Глава 2. МЕСОПОТАМСКИЕ КУЛЬТУРЫ
Возникновение цивилизаций Междуречья. Законы Хаммурапи. Политическая культура Ассирии и Вавилонии. Культурное наследие древней Месопотамии.
Область между Тигром и Евфратом, более известную в современной культуре как Междуречье, Месопотамией назвали древнегреческие географы. Древнейшей цивилизацией южной части этой территории считается Вавилония, включающая Аккад (север) и Шумер (юг). В степях северной Месопотамии находилась Ассирия. На рубеже четвёртого и третьего тысячелетий до нашей эры, приблизительно в одно время с возникновением государства в Египте, в южной части Месопотамии появляются первые небольшие города-государства. В 2318-2312 годы до нашей эры правитель Лагаша Уруинимгина провёл социальные реформы, которые считаются древнейшими правовыми актами в сфере социально-экономических отношений. С ним связывают рождение популярного в Месопотамии лозунга: «Пусть сильный не обижает вдов и сирот!» Наряду с земледелием и скотоводством развивается ремесло. Ремесленники умело распорядились имеющимися в распоряжении материалами: глиной, тростником, шерстью, кожей и льном. Глиняный кирпич обжигался уже в древности, с середины третьего тысячелетия для производства посуды стал употребляться гончарный круг.
Выдающимся памятником древневосточной правовой мысли считаются законы царя Вавилонии Хаммурапи (1792-1750 годы до нашей эры). Документ начинается с введения, в котором говорится, что царскую власть Хаммурапи передали боги, чтобы он защищал слабых, сирот и вдов от притеснения со стороны сильных. Основная часть, состоящая из 282 статей, регламентирует жизнь нормами административного, гражданского и уголовного права. Кодекс завершается заключением.
Ассириясвоим возвышением обязана караванным путям между Вавилонией и другими странами, определившим основное занятие - торговлю. Города страны, в том числе административный центр Ашшур давший название стране, стали торгово-перевалочными пунктами. В царствование Тиглатпаласара III(745-727 годы до нашей эры) проведены административные и военные реформы, определившие новый подъём страны. Были ограничены права наместников. Изменилась политика в отношении покорённых народов: вместо системного грабежа и увода части населения в рабство стали практиковаться массовые переселения народов. Иногда народ оставался на исторической родине, но облагался тяжёлой податью, привлекался к исполнению повинностей, в том числе службе в армии. Была создана постоянная армия, состоявшая из «царского полка», колесничих, конницы, пехоты и сапёров. Ассирия в этот период превратилась в ведущую военную державу Ближнего Востока, на короткое время подчинившую даже Египет. Ассирийская держава прекратила своё существование в 608 году до нашей эры, её территория вошла в состав Вавилонии.
Вавилонияпревратилась в процветающую страну при Навуходоносоре II(605-562 годы до нашей эры). Вавилон стал центром международной торговли. Была возрождена и усовершенствована оросительная система. Реставрировались старые и строились новые храмы. Выстроен новый царский дворец и завершено строительство семиэтажного зиккурата, ставшего прообразом символа «Вавилонская башня». После смерти Навуходоносора знать и жречество стали контролировать деятельность царей, свергая неугодных. Один из них, Набонид, попытался провести религиозную реформу: заменить традиционный культ бога Мардука культом бога Луны Сина. Конфликт со жречеством усугубил кризис власти, в 539 году до нашей эры Вавилония была захвачена персами и навсегда утратила независимость.
Благодаря терпимости персов к чужой культуре, Вавилон сохранил положение одного из величайших городов мира. По замыслу Александра Македонского, вступившего в город в 331 году до нашей эры, Вавилон и Александрия в Египте должны были стать столицами его империи. Здесь он короновался, здесь и умер после восточного похода. В 126 году Вавилон был так разгромлен парфянами, что перестал существовать. Культурное падение Вавилона началось со времени походов Александра Македонского: город, ассимилировавший многие волны пришельцев-завоевателей, не смог выдержать конкуренции с эллинистической культурой, развивающейся на основе греческого языка и письма. Месопотамская литература, доступная знатокам клинописи, не вызвала интереса у эллинов; местные культы и искусство были чужды грекам. Лишь математика, астрология и астрономия вавилонян получили признание и широкое распространение в эллинистической культуре. Греческое влияние было ассимилировано, но не вавилонским, а иранским Востоком.
Культурное наследиеДревней Месопотамии было воспринято преемниками в ограниченном объёме, что не умаляет его значения для планетарной культуры человечества. Месопотамская цивилизация одна из самых древних, возможно, древнейшая в мире. По существу культура древности, принципиально не отличаясь от культуры и сознания современности, является качественно новым типом бытия человека по сравнению с первобытностью. К этой новой культуре была причастна только часть древнего общества, первоначально малая. В Месопотамии новый тип людей-носителей постпервобытной культуры, по-видимому, представляется чиновником и писцом. По роду своих занятий они были поставлены в иные условия, часто должны были решать жизненные задачи, неизвестные прежде, поэтому от них требовалось иное мышление. Немаловажную роль в становлении и распространении новой культуры древнего общества играла письменность. С её появлением стала возможной специальная «теоретическая» деятельность. Изобретённая шумерами клинопись, самое важное, - разумеется, с позиции современной культуры - из достижений древнемесопотамской цивилизации. Глина, основной исходный материал месопотамского зодчества и ваяния, имеет свойство терять форму под влиянием влаги. «Вавилонская башня», поразившая воображение соседних народов, превратилась в оплывшую груду. Об этой цивилизации говорят лишь сотни тысяч обожжённых в печи и необожжённых табличек с клинописью, обнаруживаемых археологами под наслоениями бывших сооружений. Исследователи полагают, что совершенствование древнемесопотамской системы письма шло по пути унификации знаков-рисунков, ведущей к сокращению их числа (чуть более 300 в нововавилонском письме) и росту символической нагрузки. В комбинации клиновидных оттисков, оставляемых стандартной трёхгранной палочкой на сырой глиняной табличке, невозможно узнать исходный знак-рисунок. Фонетизация письма (выделение слогов) позволила фиксировать и передавать живую речь. Такая развитая клинописная система складывается к середине третьего тысячелетия до нашей эры. Она была заимствована многими народами соседних регионов, возможно, стала прообразом финикийского алфавитного письма, от которого берут начало греческий алфавит и последующие варианты алфавитного письма. Исследователи полагают, что наибольшее влияние месопотамской культуры, в том числе письменности, на окружающий мир и международное общение приходится на период 1400-600 годы до нашей эры. При школах, храмах и дворцах создавались библиотеки по отраслям знаний. Самая известная из них, принадлежавшая царю Ашшурбанапалу в Ниневии – крупнейшая в то время и, пожалуй, первая в мире систематически подобранная и организованная библиотека. Полагают, что в комплектовании библиотеки принимал непосредственное участие царь: по его приказу писцы собирали источники со всего известного ассирийцам мира, снимали копии с редких образцов письменной культуры, создавали или переписывали двуязычные словари, а также энциклопедии. Серии табличек были пронумерованы, тексты расставлены по отраслям знаний. Большая часть наших знаний о культуре древней Месопотамии почерпнута из тысяч табличек, найденных в развалинах дворцовой библиотеки Ниневии.
Самым выдающимся памятником шумеро-вавилонской литературы считается «Эпос о Гильгамеше», в котором ставятся мировоззренческие вопросы и даются ответы на них. Произведение было переведено на другие языки, что свидетельствует о роли размышлений Гильгамеша в культуре древней Месопотамии. Научный и общественный интерес представляет старовавилонская «Поэма об Атрахасисе», излагающая версию о сотворении человека и всемирном потопе, хорошо знакомую представителям современной культуры по текстам Библии и Корана. Шумерские «Поучения Шуруппака» включают пословицы и рассуждения, повторяющиеся позже в литературе Ближнего Востока и античного мира. Авторские поэмы «Разговор господина со своим рабом» и получившая название «Вавилонская теодицея» излагают жизненные страдания конкретных персонажей, во многом напоминающие более поздние библейские темы книг Иова и Экклезиаста. Исследователи полагают, что письменные памятники древней Месопотамии повлияли на формирование мировоззрения, тематики и стиля литературы, искусства соседних народов, а через них и на последующую культуру Европы и Азии.
Одной из составляющих современной культуры стали достижения древних шумеров и вавилонян в математике, астрономии. Мы пользуемся позиционной системой цифр и шестидесятиричным счётом шумеров при измерении времени и делении круга на градусы. Выдающиеся астрономы Набуриан и Киден разработали систему определения лунных фаз, установили продолжительность солнечного года, открыли солнечные прецессии. Благодаря школе вавилонского учёного Бероса (около 270 года до нашей эры), греки получили прямой доступ к достижениям месопотамской математики.
Не потеряло своего значения наследие месопотамской цивилизации в политике, праве, военном искусстве. Ассирийская административная система – деление страны на провинции-сатрапии, разделение гражданской и военной власти - была заимствована персами. Идея преемственности единой истинной царственности была принята многими культурами, включая византийскую и русскую. Византийские и русские авторы возводили традицию власти национальных императоров и царей к идеям и реликвиям вавилонских царей, подчёркивая легитимность самодержавия. О военно-политической реформе, в том числе организации постоянной армии, осуществлённой ассирийскими царями, говорилось выше. Богатый опыт месопотамских царей в управлении полиэтническим государством широко используется в современной политической культуре.
В культурной традиции элиты потомков народов, покорённых Вавилоном и Ассирией, инстинктивная неприязнь побеждённых к победителю сочетается с глубоким уважением к творческому гению этносов, создавших первые мировые царства-цивилизации.