1. Уничтожение власти христианской церкви под видом борьбы с клерикализмом для обеспечения доминирования в обществе рационалистических доктрин и ценностей общества потребления. В июне 1911 г. «Русское знамя» заявляло, что масоны и евреи являются «заклятыми врагами царей и христианской церкви»[i].
Исходя из общего тезиса об осуществлении заговора в целях завоевания всемирного господства, выводилась частная установка, включавшая в себя религиозное, нравственное, моральное и политическое разложение русского народа посредством подрыва традиционных основ (православия, самодержавия и народности) и замена их лжеидеями — космополитизмом, демократией, либерализмом и социализмом, которые навсегда обеспечат масонам идеологическую основу для эксплуатации и грабежа народов. На вопрос о причинах использования духовного растления как основного оружия достижения господства, черносотенцы указывали на отсутствие у масонов физической возможности достичь желаемого силовыми методами. «Представьте себе две воюющие стороны: с одной — все народности, с другой — еврейская народность. Первых 1,5 миллиона, вторых — 15 миллионов. Следовательно, на 100 человек одного лагеря приходится 1 человек другого лагеря. Как сделать, чтобы один человек мог победить 100? В открытом и честном бою это невозможно. Ну а если один человек найдет путь и возможность напоить мертвецки пьяными всех 100 человек? Следовательно, для того, чтобы один человек мог покорить 100, нужно воздействовать на ум и душу этих ста в смысле ослабления внутреннего их мира», — писала правая пресса[ii]. Использование тайных средств масонством и евреями в борьбе за господство объяснялось просто: зло не может устоять перед добром в открытом бою[iii].
Включение в программы оппозиционных партий рожденного в масонской среде пункта об отделении церкви от государства под предлогом уничтожения клерикализма христианских церквей рассматривалось как попытка уничтожения христианства вообще. Давая оценку масонству в начале XX в., черносотенцы утверждали сохранение им, как и в древние времена, богоборческого характера, носившего открытый вызов Всевышнему. Учение масонов отрицало «Христа, семью, национальности», стремилось выработать некую «святую жизнь, сообразную с разумом»[iv]. В разоблачительных целях крайне правые приводили цитаты перебежчиков из масонского лагеря. «Чтобы восстановить человека в его примитивных правах равенства и свободы, надо начать с уничтожения всех религий, всех гражданских законов и закончить учреждениями собственности», — писала газета «Русское знамя», ссылаясь на воспоминания франкмасона барона Книге[v], а также «Протоколы сионских мудрецов»[vi]. Понятными становились нападки на православное духовенство в либеральной прессе, пропаганда атеизма, популяризация удовлетворения материальных потребностей взамен духовных.
Крайне правые подчеркивали, что «вольными каменщиками» удар наносится в духовном поле — по православию, что может привести к изменению вектора национального самосознания и менталитета русского народа, отказу от стародавних ценностей[vii]. Ослабление веры в народе могло быть использовано для дестабилизации обстановки в государстве: «сбить русского мужика с доброго пути, подбить его на грабежи, на поджоги»[viii]. «Союзник... понимает, что его враг ради покорения мира евреями, стремится к разрушению веры в Бога»; «Без Бога в душе человек слабеет. А это только и нужно врагу для достижения цели покорения мира евреями», — писала в августе 1908 г. газета «Русское знамя»[ix].
Крайне правые констатировали: нападки на православие идут по всем фронтам. Особенно данная тенденция усилилась в период третьеиюньской монархии, когда активные революционные выступления против царской власти уступили место полемике на думской трибуне и в прессе. Частыми были выпады со стороны оппозиционных средств массовой информации в адрес конкретных священнослужителей: «…либеральная, еврейская пресса, метавшая в священнослужителей громы и молнии, считавшая их своими главными врагами…»[x]. Неслыханная ранее критика церкви воспринималась жившими в духе русской церковной традиции людьми как глас сатаны: «Те волки в человеческом образе, которые рыскают, ища, кого поглотить, и сеют смуту революционную, безверие и жидовство, готовя пути царству сатаны и антихристу, его предтече»[xi].
Но наибольшее беспокойство крайне правых вызывали попытки либеральной части Государственной Думы законодательно лишить Русскую православную церковь первенствующей роли в государстве посредством принятия закона о свободном переходе из православия в иные конфессии как первом шаге утверждения в стране принципа свободы совести. «Обманули вас заправилы и Третьей Государственной Думы, с г. Гучковым во главе, ратовавшие, как будто бы за русские интересы, а в действительности добивавшиеся в Государственной Думе, при поддержке инородцев и жидовских ставленников, уравнения Православной веры с идолопоклонством и жидовской верой», — говорилось в обращении к крестьянам Центрального предвыборного комитета правых в сентябре 1912 г.[xii]В датированном августом 1910 г. открытом письме председатель СРН А. И. Дубровин в концентрированном виде сформулировал цели масонов, которым «желательно учредить на Св. Руси религиозную анархию, заменить самодержавный образ правления конституционной тиранией и устранить русскую народность от ее исторических прав первенства в империи»[xiii].
Таким образом, масонство покушалось на отстаиваемые крайне правыми принципы (православие, самодержавие, народность), составлявшие основу русского культурно-исторического сообщества на протяжении последних пятисот лет. Непримиримость двух лагерей была обусловлена противоположностью целей. Если возрождение могущества российской державы крайне правые видели в укреплении традиционных устоев русской государственности, то масоны преследовали цели их окончательного и бесповоротного слома[xiv].
[i]Там же. 1911. 2 июня.
[ii]Там же. 1908. 19 августа.
[iii]Там же.
[iv]Там же. 1911. 27 мая.
[v]Там же. 28 июля.
[vi]Русское знамя. 1911. 29 июня.
[vii]Колокол. 1909. 29 сентября.
[viii]ГАРФ. Ф.102. 4 д-во. 1909. Д.172. Л.39.
[ix]Русское знамя. 1908. 19 августа.
[x]Прямой путь. 1912. Вып. II (февраль).
[xi]От Главной палаты Русского народного союза им. Михаила Архангела. К русскому народу. СПб., 1912. С. 3.
[xii]Вестник Союза русского народа. 1912. № 117.
[xiii]Куда временщики ведут Союз русского народа. С. 614—615.
[xiv]Русское знамя. 1911. 27 мая.