Учебный комплекс даёт возможность освоить объём знаний о культурологии и культуре, определённый типовой программой по курсу, и успешно пройти итоговую форму контроля.
Содержание и структура учебного комплекса, соответствуя данному типу учебной книги (учебника), предоставляют студенту в компактном варианте значительные возможности для углубленной самостоятельной работы по курсу.
В содержании книги читатель найдёт материал, обязательный для студента согласно нормам Государственного стандарта по курсу «Культурология» для вузов всех типов: института, академии, университета.
Методологические и методические задачи, вытекающие из специфики культурологии как сравнительно новой отрасли гуманитарной науки и общеобразовательной учебной дисциплины,автор и составитель решалособенностями формирования и изложения содержания.
Во-первых,субординация материала, последовательность его изложения в книге представлены версией, которая может отличаться от других равноценных учебных вариантов культурологии, известных читателю. Поливариативность культурологии - следствие ряда объективных факторов: сложности и синкретизма культуры, множества различных подходов к её исследованию, начальной стадии формирования культурологии как отрасли научного знания и образовательной дисциплины. Сказывается и традиция учебного варианта отечественного культуроведения, в котором доминировало одно из трёх: философский поиск сущности, смысла культуры, хронология культурных событий всемирной и отечественной истории или совокупность избранных произведений литературы и искусства.
Во-вторых, изложение культурологии представлено светским вариантом культурологического подхода к пониманию культуры, основанием которого является религия. Почему религия? Независимо от личного отношения к религии, исследователю или читателю - интеллектуалу и интеллигенту - приходится считаться с очевидностью: из трёх исторических типов мировоззрения (миф, религия, философия) религия является развёрнутым (в отличие от мифа)и распространённым (в отличие от философии) планетарнымфеноменом, как в прошлом, так и в наше время.
Культурологический анализ в светской традиции, предполагающий мировоззренческой основой культуры религию, помогает избежать возможных форм радикальных убеждений. Одна крайность радикального (воинствующего) мировоззрения - утверждение идеи неизменно благотворной роли конкретной формы религии на личность, общество, государство, - перекликается с другой - отрицанием гуманистического потенциала лучших образцов религиозной культуры. Первая крайность неизбежно ведёт (как показывает многовековый исторический опыт) к монополии одной конфессии и подавлению инакомыслия, вторая грозит потерей конструктивной части наследия одной из древнейших форм культуры.
Вышеуказанный принцип культурологического анализа имеет особое значение для самоопределения, свободного бытия личности.
В структуреучебного комплекса читатель найдёт несколько относительно самостоятельных частей, в совокупности предоставляющих уникальные возможности для культурологического образования.
Сравнительно небольшой по объёму и значительный по числу представляемых идей теоретический курс позволяет получить представление о культурологии и культуре в первом приближении.
Хрестоматия в двух вариантах – по понятию культуры и формам культуры – поможет расширить первичные знания чтением фрагментов источников, а при желании найти оригинал по приводимому описанию литературы. На основе изучения материалов хрестоматии, опираясь на метод сравнительного анализа, можно подготовить солидные письменные работы – от контрольного задания и реферата до научной статьи.
Опорные схемыпо курсу помогают запомнить (или вспомнить) главное и (или) систематизировать известные идеи, понятия и факты.
Компактныйсловарь, солидный по количеству лаконично охарактеризованных понятий и терминов, выполняет две функции: оперативного справочника и самостоятельного учебного пособия. Вторую функцию словаря практичный студент сможет оценить, например, при подготовке к экзамену (зачёту) по курсу в традиционной или нетрадиционной форме.
Опыт организации и проведения итоговой формы контроля (экзамена, зачёта), в том числе посредством учебного тестирования позволяет настоятельно рекомендовать студенту не концентрироваться на поиске и заучивании ключа (правильного варианта ответа) к билетам (тестам).
Мудрый студент, знающий значительное количество понятий и терминов по курсу (такую возможность даёт словарь и другие части учебного комплекса) сумеет уверенно пройти собеседование по билету или оперативно найти верные варианты в любых версиях тестов.
Автор надеется, что студент, изучающий культурологию, не ограничит себя сдачей экзамена или зачёта по курсу. Ведущая ценность гуманитарного знания (в том числе культурологического), системно и доступно изложенного в учебном варианте, состоит в возможности пополнять элитарную часть потенциала своего сознания (уникальной гармонии интеллекта, чувств, воли, памяти) и, соответственно ситуации жизни, изменять себя в поведении, общении.
Тайна успешного жизненного пути и личного счастья кроетсяв качестве сознания, поведения, общения.