Епископ Феофан Затворник: «До сих пор я предлагал тебе о четырех орудиях, потребных тебе к одолению врагов в невидимой брани, как то: о ненадеянии на себя, о надежде непоколебимой на Бога, о противостоянии греху и борьбе с ним и о молитве. Теперь я хочу указать тебе на иное некое могущественное в сем деле орудие, именно – на Пресвятое Таинство Евхаристии. Таинство сие как между таинствами есть самое высшее, так и в числе орудий духовных есть самое сильное и врагопоразительное. Теми четырьмя орудиями боремся с врагами мы силою Христовою, в сем же – Сам Христос Господь поражает врагов наших нами или вместе с нами… Внемли же сему и Святых Христовых Таин причащайся сколько можно чаще, как только имеешь разрешение от духовного отца своего…» (Еп. Феофан. Невидимая брань. С. 212.).
Епископ Игнатий (Брянчанинов): «Приобщение Святыми Таинами установлено ежедневное. Ежедневное Приобщение Жизни Христовой долженствует ежедневно оживлять христианина духовной жизнью… Частое Причащение, что иное значит, как не обновление в себе свойств Богочеловека, как не обновление себя этими свойствами…» (Еп. Игнатий. Сочинения. СПб., 1905. Т. 4. С. 120.).
«Духовный Хлеб – Тело Христово – укрепляет сердце человека, укрепляет все существо его, его волю, укрепляет ум, доставляет правильность пожеланиям и влечениям души и тела… Удаляющийся от Причащения Святых Христовых Таин отчуждается от Христа, предоставляется самому себе, своему естеству, пораженному вечною смертию…» (Там же. С. 134.).
«Действие вещественных хлеба и вина служат образом действия Тела и Крови Христовых» (С. 123.).
«На этом основании завещавается желающим приступить ко Святым Таинам тщательнейшее приготовление. Должно углубляться в самовоззрение, внимательно рассматривать, исследовать себя; должно очищать себя от согрешений, искоренять их из себя исповедью и покаянием; должно исправлять уклонения от пути заповедей Христовых и самые тонкие, возвращением на этот путь, полагать в душе намерение всеусильно держаться этого пути, укреплять намерение чтением, изучением Слова Божия, теплейшими молитвами, учащенным Причащением Святых Таин» (Еп. Игнатий. т. 4. С. 126.).
«И при собственном подвиге… служитель Божий, хотя борется еще со страстьми, но уже достойно причащается Тела и Крови Христовых, когда причащается их в сокрушении духа и в полном сознании своего недостоинства. Тело и Кровь Христовы содействуют его подвигу, подвигу мученическому: они очищают и наказуют его по милосердному Божественному Суду Своему, пожигая и истребляя в нем те скверны, которых он не может ни усмотреть, ни истребить сам собою » (Там же. С. 163.).
Протоиерей Иоанн (Сергиев): «Чудно обновляюсь я Божественными Таинами Тела и Крови Христовых всякий день даже доселе, до семидесятого года моей жизни, и как бы не стареюсь, сохраняясь благодатию свежим и бодрым в душе и теле… Я ежедневно с благоговением совершаю Литургию и причащаюсь Святых Таин, и вот плоды этого Причащения: очищение, освящение, обновление, победа над страстьми, мир душевный…»
«Не огорчайся на тех, которые желают чаще причащаться Святых Таин Тела и Крови Христовых, но люби их и радуйся за них пред Богом, ибо Господь влечет их сердца, испытавшия сладость общения с Ним в сих Таинах» (Прот. Иоанн Сергиев. Христ. Философия. СПб., 1902. С. 150 – 151, 160.).
«Дьявол всеми адскими кознями своими старается отвращать христиан от Чаши Жизни, наводя на них маловерие, холодность и нерадение к этому величайшему Таинству христианской веры, чтобы держать людей в узах греха и смерти» (Прот. Иоанн Сергиев. Мысли о богосл. М., 1894. С. 69.).
«Священники приобщаются ежедневно, но и миряне имеют право приобщаться тоже ежедневно. Пастыри, которые приобщаются сами, но не приобщают мирян, поступают неправильно: они пасут только себя, а не паству свою» (Венок на свежую могилу незабвенного пастыря отца Иоанна Кронштадтского. Вып. 5. Ноябрь.).
«Горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих … а стада не пасли» (Иез. 34, 2 – 3).
Можно ли думать, что то, что было так жизненно в Святой Церкви до Vвека, так свято хранилось и выполнялось, теперь утратило для нас свою обязательность и значение? Разве ныне величайшая заповедь Господа отменена? Или эти великие учители перестали быть святыми и заветы их утратили для нас свою силу? Или наша природа стала иной, и для нас больше не нужно это величайшее врачевство? Если же пришло отступление, когда у нас остались только имя и одежда, – и всем нужно идти этим путем?
Почему же на этом учении святых отцов II– Vвеков строят свою жизнь и наставления в XIVвеке патриархи Константинопольские Каллист и Игнатий (Добротолюбие. Ч. 2. Гл. 91, 92), в XIXвеке – епископ Феофан Затворник и епископ Игнатий (Брянчанинов), в ХХ веке – один из великих пастырей, протоиерей Иоанн (Сергиев)? Очевидно, мы слишком далеко отошли от этих великих заветов святых отцов и забыли о них. Даже странным взглядом смотрим на тех, кто хочет по Зову Господа вернуться к ним: «… вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела» (Апок. 2, 5). Ветка, отломившаяся от дерева, засыхает.