Вы здесь

Глава 9. КУЛЬТУРА НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Глава 9. КУЛЬТУРА НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

 

Самобытность культур древней Центральной Азии. Цивилизация Алтын-Депе. Персидское и эллинистическое влияние. Парфянский период культуры. Кушанское царство. Культура Хорезма. Культурное наследие народов древней Центральной Азии.

 

Результаты развёртывающихся исследований прошлого Центральной Азии свидетельствуют о выдающейся роли региона в истории культуры. Сравнительно недавнее открытие археологами самобытных культур древней Центральной Азии показало их самостоятельность от цивилизации древнего Ирана и несостоятельность традиции видеть в них периферию Персидской империи.

Взаимодействие разных культур, сформировавшихся в своеобразных экологических условиях, а также ранние и тесные связи с другими цивилизациями Востока являются специфическими чертами древней Центральной Азии. Местные культуры эпохи античности стали фундаментом последующих культур, блиставших в одно время с Европой Средневековья.

В шестом тысячелетии до нашей эры на юго-западе Центральной Азии появилась джейтунская неолитическая культура. Племена вели оседлый образ жизни, выращивали ячмень и пшеницу, разводили мелкий домашний скот. Поселки джейтунцев состояли из глинобитных домов с центром – святилищем, украшенным живописными рисунками. К четвёртому тысячелетию до нашей эры земледельческо-скотоводческие общины типа джейтунской осваивают технологию изготовления меди, разводят крупный рогатый скот и верблюдов.

Среди наиболее изученных памятников культуры юго-запада Центральной Азии цивилизация Алтын-Депе. Центры протогородской цивилизации были защищены крепостными стенами, выполненными из кирпича-сырца. Особый интерес исследователей вызвал культовый комплекс Алтын-Депе. В него входили хранилища, дом главного служителя культа, захоронения служителей культа. Храмовый комплекс был посвящён богу Луны. Находки археологов свидетельствуют о тесных связях цивилизации Алтын-Депе с культурами Месопотамии и Хараппской цивилизации долины Инда. Выделяют три социальные группы Алтын-депенской цивилизации: ремесленники и земледельцы; знать общин; вожди и жрецы (служители культа). В захоронениях представителей высшего слоя обнаружены украшения из золота, серебра, слоновой кости, в том числе привезённые из далёких регионов.

К середине второго тысячелетия до нашей эры культуры юго-запада Центральной Азии переживают упадок. Основные центры культуры региона перемещаются к среднему течению Амударьи. Находки из раскопок укреплённых поселений говорят о связях с культурой Алтын-Депе. Некоторые предметы свидетельствуют о растущих связях с Месопотамией и Эламом. К началу первого тысячелетия до нашей эры юг Центральной Азии стал зоной высокоразвитых оседлых культур Древнего Востока.

Одновременно с ростом культур в оазисах юга на севере распространяются племена степных скотоводов. Своеобразные условия взаимодействия кочевников севера и оседлых племен юга определяют характер развития цивилизаций Центральной Азии.

Основой технического прогресса этого периода является железо. В юго-восточном Прикаспии и в дельте Мургаба функционируют эффективные ирригационные системы. Создаётся оазисная система расселения. Центрами оазисов были крупные поселения с крепостями, построенные из кирпича-сырца. Впечатляют размерами дворцы правителей. Сходные по типу культуры были распространены на территории Бактрии и Согда.

В процессе включения территории культур Центральной Азии в свою державу, Ахемениды столкнулись с мощным противодействием кочевников, в античных источниках называемых массагетами. В конечном счёте, лишь оазисы вошли в состав сатрапий. Процесс вхождения сопровождался противоречивыми тенденциями. Так, Бехистунская надпись свидетельствует о факте грандиозного народного восстания в Маргиане во главе с вождём по имени Фрада. Сепаратисты были разгромлены. С пятого века до нашей эры наступает период относительно стабильного развития. Крупным центром становится столица Согда город Мараканда (на месте современного Самарканда). В регулярной международной торговле одним из самых популярных стал путь через Бактрию в Индию. Следуя традициям империи, местные правители строят монументальные дворцы.

Сокрушив империю Ахеменидов, Александр Македонский встретился едва ли не с самым упорным сопротивлением именно в Центральной Азии. Серьёзное противодействие его войска встретили в Согде. Восставшие во главе с представителем знати Спитаменом три года противостояли армии Александра, пока восстание не было подавлено по тем временам чрезвычайными методами. Женитьба Александра Македонского на Роксане, дочери знатного бактрийца, свидетельствует и о политическом значении региона. Согдийцы и бактрийцы вошли в состав армии Александра. В Бактрии, Согде и Парфии были основаны города, получившие традиционное наименование – Александрия. После смерти Александра Македонского Центральная Азия вошла в состав государства Селевкидов. Антиох, сын основателя державы Селевка, энергично начал восстановление региона (с 292 года до нашей эры). Его столицей стали Бактры (Балх). Центральная Азия вступила в полосу относительной стабилизации. С подъёмом экономики усилился сепаратизм как тенденция к политической самостоятельности. Около 250 года до нашей эры Бактрия, а затем Парфия отпали от государства Селевкидов.

Среди независимых государств Центральной Азии выделяется Греко-Бактрия. Здесь сохраняется эллинистическая структура власти: правящая элита состоит из греков и македонян. Интересные памятники греко-бактрийской культуры были обнаружены на современной территории Афганистана и Таджикистана. Например, храм с пожертвованиями представляет собой единство традиционной для региона культуры с греческими предметами, в том числе греческого культа. Во взаимодействии двух основных тенденций – расширения владений греко-бактрийцев в направлении Индии и бесконечного дробления некогда единого государства – разворачивается дальнейшая история Греко-бактрии.

По другому пути пошло развитие Парфии. Вскоре после провозглашения независимости, Парфия была завоевана кочевниками. Предводитель Аршак провозгласил себя царём в 247 году до нашей эры. Через 80-90 лет начинается стремительное распространение Парфии на запад до Месопотамии.

В середине второго века до нашей эры движение кочевых племён привело к гибели Греко-бактрии и существенно ослабило Парфию. В начале нашей эры Парфия теряет независимость.

Парфянский периодсчитается временем интенсивного развития городской культуры. Археологи, востоковеды советского периода создали так называемый парфянский архив, на основе которого восстановили культуру эпохи первых Аршакидов. Завоеватели кочевники-парны оказали определяющее влияние на социальную структуру Парфии. Местное оседлое население, по свидетельствам античных авторов, находилось между рабством и свободой (разумеется, в понимании греков). Обработка земли стала для крестьян-общинников государственной повинностью, включающей плату значительных налогов. Большую роль играл труд рабов. Система управления была эффективной.

В культуре Парфии синтез местных элементов с греческим началом проявляется в большей степени, чем в Греко-бактрии. Раскопки в культовом центре Парфии Митридатокерте выявили тип построек, отражающий иранский и более древний стили. Так называемый квадратный зал является типичным иранским «храмом огня». Все постройки испытали воздействие эллинской архитектуры, прежде всего в интерьере храмовых зданий. Разнообразна скульптура города. Особую известность получила мраморная статуя Афродиты, так называемая Родогуна. Образцами эллинистического искусства являются ритоны из слоновой кости. Явной особенностью парфянской культуры является разрыв между крупными городами и аграрной провинцией. В сельских поселениях не найдено ни одного произведения искусства; люди жили в маленьких жилищах из сырца, чрезвычайно простых по убранству.

Исследователи отмечают постепенное усиление роли зороастризма в духовной жизни Парфии. Есть сведения, что при царе Вологезе была проведена первая кодификация Авесты.

Культура Маргиены сильно отличается от культуры Парфиены (древний центр Парфии). Разительное отличие состоит в том, что в Маргиене часто встречаются терракотовые статуэтки, как полагают, изображающие местных богов, а в Парфиене их нет. В Маргиене господствовал зороастризм.

В первые века нашей эры сюда проникает буддизм. Культура Маргиены больше тяготела к культуре Бактрии.

Завоевавшие Бактрию кочевники скоро и успешно восприняли традиции оседлой культуры; в первом веке нашей эры проводятся новые каналы, строятся города, распространяется греческое письмо. Наследник кочевой культуры правитель Герай называет себя кушанцем, а на своих монетах языком символов передает единство традиций кочевой степи и эллинистической государственности.

Предположительно в первом веке нашей эры политическое объединение на территории Бактрии стало именоваться Кушанским царством. Наибольшую известность получил царь Канишка. В состав царства вошла завоёванная часть северо-западной Индии. Центром Кушанской державы становится Пурушапура (ныне индийский Пешавар). Единое Кушанское государство, простиравшееся от Ганга до Амударьи, распалось и прекратило своё существование под ударами Сасанидов в середине четвёртого века нашей эры.

Кушанцы унаследовали многие традиции бактрийской культуры. Основу экономики составляло поливное земледелие, в городах интенсивно развивались ремесло и торговля. Развитая инфраструктура позволяла успешно торговать с Римом и Китаем. По Великому шёлковому пути на Запад и Восток вывозили пряности, благовония, драгоценные камни, сахар, рис, хлопчатобумажные ткани. Из Рима ввозили ткани, одежду, изделия из стекла и драгоценных металлов, вина. У кушанцев и римлян пользовались высоким спросом китайские шелк, кожа и другие изделия.

Высокоразвитая культура Кушанского царства сплавила в единстве достижения древневосточной цивилизации, традиции эллинизма, искусство Индии и стиль кочевых племен степей Евразии. Носителями культурных эталонов царства становятся кушанские города. Памятники буддизма этой эпохи декорированы скульптурами, рельефами и живописью. В раскопанном буддийском пещерном монастыре строения открытого типа чередуются с пещерными кельями. В другом – наземном – монастыре, богато украшенном раскрашенной скульптурой и живописью, выявлено воздействие эллинистического портрета. Надписи выполнены на пракити – так называемом среднеиндийском языке. Среди памятников светской культуры выделяют святилища Сурх-Котала (Северный Афганистан). В надписях главного храма с алтарём огня нашли название комплекса – Храм Канишка-Победитель. С официальными культурами и религиями сосуществовали местные верования, народная массовая культура. Пожалуй, самым интересным памятником народной культуры являются многочисленные терракотовые статуэтки, обнаруженные как в городах, так и сельских поселениях. Кушанское культурное влияние испытали соседние страны, в том числе другой регион древней Центральной Азии – Согд. В руинах его столицы Мараканде, известном под именем Афрасиаб, обнаружено влияние греческих образцов. Надписи на памятниках Согда выполнены на согдийском языке с использованием арамейской графики.

Особое положение занимал Хорезм (низовья Амударьи). В эпоху перемещения кочевников, не позднее первого века нашей эры, Хорезм оказался под их властью.

В четвёртом веке до нашей эры, когда Хорезм отделился от государства Ахеменидов, в нём существовала развитая городская культура. Благодаря раскопкам, выявлена специфика города древнего Хорезма. Важнейшей частью была цитадель многометровой высоты. Здесь располагался дворцовый комплекс, в котором залы были богато украшены росписью и скульптурой. В рельефах господствуют кушанские мотивы, прослеживаются эллинистические традиции и связи с культурой кочевых племён. Город отличается прямоугольной планировкой: перекрещивающиеся улицы соединяют кварталы, состоящие из отдельных построек. Материальной основой письменных документов являются пергамент и древесина. Обнаруженные фрагменты хозяйственных документов выполнены арамейской письменностью, приспособленной к специфике хорезмийского языка. Из записей в хозяйственных документов стало известно, что численность общин, размещавшихся в отдельных постройках кварталов, достигала от 20 до 40 человек. При домах были рабы.

Основные достижения древней Центральной Азиибыли связаны с развитием оригинальных местных культур – бактрийской, парфянской, согдийской и хорезмийской. В четвёртом-пятом веках нашей эры городские цивилизации переживают глубокий кризис, как предполагают исследователи, не столько из-за нашествия кочевых племён хионитов и эталитов, сколько по внутренним причинам.

Культурное наследие древних цивилизаций оказало заметное влияние на развитие культур Центральной Азии. Возможно, астрономические достижения позднего периода стали возможными благодаря простейшей обсерватории Хорезма. Эпические сказания древних культур стали источником средневековой культуры. Непрерывность традиции ощущается в творчестве живописцев, скульпторов, архитекторов. Значительным было влияние культур Центральной Азии на регионы древнего Востока и античного мира.