Вы здесь

СКАЗАНИЯ ИНДА И ЖEЛТОЙ РЕКИ.

СКАЗАНИЯ ИНДА И ЖEЛТОЙ РЕКИ

 

***

1 (106).

В долине Инда, у порога Рая

(а может, здесь и размещался Рай),

дравид-туземец поле засевает

зерном ячменным. Шива, помогай!

Храни волов, семью и плуг, очаг,

общинный мир, начало всех начал.

 

2 (107).

И бог хранил оратая веками,

его родню, соседей, чeрный люд

страны, объятой реками-руками

(на запад Инд, к востоку Ганг текут);

страны дождей, тропических лесов,

сухих равнин, заоблачных снегов.

 

3 (108).

Хранил дворцы и хижины, и храмы,

преданья древних, старое письмо,

всe, что умом, умелыми руками

создать дравид под мирным небом смог.

Не надо счастья за морем искать -

под чистым небом тишь и благодать.

 

4 (109).

Запей горсть риса ключевой водою,

хлопчатой  тканью чресла оберни

и в ближний храм смиренною стопою,

куда б ни шeл по делу, загляни.

Кто равнодушен к божествам отцов,

принять чужого идола готов.

 

5 (110).

Сказал поэт: покой нам только снится.

Сады Эдема окружает Ад.

Обиты красной медью колесницы,

из прочной бронзы ариев наряд.

Колeсной силе пешец не помеха,

короткий бой - кровавая потеха.

 

6 (111).

И гибнет Рай: руины, пепел, трупы;

но нет у мeртвых зависти к живым.

Дравидов арий делит на две группы,

одни - дасью, бытьшудрами другим,

что означает раб икрепостной.

Не прав поэт:  всe вечно под луной.

 

7 (112).

Любимец низа, небожитель Шива,

бочком пробрался в новый пантеон,

где правил Индра, воин-бог гневливый,

как в колесницу, восходя на трон.

С ним рядом Агни, бог огня, и Вишну -

племeн арийских охранитель высший.

 

8 (113).

Восток столетья, как года, считает.

Моргнул, зевнул - веков с  десяток несть…

Страною Арьяварта называют

свой край метисы, их теперь не счесть.

Язык пришельцев Севера, санскрит,

в селеньях людных, в городах звучит.

 

9 (114).

На нeм в стихах написаны романы

о кровной мести, войнах, о любви -

«Махабхарата» Вьясы, «Рамаяна»

(что пропустил, читатель, назови!)

Шептал жрец-брахман заклинанья-«Веды»,

Пел кшатрий-воин грозный гимн «Ригведы».

 

 

10 (115).

Писец прилежный в граде и деревне,

чтоб не прослыть дравидом-чудаком,

не вспоминает иероглиф древний,

индийским пишет слоговым письмом.

В индийских цифрах гениальный Ноль

обрeк себя на мировую роль.

 

11 (116).

Дарует лес жрецам и знати новой

материал для храмов и дворцов,

а Инд и Ганг дают тростник дешeвый

для хрупких хижин голых бедняков.

Стоят бок о бок конь раджи и вол,

а между ними прочный частокол.

 

12 (117).

Раджа с раджой (таков теперь обычай)

воюют часто. Драчунам урок:

страна без центра - лeгкая добыча

соседей сильных. Дайте только срок.

Был царь персидский на добычу падок,

спустился к Инду и навeл порядок.

 

13 (118).

Империя даeт народу много:

торговлю, безопасность, мирный труд,

культуру камня, деньги и дороги,

законы, просвещенье, правый суд.

Но всe земное заслоняет… Будда.

О нeм рассказ в другом разделе будет.

 

***

14 (119).

Вершинам снежным в Гималаях тесно,

Тибет за ними в облачной дохе;

а дальше мир равнины Поднебесной

в драконьих кольцах мутной Хуанхэ.

Вода густая, жeлтая от лeсса,

как лик туземца, сеющего просо.

 

15 (120).

Мир земледельца - поле и селенье,

каналы, дамбы, Жeлтая река.

Спроси у Духа Предков утешенье,

и сразу жизнь покажется легка,

подобно тонкой нити шелкопряда

на сочных листьях тутового сада.

 

16 (121).

Предел мечты - чтоб дети были сыты.

Топор из бронзы золота ценней.

Богат владелец чащи из нефрита,

амбара с просом, дюжины свиней.

Всех выше вождь, он выборная власть,

но есть другая. Так какой же пасть?

 

17 (122).

Колeсный вал Великую Равнину

Прошeл легко. Прекрасный ипподром!

И здесь стал белый арий господином,

туземец смуглый - чернью или рабом.

И заложил злой демон Арьяман

над Хуанхэ Великий Город Шан.

 

18 (123).

Законы Клио вечны, всем известно.

Сыны Небес копытами коней

уж выясняют, кто же в Поднебесной

из них достоин стать царeм царей.

Терпенье черни кончилось. Пора!

И белой кости выросла гора.

 

19 (124).

Из сотни княжеств древнего Китая

Собрали царства, изначально - пять;

их две реки с притоками питают

(Янцзы второю станем мы считать).

А варвары шестого царства Цинь

в горах мечтают о дарах равнин.

 

20 (125).

Как будто, в Поднебесной власть народа,

земля и скот поделены по ртам.

Но всяк стремится (такова природа)

прибрать излишки к собственным рукам.

Глядишь, сосед, такой, как ты, из грязи,

упорно лезет (с родословной?!) в князи.

 

21 (126).

Всех бед причина - перенаселенье.

Надел мельчает, пухнут города;

в них, что ни день, за риса горсть волненья.

Подскажет кто, направить взрыв куда?

Да на соседа, если дома тесно!

Друг друга грабят царства Поднебесной.

 

22 (127).

И тут Ин Чжен, князь циньский, на равнине,

как кот мышей, дерущихся накрыл.

Шесть царств в одной империи отныне, -

так Император Первый объявил.

Один народ, одна страна, столица,

одна Стена на северной границе.

 

23 (128).

Соседних территорий приращенье,

внутри страны земельный передел -

проблемы главной скорое решенье,

коль власть сильна, лет на сто. Век - предел.

За ним вопрос приходится опять

войне и бунту, и чуме решать.

 

24 (129).

В решеньях три империи сменились:

Цинь, Хань и Цзинь. Три раза взлeт и спад.

За это время гунны прокатились

за Хуанхэ и схлынули назад;

военачальник Ли Гуан с полком

прошeл Великим Шeлковым Путeм.

 

25 (130).

За это время прожил жизнь Конфуций

(о нeм позднее), а учитель Мо,

социалист, сторонник революций,

одной из них приблизиться помог.

Он как-то молвил, посмотрев окрест:

Кто не работал, тот наш рис не ест.