсорного богатства живой жизни: цвета, света, образов, движений; лишить одухотворяющих чувств колыбелей и колыбельных песен, трудоемкого и продолжительного введения ребенка в речетворчество, в мир сказок, в рукотворчество, в посильный детский труд и многое, многое другое. И вместо всех этих вочеловечивающих способов воспитания, тысячелетиями наработанных народными культурами, на весь период взросления «похоронить» живые чувства ребенка в 4-х камерных стенах, которые названы таким привлекательным для непосвященных словом, как учебно-познавательное пространство (школьный класс). А в этих стенах навязать ребенку такой метод познания виртуальной жизни, при котором даже взрослые «погружаются в бессонницу», «ночные боли в области сердца», «обмороки», «коллапс» и даже инсульты и инфаркты.
В своей книге «Что такое психология» (М. «Мир». 1996) известный канадский психолог Ж. Годфруа приводит следующее «Письмо учительницы»:
«Большая часть жизни ребенка и подростка связана со школой. Поэтому влияние школьной системы на интеллектуальное развитие ребенка может быть весьма значительным. В связи с этим мы вправе ожидать, что в школе все должно быть сделано для того, что способности каждого развивались как можно лучше. А что мы имеем в действительности?
Чаще всего обычная школьная система представляет собой прямую противоположность жизни. Все здесь застыло и подчинено жестким правилам. Ребенок, приходящий в школу, попадает в мир «учеников, заучивающих все что угодно, не задаваясь даже вопросом о смысле поглощаемых ими знаний, лишь бы в конце концов получить диплом. Эти дети ждут не дождутся того дня, когда им не надо больше ничего учить. Ребенок столкнется с экзаменами, на которых никто абсолютно ничего нового не узнает и каждый говорит о том, что он уже выучил и усвоил. Он увидит учителей, которые являются для учеников надсмотрщиками, а не помощниками в решении задач, эти учителя ведут себя как настоящие браконьеры – они повсюду расставляют ловушки и создают искусственные трудности в таком количестве, с которым человек никогда не столкнется в повседневной жизни.
Однако самое ценное качество ученика традиционной школы – послушание. «Хороший ученик» - это спокойный ребенок, ничего не говорящий без разрешения, отвечающий только на те вопросы, которые ему задают, и именно так, как от него требуется. Мы уже говорили, к каким последствиям это может привести у детей с высокими творческими способностями, но низким уровнем «интеллекта».
Специально изучал динамику развития и здоровья детей в школе под влиянием учебного процесса доктор Гильом (из Нефштале). (Цит. по Д.И.Писарев. 1865). Вот его данные:
Число учеников..................................................731
Искривлений позвоночного столба...............218
Школьных зобов..............................................414
Хроническая головная боль............................296
Периодические кровотечения........................155
Итого болезненных случаев..........................1083
При этом уже в те годы автор утверждает: все перечисленные недуги порождены исключительно школьными занятиями.
А вот как об этом писал весьма авторитетный в Европев те годы французский доктор Ламанн (цит. по М. Платен. 1994): “Много спорили и спорят еще и теперь о переутомлении. Для здорового и крепкого ребенка требования школы вовсе не чрезмерны, но положительно невыносимы, чтобы при системе, царящей в нашей школе, при пренебрежении физическим воспитанием, даже самый здоровый материал оставался бы здоровым, и таким образом, вредные последствия извращенной педагогической системы не могут не сказываться на юношах и на взрослых...
Вот почему, когда приходит время занятий в школе, мы видим, как бледнеют румяные щечки детей, как раздаются постоянные жалобы на отсутствие аппетита, расстройство пищеварения, головные боли и прочее и, как иными словами развиваются явления настоящей неврастении...Но вот ребенок одолел школу, и все же ложная система воспитания продолжает оказывать свое влияние...Природа заявляет свои права, но ложно направленный инстинкт юности заставляет искать суррогатов утраченного детства в сомнительных развлечениях, растлевающих душу и тело. Многие, очень многие из них погибают прежде всего потому, что в этом возрасте изнуряющие хронические заболевания уносят особенно много жертв: уцелевшие же болезненным характером своих идей ясно свидетельствуют, что их нервная система получила сильное потрясение. Для многих в это время наступает пора экзаменов, являющихся как бы специальной пробой на неврастению... Один при этой работе получает неврастеническую головную боль, которая делает его полным “идиотом” и неспособным к работе, у другого начинается нервное расстройство пищеварения, третий совершенно теряет всякое мужество. По окончании экзаменов нервная система многих до такой степени расшатана и истощена, что они уже не способны ни к какой дальнейшей деятельности...
При полном упадке нервной энергии несчастные жертвы уродливого воспитания (обучения - примечание наше) кончают самоубийством или, по меньшей мере, являют нам зрелище физически и психически совершенно разбитых людей”.
Наконец, под влиянием неопровержимых фактов в 1904 году в Нюрнберге был вынужден собраться всемирный конгресс по школьной гигиене. На нем многие видные медики и гигиенисты уже перед представителями мирового сообщества говорили о трагическом влиянии навязанной модели образования на развитие и здоровье детей.
Приведем лишь одну выдержку из доклада авторитетного в те годы доктора Земерад (из Богемии): «Часто страшно бывает взглянуть на шестилетнего ребенка, поступающего в школу. В лице ни кровинки, весь организм достиг крайней степени истощения. Восьмилетнее пребывание в школе отражается очень вредно на здоровье этих слабых существ. Прежде 14 летняя девушка была сильна, хорошо развита… настоящая невеста. Теперь же это слабая, худощавая и бледная девочка с худенькими ручонками и тонкими ногами. Таковы же и мальчики».
Увы, конгрессы, форумы собираются, разъезжаются и… забываются. А недоразвитые с «тщедушностью телес» и букетами сугубо школьных хронических заболеваний молодые люди оставляли после себя еще более слабое болезненное потомство. А кто еще сомневается, достаточно припомнить, какие телом и силой духа обладали наши прадеды, какими были наши деды и отцы и какими стали мы. Какими стали наши дети и внуки!
О трагических последствиях не прекращающихся педагогических экспериментов над детьми, прикрываемых «инновациями» и «реформами», заговорили многие специалисты.. В конце концов, на объединенной сессии 6 академий (октябрь 2006 г.) Президент РАМН М.М. Давыдов во всеуслышание заявил: среди выпускников школ у нас более нет здоровых молодых людей!
Более точно поразившую наш народ трагедию называет видный отечественный ученый директор Научного центра здоровья детей РАМН, главный педиатр России ак. А.А. Баранов (2007г.): «Идет физическая деградация современных детей…». («"Московский комсомолец"», 22.02. 2007 г.)
В итоге, И. Бестужев Лада приходит к неумолимому заключению: « Человек потихоньку кончается…» («Медицинская газета», №68 от 04.09.2002г.)
Еще в XIX веке о методике образования швейцарский мыслитель–педагог Адольф Ферьер писал следующие проникновенные слова:
«И сотворили школу так, как велел им дьявол. Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах. Ребенку нравится сознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому все устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы. Он не может оставаться без движения – его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить – ему приказали молчать. Он стремится понять – ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам искать знания – ему они даются в готовом виде.
…И тогда дети научились тому, чему они никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться.
И вот что произошло. Как и хотел того дьявол, некоторые люди зачахли, стали вялыми и пассивными, утратили всякий интерес к жизни. Они лишились счастья и здоровья. Пропали Любовь и Доброта. Мысли стали сухими и серыми, души зачерствели, сердца озлобились.
И погибла школа, которую так ловко придумал дьявол».
Не услышали мы даже тех, кто пытался на языке поэтических истин подсказать нам:
«Что значит знать….
Вот, друг мой, в чем вопрос.
На этот счет у нас не все в порядке.
Немногих, проникавших в суть вещей
И раскрывавших всем души скрижали,
Сжигали на кострах и распинали,
Как вам известно, самых давних дней …
Пергаменты не утоляют жажды.
Ключ мудрости не на страницах книг.
Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,
В своей душе находит он родник…».
Ах, господи, но жизнь-то нелегка
А путь к познанию дальний…
Глядишь – его на полпути
Удар от прилежанья хватит.
(И. В. Гете, «Фауст»)
Так что притча А. Ферьера о том, что только дьявол мог предложить такую модель образования, не так уж далека от истины.