Массовое появление черной сотни как общественно-политического движения на политической арене России в начале XXв. было обусловлено реакцией традиционалистской части населения на первую российскую революцию и Манифест 17 октября 1905 г. Свой внезапный выход на политическую сцену правомонархисты связывали с необходимостью отстоять такие базовые ценности, как православие, самодержавие, народность, и не допустить переход страны на рельсы западной конституционно-парламентской монархии. В этой связи они ставили цель погасить революционный импульс, вернуть страну на путь эволюционного развития и сойти с политической арены[i]. Это подразумевало яркую временную вспышку политической активности как реакции на событие и затухание при выполнении миссии. Черная сотня не стремилась главенствовать на политическом поле постоянно. Условием ее нахождения там было наличие требующих нейтрализации противников и угроз существующим устоям общества[ii].
В пользу указанной точки зрения позволяют говорить следующие выявленные характеристики правомонархического движения: наличие объекта противодействия — революции, которой черносотенцы инкриминировали подрыв первенствующих позиций Русской православной церкви и первенствующего статуса русского народа в государстве, разрушение самодержавной системы власти, традиционных социально-правовых порядков и норм, подрыв экономики и жизненного уровня населения; реакционность (проявившаяся в заметном отставании появления правомонархических организаций на политической арене от либеральных и революционных партий); временность существования (появление крайне правых союзов связано с целью погасить революционный импульс, вернуть страну на путь эволюционного развития и сойти с политической арены); вынужденность нахождения на политической арене (в связи с неспособностью правящей элиты и репрессивного аппарата самодержавия собственными силами защитить национальные устои и целостность страны); синхронность активности (находившейся в прямой зависимости от масштабов деятельности революционного лагеря); наличие объекта охранения (крайне правое движение, способное мобилизовать массы на выступления, существовало только в условиях самодержавия, с крахом которого оно сходит с политической арены).
В то же время правомонархические организации продолжили существование после исчезновения основного объекта противодействия — революции. Крайне правые идеологи были уверены, что уходить с политической арены рано, так как основная борьба еще не закончилась и ждет впереди. Появление Государственной Думы, относительной свободы слова и собраний, оформление партийной системы давало их политическим оппонентам новые возможности по расшатыванию основ самодержавной политической системы. В августе 1907 г. общее собрание Союза русских людей (далее СРЛ) под председательством князя А. Г. Щербатова констатировало, что «революционные партии разных оттенков продолжают существовать, устраивать собрания, съезды, выносить резолюции, которые печатаются в газетах. Не подлежит также сомнению, что все революционные партии составляют крепкий между собой союз. Говорить о слабости этих партий нет оснований, их действия налицо: убийства грабежи, забастовки не прекращаются. Революционеры располагают не меньшими средствами, чем и раньше. Революционные газеты продолжают выходить; революционное книгоиздательство продолжается почти в прежнем размере; книжные магазины, торгующие "красным" товаром, несомненно поддерживаются революционными средствами»[iii].
Крайне правые были уверены, что революция продолжается в завуалированной форме. Это дало им основание подвергнуть резкой критике слова П. А. Столыпина, сказанные им в интервью корреспонденту одной французской газеты о том, что «Петербург спокоен, что в стране все спокойно и все слухи о революционном движении лишены основания»[iv].
В послереволюционное время черносотенцы видели свою задачу в посильном содействии правительству и самодержцу в деле предупреждения революционной смуты в России, водворении законности и порядка, противодействии радикальным формам реформирования страны, угрожавших, по их мнению, фундаментальным принципам российской жизни в мировоззренческо-идеологической, политической, социальной и экономической сферах[v].
В конкретной деятельности на политическом поле России в начале XXв. крайне правые были нацелены на нейтрализацию попыток бюрократического аппарата, либеральных и революционных партий сломать традиционный уклад жизни российского общества в целях утверждения новых стандартов социальной жизни. В числе препятствий для успешной реализации на русской почве либеральных или социалистических моделей государственного устройства стояли базовые ценности традиционного российского общества: православная религия, самодержавие, первенствующий статус русского народа, его особая ментальность, связанная со спецификой церковно-приходской и общинной жизни, и т. д. На защиту этих основ Российской империи и была направлена вся послереволюционная деятельность крайне правых сил.
В период первой российской революции основным объектом охранения правомонархических организаций стала самодержавная система властиустроения. Акцент на ее защите обуславливался актуальностью и явственностью угроз со стороны либерального и революционного лагерей именно этому элементу уваровского триединства, так как острие их критики в меньшей степени затрагивали вопросы изменения положения РПЦ и русского народа. Исходя из предложенного крайне правыми определения русского народа по принадлежности к православной вере, его выживание зависело от сохранения первенствующих позиций РПЦ, которые могли быть обеспечены только в условиях сильной самодержавной монархии. Именно этим и объясняется бескомпромиссная борьба крайне правых за сохранение существовавшей политической системы.
Крайне правые позиционировали себя как единственное в стране движение, определившее роль и место самодержавия в современной истории России. Система их аргументации по проблемам православно-монархической системы властиустроения как условия выживания и сохранения русского народа включала в себя следующие тезисы: 1) исключительная роль самодержавия в формировании русского народа и государства; 2) патернализм самодержавия по отношению к русскому народу; 3) охранение самодержавием базовых ценностей русского народа; 4) самодержавие как гарант твердости власти, единоначалия, порядка, создающих условия для экономического, социального и культурного развития многонациональной империи; 5) обеспечение самодержавием единства и неделимости Российской империи как условия выполнения русским народом мессианской задачи; 6) защита самодержавием русского народа от внешних угроз[vi].
Важнейшая функция самодержавия состояла в обеспечении первенства русского народа, выполнявшего роль скрепляющего элемента конструкции под названием Российская империя. Из положения о самодержавии как эталоне русской государственности, по мнению правомонархистов, вытекала его защитная функция по отношению к первенствующему положению русского народа, его духовным и культурным национальным особенностям от внешних и внутренних идеологических воздействий, что было зафиксировано во многих документах черной сотни. «Самодержавный царь есть истинный и мощный защитник Русского государства и русского народа от всего враждебного», — говорилось в одной из черносотенных листовок, распространенной в августе 1906 г.[vii]«Царь есть единственный представитель русского народа и охранитель его достоинства перед другими народами», — утверждалось в предвыборном воззвании Союза Михаила Архангела (далее СМА), выпущенном в мае 1912 г.[viii]
Черносотенцы рассматривали посягательство на царское самодержавие равносильно посягательству на первенство русского народа в собственном государстве. Они предсказывали, что при ликвидации самодержавия и устранении института монархии русский народ оставался бы один на один с внутренними и внешними врагами, которые бы «хитростью и обманом» добились не только распада России, но и политического и экономического закабаления русского народа. Наличие национально-характерологических черт русской нации, таких, как доверчивость, внушаемость, пассивность, рознь, склонность к увлечению различными теориями и концепциям, актуализировало необходимость политического протекционизма русского народа, нуждавшегося в покровительстве сильной власти, способной направлять его на защиту коренных принципов, от которых русский народ периодически отказывался, но с такой же страстью возвращался вновь. В данном контексте самодержец выступал защитником русского народа от притязаний национальных меньшинств на ведущую роль в стране: «Он никогда не даст в обиду коренное население ни евреям, ни инородцам»; «Он с своим правительством и войском защитит народ от крамолы»[ix].
Обоснованное русскими консерваторами XIX в. положение об историческом союзе самодержавия и русского народа[x]подтверждалось выживанием российского государства в непростых геополитических условиях и созданием не имевшей в истории аналогов империи. «Более 1000 лет Россия управлялась царями и, при милости Божьей, достигла славы и могущества — великою державой стала», — говорилось в обращении Союза русского народа (далее СРН)[xi]. Безальтернативность самодержавия для многонационального и территориально не имевшего аналогов в мире государства доказывалась созидательной ролью в истории страны, что, по мнению крайне правых, указывало на органичность авторитарной государственной системы, обеспечившей территориальный и могущественный рост страны путем ее поступательного эволюционного развития: «…когда осуществилась в России самодержавная единоличная царская власть, Россия начала расширяться, достигнув таких колоссальных размеров»[xii].
Преждевременность отказа от монархии обуславливалась наличием в ней не использованных до конца внутренних ресурсов, которые, в представлениях черносотенцев, могли раскрыться только при реанимации допетровских порядков. Тезис о единстве интересов самодержавия с интересами народа исходил из того, что царь не являлся выразителем интересов какого-либо конкретного класса или социального слоя общества, действуя в интересах всего народа. «Без самодержавного царя России не обойтись. Это показала трехвековая ее история», — заявлял глава Союза Михаила Архангела В. М. Пуришкевич[xiii].
В послереволюционное время угрозы самодержавию продолжали сохранять актуальность в связи с деятельностью широкого спектра оппозиционных сил, одной из которых, по мнению черносотенцев, выступала бюрократия, ставшая благодаря авторитету и харизматичности ее вождя — П. А. Столыпина самостоятельным игроком на политическом поле России. Несмотря на то, что революция потерпела поражение, победу в двухлетнем кровавом противостоянии одержала не самодержавная система, а бюрократический аппарат, укравший победу у спасших монархию черносотенцев. По утверждениям лидеров крайне правых, плоды успеха национальных сил были использованы чиновничьей конгрегацией не для возрождения Русской православной монархии, а для восстановления своей власти, масштабы которой, по их оценкам, достигли больших размеров, чем в дореволюционный период[xiv]. Давая характеристику реализованному после революции бюрократией строю, крайне правые отмечали: «Столыпинский национализм — это возвращение к старому, но не к тому старому, которого добиваемся мы: твердости власти, воли и славы, а к старому бесконтрольному бюрократизму с печальным миражом наличности свободы слова и убеждений»[xv].
Значительную роль в укреплении истинного хозяина государства — бюрократии сыграла личность премьер-министра П. А. Столыпина, чье державное обаяние позволило временно понизить уровень мятежности политически неопределившейся части общества и значительно усилить в стране роль чиновничьей конгрегации. Видимую стабильность созданной им политической системы крайне правые видели в личных достоинствах премьер-министра. «Столыпин идеальнейший бюрократ. Он умен, неподкупен — говорят — на диво благороден, уверяют — не чужд рыцарства. Но он бюрократ с головы до пят, только бюрократ и не может дать больше, чем всякий другой бюрократ. И несчастье России тем горше, что он не заурядный, а идеальный бюрократ. Будь он посредственностью, в нем не было бы провиденциальной веры в себя, граничащей с самодурством. Не полагаясь исключительно на свои силы, он не верил бы исключительно в силу бюрократического режима и был бы вынужден вносить в него корректив общественности, а в силу этого взирать более благосклонно на «самочинные», неподотчетные бюрократии, патриотические организации»[xvi].
В противовес данной оценке приводилась характеристика его антипода — председателя СРН А. И. Дубровина как олицетворение истинно государственника: «...ярко выраженный патриот и националист в подлинном смысле этих понятий. Как патриот и националист, он видит возрождение и спасение России в поднятии у господствующей русской национальности исконного патриотизма и национального самосознания до степени воодушевления»[xvii].
После назначение на пост председателя Совета министров Российской империи П. А. Столыпина крайне правые были исполнены надеждами на возвращение неограниченных властных полномочий в руки самодержца и восстановление хотя бы видимости принципов управления Русской православной монархии. Во многом этому способствовала произнесенная 16 ноября 1907 г. в Государственной Думе речь премьер-министра на верность устоям традиционного общества. «Но самое важное для всех нас — это то обстоятельство, что правительство сознало, наконец, и открыто, твердо заявило, что "историческая самодержавная власть и свободная воля монарха являются драгоценнейшим достоянием Русской государственности"», — с восторгом писала крайне правая пресса[xviii].
Черносотенцы безусловно одобрительно отнеслись к заявленной правительством линии на жесткое подавление революции. Общность позиции крайне правых и правительства состояла в следующих озвученных премьер-министром пунктах: 1) разрушительное движение, созданное левыми партиями, превратилось в открытое разбойничество; 2) противопоставить этому движению можно только силу; 3) правительство будет содействовать всем мероприятиям на пользу господствующей церкви и духовного сословия; 4) идея государственного единства и цельности будет для правительства руководящей[xix].
Заявление П. А. Столыпина давало крайне правым основание считать, что правительство не собирается опираться на октябристов и кадетов, рассматривая их как государственных изменников, осмеливающихся отрицать Основные законы империи и подлежащих уголовной каре. Это внушало надежду на то, что премьер-министр прекратит заданный командой С. Ю. Витте дрейф в сторону либерализации общественно-политической жизни и повернет государственный корабль в обратную сторону. Лидеры правомонархистов заверили, что если исполнительная власть не на словах, а на деле будет следовать намеченному в речи пути, то в лице черносотенных организаций встретит самых горячих союзников[xx].
Со своей стороны, П. А. Столыпин также оказал черной сотне поддержку, пытаясь опереться на нее в подавлении революции. Как впоследствии заявлял В. М. Пуришкевич, на первоначальном этапе своего правления «другого пути у него не было»[xxi]. Именно способность чутко уловить меняющиеся настроения масс и сделать ставку в острой политической борьбе на крайне правые организации дало П. А. Столыпину возможность укрепить свое положение в придворных кругах как деятельного политика, не спасовавшего перед революционной стихией. «В глубине России появилось глубокое, стихийное течение, коренившееся в простом народе, в низах. Монархические организации стали расти как грибы, и это течение смыло бы всякого, кто посягнет на него. Это течение было — отпор революции, и на этом именно течении и выплыл Петр Аркадьевич Столыпин», — анализировала возвышение П. А. Столыпина черносотенная пресса[xxii]. Политическая изоляция кабинета Столыпина в начальный период его правления давала основание считать его альянс с крайне правыми незыблемым и долговременным.
С затуханием революции и стабилизацией политической ситуации призыв к спасению устоев сменился выдвинутым П. А. Столыпиным лозунгом национализма. Это вызвало резкую критику из крайне правого лагеря, что несомненно раздражало премьер-министра: «Развал идет вовсю, но трогать нельзя, ведь правительство — национальное. Произвол растет под крики о "закономерности", "законности" и "праве"»[xxiii]. Избранный П. А. Столыпиным курс на реализацию либеральной по своей сути националистической программы черносотенцы характеризовали как политику с «неясными перспективами»[xxiv]. Сравнивая П. А. Столыпина с его предшественником С. Ю. Витте, черносотенная пресса писала: «Витте был прямолинеен по своим мерзостям, целью он поставил прямую революцию. П. А. Столыпин — близорук и недальновиден, революция прикрыта у него флером русских государственных задач, историческими традициями»[xxv]. Свою лепту в охлаждение отношений с крайне правыми вносило болезненное нежелание П. А. Столыпина прослыть в глазах европейских политиков отсталым ретроградом. Опора на менее демонизированные либеральной прессой центристские и правоцентристские партии давала ему возможность сформировать в западном общественном мнении облик новатора, проявляющего симпатии к конституционному строю. «Он с трепетом следит за фимиамом, который курят ему английские и французские газеты», — резюмировала черносотенная пресса[xxvi].
После роспуска IГосударственной Думы П. А. Столыпин сделал ставку на партию октябристов, обеспечив ей широкую рекламу как единственной стабилизирующей в обществе силы[xxvii]. Крайне правые обвиняли правительство в двойной игре, проявлявшейся в заигрывании с консервативно-традиционалистской частью общества при одновременном ведении закулисных переговоров с легальной оппозицией о возможности введения конституции. «Столыпин поощряет октябристов, из ничего, из думской группы и комитетов он раздувает партию, он выдвигает лидеров, он окружает ореолом отдельных лиц... Столыпин поддерживает Гучкова, создает ему популярность, но в то же время не отрекается совсем от правых... Он ныряет, принимая у себя правых, Столыпин задними дверями впускает уже и октябристов, боясь, однако, встречи тех и других у себя в кабинете»[xxviii]. Перебарщивая в критических нападках, крайне правые даже обвиняли правительство Столыпина в тайном сговоре с кадетами и левыми партиями[xxix]. «Мы утверждаем, что правительство трусит, что трепетно опираясь на русских представителей в Государственной Думе, оно заискивает одновременно перед революционерами и их вожаками — "кадетами"», — писала крайне правая пресса[xxx]. Попытки П. А. Столыпина опереться на умеренную оппозицию заставили крайне правых лидеров полагать, что глава правительства нагло игнорирует волю царя: «Октябристов усиленно проводят вперед царские сановники, чиновники и бюрократы, а между тем царь ясно говорит совершенно другое в своей телеграмме к председателю СРН А. И. Дубровину: "Да будет мне Союз русского народа надежной опорой"»[xxxi].
Ставка П. А. Столыпина на Союз 17 октября по сохранению существующего статус-кво казалась черносотенцам ошибочной в связи с неспособностью октябристов противостоять более энергичным и радикальным силам при обострении политической ситуации[xxxii]. Рассматривая данную партию как организационно аморфную и идеологически невыдержанную массу, видный правомонархист А. А. Римский-Корсаков констатировал: «Слабость ее заключается уже не в том, что она приняла чуждые ей лозунги, а в том, что их у нее нет вовсе; и не видели ли мы самых разительных примеров того, как люди, называющие себя октябристами, перебегали из одного лагеря в другой, легко и свободно меняя свои убеждения в зависимости от временных обстоятельств, колебаний правительственной политики, а еще чаще совершенно личных побуждений»[xxxiii]. В многочисленных заметках правомонархической прессы подчеркивалось отсутствие четких политических убеждений ее кадрового состава: «В октябристы идут все беспочвенные русские сановники, многие из министров, генерал-адъютантов, придворных кавалеров, камер-гофмейстеров, все русские космополиты, которые, получив от русского самодержавия все жизни средства и почести, отличия и награды, обеспечение, хорошие места, с легким сердцем всюду выступают втихомолку против самодержавия, направо и налево бранят все русское…»; «В октябристы идут затем директора пароходных обществ и из правлений банков, коммерческих предприятий, многие из помещиков, рантье, крупные торговцы; эти господа боятся идти в революционеры или кадеты. Там, пожалуй, можно потерять часть или весь свой капитал…»[xxxiv].
Идеологи крайне правых указывали, что Союз 17 октября являлся скороспелым порождением правительства Витте в качестве опоры правительства[xxxv]. Отсутствие политической перспективы и нежизнеспособность организации обуславливалась не только ее слабой поддержкой в массах[xxxvi], но и изменчивостью правительственного курса, который она была призвана поддерживать. Особо отмечалась приспособленческая сущностью руководящего состава объединения, состоявшего из «чиновников министерства финансов и юстиции, близких к Витте, и зависящих от еврейского кредита торговцев и промышленников». Подчеркивая небоеспособность политической опоры правительства, один из правых ораторов в Думе отмечал, что стоит сжечь одну помещичью усадьбу, чтобы превратить сотню октябристов в правых, и достаточно обойти наградами к 6 декабря несколько видных либеральных чиновников, чтобы сделать из октябристов кадетов[xxxvii]. В целом партия октябристов характеризовалась как партия разложившейся бюрократии с конституционными претензиями и желанием инородческого равноправия. Потенциально возможный вред, который могли принести октябристы, встав при поддержке бюрократии у руля государства, заставлял крайне правых всерьез обсуждать идею отправки непосредственно к царю депутации СРН во главе с А. И. Дубровиным, где, «встав прямо на колени пред ним умолять у ног монарха, своего отца, дабы он повелел уничтожить легализацию конституционных партий, как Союз 17 октября, так и Торгово-промышленную, а виновных легализации отстранить от власти и впредь всех конституционалистов… отдавать под суд…»[xxxviii].
Окончательный разрыв правительства с правомонархистами произошел при появлении в Думе фракции умеренно-правых националистов. Сотрудничество П. А. Столыпина с октябристским большинством Думы и фракцией националистов давало крайне правым основание полагать, что правительственный аппарат вынашивает планы закрепить в стране основы парламентаризма и утвердить в ближнесрочной перспективе конституционные начала. «Бюрократия до смерти хочет управлять неограниченно Россией. С этой целью она домогается ограничить верховную царскую власть своим произволом. В этих видах образованы две политические партии — октябристская и националистическая, поставившие своею целью учреждение конституции, т. е. ограничение царской власти парламентом по октябристскому проекту из всякого сброда, а по националистическому только из русских людей», — описывала цели столыпинского правительства крайне правая пресса[xxxix]. Основания подозревать бюрократию в желании введения в стране режима ограниченной монархии по английскому образцу базировались на явно проглядывавшемся подчиненном положении октябристской фракции в Думе правительству, а не наоборот — выполнении правительством октябристской программы[xl]. «Правительство вошло в соглашение с октябристами — вы-де нам не мешайте прикончить революцию, казнить и вешать, а мы вам дадим власть, и вот мы вместе тогда по конституции и ограничим царя», — оценивал политические планы П. А. Столыпина председатель СРН А. И. Дубровин[xli].
По мнению черносотенцев, доказательством тайного сговора с противниками самодержавия правительства Столыпина являлось попустительство оппозиционным силам, проявлявшееся в принятии законопроекта о веротерпимости, уклонении от разработки жесткого закона о печати, существовании либерального министерства народного просвещения, функционировании под его эгидой различных кадетских «лиг образования» и других нелегализованных комитетов[xlii]. Особая претензия П. А. Столыпину предъявлялась в связи с деятельностью «революционной» Государственной Думы. В апреле 1907 г. газета «Русское знамя» писала: «А внутри страны крамола, обеспеченная гарантиями «конституции», заседает в Государственной Думе... и требует новых жертв: 150 христиан принесено ей в январе месяце, 300 православных христиан убито во славу Израиля за один февраль месяц!»[xliii].
Указывая на непоследовательность правительства, проявлявшуюся в лавировании между различными политическими силами и заигрывании с оппозицией, черносотенцы требовали от премьер-министра определиться со своими воззрениями. Данное настроение отразило состоявшееся в октябре 1907 г. в Ярославле I Частное совещание СРН и других правых организаций: «Наличность известных конституционных партий, существование которых, очевидно, немыслимо при самодержавном строе, и открытое их признание правительством, и допущение к участию в Государственной Думе является доказательством того, что само правительство как бы колеблется в решении вопроса о существующем строе. Естественным последствием такой неустойчивости правительства должна быть или замена его личного состава лицами убежденными и прямо стоящими за самодержавие, или открытое проявление своих убеждений, ныне скрываемых по тактическим соображениям»[xliv].
Действительно, по мнению крайне правых, в стране сложилась двусмысленная ситуация, не отражавшая ни зафиксированных в Основных законах Российской империи норм политической системы, ни провозглашенного правительством твердого курса. Крайне правые недоумевали: «Кадетская партия не легализована, но не преследуется, ибо не зачислена в разряд нелегальных. "Лига образования" — конкурент Мин. нар. просвещения — тоже не легализована, но не преследуется, не будучи признана вполне нелегальной, и потому преуспевает. Социал-демократы во всей стране строго преследуются по ст. 129, подлежа за одну принадлежность к партии к ссылке (вечной) на поселение, а те же соц.-демократы в Думе агитируют с трибуны на всю Россию, ездят к министрам хлопотать за "товарищей" и даже получают разрешение "ревизовать" тюрьмы...»[xlv]. Правомонархисты делали вывод, что проводимый П. А. Столыпиным «двусмысленный» курс не был способен принести стране успокоения: «Ввиду этого… сколько ни успокаивай страну — она все будет мутиться»[xlvi].
Нежелание правительства П. А. Столыпина следовать курсу на восстановление неограниченного самодержавия, по мнению крайне правых, проявлялось в недостаточной решительности по обузданию крамолы. Симпатии административного аппарата в отношении оппозиционных сил выражались в отсутствии необходимой твердости в наведении порядка, использовании всех имеющихся в его распоряжении сил и средств. «Правительственная власть обязана строго и грозно устранять и карать всякие покушения на мир государственный, общественный и лично гражданский, не допуская никаких уступок злодеям, прикрывающимся личиною политика, не допуская ложной жалости перед святотатцами, убийцами, поджигателями, ворами… и иными злыми обидчиками народными», — внушали черносотенцы власть предержащим[xlvii].
Подозрения в далеко идущих планах П. А. Столыпина по сохранению на политическом поле страны оппозиционных партий и включению их в создаваемую политическую модель парламентской монархии окончательно утвердились в связи с неоднократными отказами премьер-министра использовать имевшие место на него покушения для ликвидации врагов неограниченного самодержавия. В частности, в начале сентября 1906 г. съезд председателей СРН и членов Русского собрания упрекал главу правительства в игнорировании сложившихся благоприятных условий для решительных действий: «…никакие послабления и уступки правительства революционным партиям не остановят их кровавой деятельности разрушения России, никакие самые либеральные законопроекты не удовлетворят анархистов, социалистов, демократов и сепаратистов. Единственное средство и единственная в данную минуту обязанность правительства немедленно, всею государственной мощью, властно обуздать крамольников и рассеять их преступные организации и сообщества»[xlviii].
Показателем стремления подорвать самодержавие изнутри стали многочисленные факты гонений со стороны административного аппарата в отношении ревностных защитников устоев традиционного общества: «Илиодора, этого захватывающего народные массы проповедника, гонят и хотят сослать в Соловки. Серафим, епископ Орловский, переведен; харьковский губернатор Пешков уволен; кафедра Гермогена колеблется; Шварц, остающийся без поддержки, того гляди уйдет; Толмачев едва удержался. Великие князья устранены от участия в государственной обороне...»[xlix]. Со страниц крайне правых изданий премьер-министр лично обвинялся в инспирации процессов над участниками еврейских погромов в октябре 1905 г., которых, по существу, уравняли по степени опасности существующей властной системе с революционерами[l]. Причины травли сторонников крайне правых и во властных структурах, и на духовном поприще черносотенцы находили в желании П. А. Столыпина укрепить позиции в среде оппозиционной части общества. «Казалось бы, что в такое время всякое проявление патриотизма должно поддерживаться правительством всеми мерами; а такие люди, как святитель Гермоген, Серафим, Никон Вологодский, иероманах Илиодор и им подобные, должны поощряться и выдвигаться. Между тем мы видим обратное», — жаловались в ноябре 1908 г. члены Астраханской народно-монархической партии царю[li].
Появление в Государственной Думе правительственной опоры в лице октябристского большинства дало П. А. Столыпину возможность, по выражению В. М. Пуришкевича, «сильнее нанести удар правым и начать с ними борьбу»[lii]. Показателем отказа правительства от курса на воссоздание неограниченного самодержавия явилось преследование черносотенных организаций и инспирирование в их среде раскола. Бюрократия «и подсылала лиц с предложениями субсидий, и пыталась через подосланных агентов снять раздоры в Главном совете, и демонстративно покровительствовала соперничающим правым организациям, и донимала штрафами и мелкими придирками, и пустила в оборот кличку "революционеры справа"»[liii]. Лидеры крайне правых подозревали П. А. Столыпина в желании вовлечь их организации в реализацию далеко идущих планов по формированию в стране конституционного строя, что противоречило их мировоззренческим и программным установкам. «Для конституционной бюрократии самыми страшными являются монархические союзы. Они имеют огромное влияние на политическое положение и своей преданностью заслужили то, что к их голосу прислушиваются и иногда присоединяются. Если бы СРН остался в той чистоте и крепости, в которых он находился в первой половине 1907 г., давно бы произведена была реформа законосовещательных установлений и кабинета. Но оба эти учреждения составляют силу бюрократии. Она только ими одними и живет, и потому приняты были все меры к тому, чтобы унизить чем-нибудь СРН и привести его к параличу»[liv].
Исходя из специфического восприятия роли патриотических союзов, П. А. Столыпин рассматривал А. И. Дубровина в качестве подчиненного ему главы одного из правительственных ведомств, который должен или следовать в фарватере заданного правительственного курса или быть заменен на более сговорчивого вассала. Поддержка А. И. Дубровина низовыми организациями сорвала планы премьер-министра. «Дубровин — неотъемлемая часть каждого союзника, и смешно говорить о его смещении», — высказывала мнение провинциальных отделений СРН газета «Русское знамя»[lv].
Нежелание председателя СРН А. И. Дубровина подчиниться планам правительства и встроить крупнейшую черносотенную организацию в третьеиюньскую политическую систему, самостоятельность в принятии решений и деятельности вызвали со стороны П. А. Столыпина атаку на крайне правый лагерь: «Бюрократия больше всего боится "самочинных", неподотчетных ей союзов, а из таких союзов — больше всего патриотических и национальных как самых непокорных. Распыленный народ—вот ее идеал»; «Партия Дубровина— с этим бюрократия готова примириться, но СРН — этого она не потерпит: ведь он посягает на ее прерогативы, связывает по рукам и ногам ее самовластье»[lvi]. Непрестанными придирками к правым организациям административный аппарат преследовал цель привести их к покорности: «С самого начала бюрократия усвоила себе в отношении патриотических организаций инспекторский тон»[lvii].
Неудача подчинить председателя СРН А. И. Дубровина заставила П. А. Столыпина пойти на подрыв авторитета правомонархистов не только в глазах общественного мнения, но и в высшем свете, представив патриотические союзы как сброд мародеров и хулиганов: «…А. И. Дубровина хотят очернить в глазах государя, хотят ввергнуть его в опалу и тем отшатнуть от него патриотов, которые, оставшись как овцы без пастыря, должны, по расчетам бюрократии, покорно пойти под бичом П. А. Столыпина»[lviii]. Административный аппарат пытался внушить царю, что черносотенные союзы не являются надежной опорой трона. Еще в марте 1907 г. крайне правая пресса писала: «Наши бюрократические кадеты стараются вырыть пропасть между царем нашим и его народом, стараются уверить государя в крамольных стремлениях черносотенцев, в том, что он не должен доверять людям, кладущим свою жизнь за него...»[lix]При этом председатель СРН А. И. Дубровин утверждал, что инициатором конфликта с правительственными кругами был не он, а наоборот — его «задирали, правда, в высшей степени благовоспитанно»[lx]. Интриги и нападки правительства на правомонархическое движение не соотносились его лидерами с царем: «Но вырыть непроходимую пропасть между государем нашим и нами никому не удастся»[lxi].
Попытки оказать давление на руководство СРН вызывали резкую ответную реакцию. «…не за свой вы кус принимаетесь, вы этим кусом подавитесь. Бросьте воскрешать опричнину XX века...», — предупреждала в сентябре 1909 г. П. А. Столыпина дубровинская печать[lxii]. Вместо того чтобы следовать устоявшимся правилам взаимоотношений верноподданного с высшим представителем царя, А. И. Дубровин отвечал «не столь благовоспитанно, без стеснения срывая маску с благороднейшего антагониста», аргументируя это необходимостью отстаивания русского национального достояния. Базарный язык своих нападок в прессе на П. А. Столыпина и его правительство дубровинцы объясняли тем, что «изящные приемы борьбы уместны в цирке, на фехтовальном турнире, а при защите родного очага от вражеского нашествия позволительно пустить в ход и зубы и оглоблю»[lxiii]. А. И. Дубровин отрицал причину взаимного с премьер-министром антагонизма в личных отношениях: «Во всяком случае личный элемент в их антагонизме является вторичным фактором; первичным же является полная противоположность воодушевляющих их идей»[lxiv].
Причины третирования крайне правых были зафиксированы в выступлении А. И. Дубровина в августе 1908 г. в Ростове-на-Дону: «...союз возник в тот момент, когда в стране царила полная анархия, власти растерялись и спрятались, и Россия должна была погибнуть, но явился союз, подавил революцию и спас родину, — только он один и никто более; тогда вновь явились и правители, забрали власть в свои руки и теперь, чувствуя под ногами довольно твердую почву, начинают говорить нам: «Уходите, союз более нам не нужен, мы и сами управимся»[lxv]. Объективность данной оценки косвенно подтвердил брат П. А. Столыпина, описавший в газете «Новое время» отношение бюрократии к правомонархическим организациям: «Мавр сделал свое дело, мавру пора уйти»[lxvi]. В сентябре 1909 г. газета «Русское знамя» кратко изложила свою версию причин недоброжелательного отношения административного аппарата к черносотенным союзам: «Молодое деревцо политической сознательности патриотов, выбившееся из-под земли без помощи бюрократии, нуждалось, для нормального роста, в любовной атмосфере. Несколько царских приветственных слов сразу создали ее, и начался бурный рост деревца. Едва заприметила это бюрократия, как тотчас же принялась указывать сверчку шесток. Бюрократии нужно… умножение компрометирующих организации фактов. Поэтому она свои «благожелательные» советы дает в тон «распеканий», рассчитывая на их обратное в силу психологических причин действие, т. е. рассчитывая, что задетые за живое организации начнут упорствовать в недостатках. Озадаченная их самообладанием, она стала прямо подсылать в организации агентов, посевающих раздоры. А достигнув кое-какого успеха (добившись раскола), перестала скрывать недоброжелательство в отношении главной и лучшей организации — Союза русского народа»[lxvii].
Замедление роста монархических союзов в 1908— 1909 гг. черносотенцы напрямую связывали с интригами П. А. Столыпина, пытавшегося донести до их лидеров мысль, что даже безупречное занятие политикой становится рискованным делом без соответствующих согласований своих действий с администрацией[lxviii]. Черносотенцы жаловались царю, что их организации и газеты не только не встречают должной, открытой поддержки со стороны правительства и местных властей, но, в большинстве случаев, сталкиваются прямо с холодным и даже враждебным к ним отношением[lxix]. Указывалось на то, что развязанная в либеральной прессе кампания по дискредитации правомонархистов была поддержана вполне официозными изданиями[lxx]. В апреле 1907 г. руководители СРН со страниц своего печатного органа требовали устранить все препятствия для объединения русских людей в союзы и оградить патриотическую печать от преследований со стороны властьимущих[lxxi]. В сентябре 1909 г. газета «Русское знамя» вновь констатировала, что за критику административного аппарата она подвергалась постоянным привлечением к суду по ст.128 «за дерзостное неуважение к верховной власти»[lxxii]. Нападками на черную сотню бюрократия пыталась отвлечь их силы от политической и просветительской деятельности в сторону организационного самосохранения. Крайне правые констатировали: «Большая часть нашей энергии уходит на повседневную борьбу за союзное существование, борьбу с бюрократией»[lxxiii].
Желая определить четкие правила политической игры, черносотенцы предлагали П. А. Столыпину конкретизировать грань между легальной борьбой (куда они относили себя как сторонников существующих порядков) и нелегальной, к которой они относили кадетов и социалистов, являвшимися основными очагами смуты. Предлагалось юридически закрепить нормы и рамки политической активности верноподданных сил страны. Один из черносотенцев писал в «Русское знамя»: «Я не уверен… не попадет ли завтра, в результате нынешней политической битвы, СРН в разряд нелегальных партий и не придется ли мне пойти в ссылку или эмигрировать»[lxxiv]. Созданная П. А. Столыпиным атмосфера вокруг крайне правых организаций негативно отражалась на настроениях народных масс к патриотическим организациям. «Даже у самых стойких людей и у руководителей опускаются руки. Несомненно, что добиться этого кому-то надо, для достижения чего и внушается людям, стоящим у власти, та двойственная, нездоровая политика, которой придерживается теперешнее правительство», — жаловались царю в ноябре 1908 г. астраханские черносотенцы[lxxv].
Атака правительства на правомонархические организации дала свои плоды, выразившиеся в расколе в 1909— 1911 гг. крупнейшей из них — Союза русского народа. По мнению дубровинцев, административному аппарату удалось подчинить часть лидеров правомонархического движения, сделав их инструментом по реализации собственной политической программы, направленной на укрепление бесконтрольных властных функций «конституционной бюрократии» при одновременном урезании полномочий царя. Сохранившие верность изначально отстаиваемым идеалам дубровинцы открыто обвинили отколовшийся обновленческий Главный совет СРН в лице Н. Е. Маркова и создавшего самостоятельную организацию Русский народный союз Михаила Архангела В. М. Пуришкевича в отказе от основополагающих принципов черносотенного движения в пользу правительственной поддержки. «Ходят упорные слухи, что Главный совет находится под влиянием П. А. Столыпина, с политикой и тактикой которого в области как религиозного, так и других государственных вопросов союзники примириться не могут, да и не имеют права», — писал в Главный совет СРН председатель Астраханской народно-монархической партии Н. Тиханович-Савицкий[lxxvi].
По мнению дубровинских ортодоксов, после раскола СРН угрозы неограниченному самодержавию стали исходить и от бывших соратников. В январе 1911 г. Н. Е. Марков и В. М. Пуришкевич были обвинены в поддержке разработанного в недрах правительства Столыпина проекта формирования Думы из представителей земств с избранием министров из ее состава без права их увольнения царем без одобрения Думы[lxxvii]. Обновленцев также упрекали в конституционных и парламентских симпатиях. Данные выводы сторонники А. И. Дубровина делали исходя из анализа программных документов, выходивших из-под рук недавних единомышленников. В частности, анализируя утверждение подписанной лидерами обновленцев (В. М. Пуришкевичем, Н. Е. Марковым, И. И. Восторговым) листовки о том, что «каждый плательщик податей имеет право требовать отчета, куда пошла его копейка», дубровинская газета «Русское знамя» возмущенно писала: «От кого же требовать отчета, если они не признают народного представительства? От государственной власти? Так, ведь? Но, по их же словам, государственная власть это и есть самодержец. Стало быть, эти паяцы, клерикалы, ваньки-каины смеют утверждать о праве своем требовать от царя отчета? Какие же они после этого "верные неограниченному царскому самодержавию"? Право требования отчета исключает понятие о неограниченной власти!»[lxxviii].
Заявленный в другом воззвании В. М. Пуришкевича тезис о необходимости «соучастия народа в правлении в виде законосовещательной думы» также вызвал бурю негодования сторонников А. И. Дубровина: «Дума создана только для одобрения законопроектов и контроля над закономерностью властей, а Пуришкевич со своими союзниками-клерикалами нахрапом уже захватывает даже правление»[lxxix]. Из этого дубровинцы делали вывод: «Эта мошенническая компания — Пуришкевич, Восторгов, Скворцов... стремится... ограничить царскую власть народным представительством»[lxxx]. Критикуя обновленцев, дубровинцы пытались отмежеваться от них посредством апелляции к народу: «Вся разница между Дубровиным и Марковым в том, что Дубровин сумел понять народные мысли и их в себе олицетворил. Марков же хочет, чтобы народ понял его мысли и их себе усвоил как принцип»[lxxxi].
Попытки обновленцев посредством сотрудничества с П. А. Столыпиным встроиться в модель третьиюньской политической системы рассматривались дубровинцами как разрушение общей стратегической линии по защите самодержавия и поддержку планов бюрократии по преобразованию самодержавного строя в бюрократически-буржуазный, где доминантным политическим игроком выступал административный аппарат[lxxxii]. Это дало основание дубровинцам типологизировать обновленцев как сторонников конституционно-буржуазного строя, а их организации рассматривать как переродившиеся из объединения всего русского народа в разряд рядовых европейских парламентских партий. Союз Михаила Архангела характеризовался как «сколок с западноевропейских правых, а следовательно и буржуазных партий... В результате получилась довольно странная, хотя для некоторых и очень удобная смесь — правая, но буржуазно-бюрократическая партия, — Союз Архангела Михаила», — отмечалось в статье «союзника-дубровинца» Б. Е. Кромида, опубликованной в газете «Русский народ» 28 июля 1910 г.[lxxxiii]
Себя сторонники А. И. Дубровина продолжали относить к сохранившим идейную чистоту монархистам, равноудаленными как от бюрократии, так и от буржуазии. Дубровинский Союз русского народа продолжал самоименовать себя «ярким выразителем народных, чисто русских исторических идеалов в отношении общественного и государственного строя, выражаемых лозунгом — «Православие, самодержавие, русская народность»[lxxxiv]. Понимание того, что обновленцы уже не могут выступать защитниками неограниченного самодержавия, но лишь партнером административного аппарата по сохранению существующего парламентского строя при самодержавной монархии, заставило дубровинцев делать заявления о невозможности какого бы то ни было с ними компромисса.
Ослабление черносотенного движения объективно приводило к деморализации стоявших на охранительных позициях по отношению к самодержавию сил. Крайне правые подметили характерную особенность: вмешательство бюрократии в противостояние оппозиционных сил с правомонархическими организациями объективно приводило к ослаблению последних: «Но когда в состязание вмешивается третий — правительство, объявляющее борьбу обеих сторон делом нелегальным и на этом основании преследующее борющихся, тогда позиции истинно русских ухудшаются, а врагов улучшаются»[lxxxv]. В сентябре 1909 г. единомышленники А. И. Дубровина дали неутешительную оценку отказа правительства Столыпина от услуг крайне правых: «...сознайтесь, вы чувствуете себя у разбитого корыта: костер опального патриотизма разгорелся вцелое пожарище; в самых умеренных правых ваш кредит пал, "освободительство" подняло голову; даже последнее прибежище власти — октябристы — накануне раскола. Идиллия бараньего рога отдает жестоким сарказмом»[lxxxvi].
После первой российской революции помимо административного аппарата возрастающую угрозу самодержавию, по утверждениям правомонархистов, представляли оппозиционные партии, получившие благодаря Манифесту 17 октября и институту Государственной Думы новые возможности по расшатыванию основ государства. В распространенной в 1906 г. листовке СРН делалась попытка типологизации партий по методам достижения целей и степени их опасности существующим порядкам: «Все эти партии можно поделить на два разряда: партии революционные, восстающие с оружием в руках или преследующие революционные цели путем забастовок и снабжением революционеров деньгами, и вообще действующие с ними единодушно. К этому разряду относятся анархисты, социал-демократы и пр. Из этих партий самый опасный враг России Конституционно-демократическая партия, в основу которой положено: созвать вместо Государственной Думы Учредительное собрание, т. е. новое правительство, и долой царя и разделить Россию на части по народностям!»[lxxxvii].
Черносотенцы достаточно упрощенно оценивали цели политических противников, находя их корыстными: «Кадеты желают только пробраться в олигархию и завладеть хорошенькими местечками, а различные СД и СР жаждут только пограбить да поразбойничать. С первыми можно сторговаться. Вторых поможет уничтожить тот же народ русский, та же ненавистная черная сотня»[lxxxviii]Жестким предостережением с крайне правого фланга звучала мысль, что платой за реализацию программных установок оппозиции станет единство и неделимость страны: «…кадеты, трудовики... требовали "равноправия" для инородцев и евреев, чтобы и они могли владеть землею как русские крестьяне; они хотели отдать инородцам Польшу, Финляндию, Кавказ и другие земли, завоеванные русскою кровью, и, наконец, в так называемом "Выборгском воззвании" они вконец вздумали уничтожить Россию, запрещая платить подати и давать солдат»[lxxxix].
Свою деструктивную сущность значительная часть оппозиции окончательно проявила в период I Мировой войны, направив силы не на укрепление национального единства, а на углубление политического кризиса. На состоявшемся в ноябре 1915 г. в Нижнем Новгороде Совещании уполномоченных правых организаций и правых деятелей давалась оценка деятельности оппозиционных партий в Государственной Думе и их печати: «Перед лицом всей России вырисовалась поистине титаническая борьба двух начал: родного, национального, горящего любовью к Родине и жертвующего всем для победы над жестоким и упорным врагом, и другого, инородческого, дышащего свирепой злобой ко всему русскому и ждущего с нетерпением нашего военного разгрома для торжества своих партийных и личных целей»[xc].
По утверждениям крайне правых, характерной чертой, объединявшей все сегменты оппозиционных сил, являлось полное равнодушие (неприятие) к вопросам формирования национально ориентированного вектора политики. Поставленная правомонархистами проблема восстановления приоритетного статуса русского народа в империи и возвращения носителям русских базовых ценностей стратегических позиций в государстве была жестко противопоставлена либеральным и эгалитарным принципам, в частности идеям абстрактной «свободы» и «социальной справедливости». Национальный индифферентизм революционного лагеря (социал-демократов, эсеров и анархистов) проявился в собственном позиционировании себя интернационалистами, а либерального — в приоритетном отстаивании интересов национальных меньшинств перед интересами державной нации. Это приводило к низвержению русского народа из разряда государствообразующего в состав рядовой этнической единицы империи. «Нет или не должно быть народности, единокровцев и единоверцев, своеплеменности... — а есть космополитизм; и миллионы листков, и тысячеустная пропаганда европействующих и еврействующих темнят и туманят русское народное сознание...», — писала черносотенная пресса[xci].
Отвергнув понятия «традиции», «патриотизма», «национального интереса», российские идеологи оппозиции не пытались заложить их в фундамент так вожделенного ими будущего демократического общества. Наоборот, все связанное с национальной тематикой в политике воспринималось как пережиток прошлого и встречало пылкое неприятие. В частности, депутат Государственной Думы М. И. Петрункевич характеризовал патриотизм как пошлость, а Н. И. Кареев выступал за упразднение названия Россия[xcii]. В поход против патриотизма включились даже некоторые классики русской литературы, развенчавшие любовь к Отечеству как «чувство неестественное, грубое, постыдное, неразумное, вредное» и даже «корыстное и безнравственное». Согласно Л. Н. Толстому идея патриотизма лежит в основе государственности и потому «должна быть подавляема и уничтожаема», так как «патриотизм есть орудие власти правительств над народами, он является средством обмана народа со стороны императоров, правителей, военных, капиталистов, духовенства и проч., чтобы жить трудами народа». «Патриотизм (говорил Л. Н. Толстой по поводу франко-русских торжеств в октябре 1893 г. — М. Р.) есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Он есть рабство!», — приводила цитаты великого старца черносотенная пресса[xciii].
Руководители либеральных и революционных партий, исходя из парадигмы неприятия Русской православной монархии, нередко ассоциировали «великорусский шовинизм» (читай патриотизм. — М. Р.) с преступлениями абсолютизма. Отрицание «исторической русской государственности» приводило к игнорированию конкретных национальных интересов русского народа как «угнетающего» и заставляло ставить в приоритет требования «угнетаемых» инородцев. «По масонской системе совместности добра со злом повсюду проводится бездушная система без различия национальностей и вероисповеданий с полным пренебрежением к патриотическим желаниям самодержца и его верного коренного народа. При этом враги не остаются последовательными: проповедуя новомодную власть большинства, они в то же время стремятся подчинить государственное большинство, состоящее из русских людей, разноплеменному меньшинству», — критиковал в августе 1910 г. позицию своих политических оппонентов по национальному вопросу в открытом письме председатель СРН А. И. Дубровин[xciv].
Неизменная поддержка национальных меньшинств во внутриимперских спорах в восприятии крайне правых свидетельствовала о разрыве либеральных и революционных партий с понятиями национальной солидарности. Если инородцы вставали на защиту своих единоплеменников даже в случае явной неправоты последних, то российские сторонники «прогресса» готовы были пожертвовать национальной взаимовыручкой ради получения выгодных политических дивидендов. Это выпукло проявилось во время обсуждения вопроса о еврейских погромах, когда желание нанести еще один удар по «государственному монстру» заставляло либералов отказываться от объективного анализа произошедшей трагедии и ангажированно обвинять во всем произошедшем власти. Неприятие тенденциозного подхода эмоционально зафиксировано в обращении к СРН: «Случился еврейский погром в Белостоке. Боже мой! Вот заволновались думцы, забыли и про землю и про крестьян. Уж больно любезны почему-то думцам евреи. Когда революционеры убивали русских людей, когда разорялись и сжигались хозяйства русских людей, думцы молчали: не их, дескать, дело. А когда в Белостоке русские, возмущенные тем, что евреи стали стрелять крестный ход и убили несколько богомольцев, побили евреев, — думцы подняли тревогу и немедленно послали в Белосток своих следователей: одного еврея и двух русских. И, знаете, кого обвинили думские следователи во всем этом деле? Русских офицеров и солдатиков, которые с опасностью жизни защищали евреев от погрома!.. Такова-то думская правда!..»[xcv]
Продвигаемые оппозиционным лагерем идеи отказа от признания первенства русского народа как государствообразующего, приоритет интересов национальных меньшинств, пренебрежение к национальным потребностям русского народа заставляло черносотенцев бросать оппонентам упрек в предательстве собственного народа[xcvi]. «Антирусская» сущность кадетской партии подчеркивалась в распространенном в 1906 г. обращении СРН: «…в Думе эта партия и словом, и делом ясно показала, что о русском народе и свободе она и думать позабыла, а заботилась о милых ее сердцу евреях, инородцах и революционерах»[xcvii]. О глубине равнодушия к интересам собственного народа, по мнению черной сотни, свидетельствовали программные установки Союза 17 октября, где «об вере, государственном языке и армии нет ни одного слова. Зато все народности, и, конечно, главным образом евреи, равноправны». Программы октябристов и кадетов были базисно идентичны и разнились лишь в частностях. «Они все не руссконациональные, и интересы евреев им дороже интересов русского населения», — говорилось в изданном в начале 1907 г. обращении Русского собрания, СРН и Партии правового порядка к избирателям[xcviii]. Крайне правым казалось, что пренебрежение национальными интересами охватило все активные сегменты российской политики. В частности, утверждалось, что польским сепаратистам в борьбе с центральной властью помогали «кадетско-жидовская печать... антипатриотическая наша Г. Дума и наше октябристское кадетское правительство»[xcix].
Тесное сотрудничество с так называемыми «враждебными инородцами» лишало в глазах правых российские оппозиционные партии статуса национально русских и давало им основание утверждать «инородческую» сущность «освободителей»[c]. В докладе на собрании СРЛ в августе 1907 г. академик А. И. Соболевский заявлял, что партия кадетов, объединила в своих рядах «разнородные русские элементы и большинство инородцев с евреями во главе. Все инородцы, объединившиеся в этой партии, составляют сплоченный союз против Русского государства»[ci]. В обращении СРН к русским людям утверждалось, что к кадетской партии принадлежат «евреи, инородцы (поляки, армяне, немцы, татары и проч.) и те из русских господ, которые хотят захватить власть в свои руки и урезать власть царскую»[cii].
На страницах печати и в официальных документах черносотенцы заявляли, что партии центра и левее не являются выразителями русских национальных интересов, т. к. отрицают самобытный путь развития Российской империи и предпринимают попытки навязать чуждый, неестественный для державного народа образ жизни, толкая Россию не в сторону усовершенствования ее своеобразия и уникальности, а в направлении грубого и неискусного подражательства Западу. «Инородцы русские и иноземные, иноверцы, разные революционеры, бесплодно до настоящего времени стремившиеся осуществить свои бредни в жизни западных народов, — все они ринулись на русскую землю и соблазном, разными обещаниями, ложью и страхом смутили русских людей», — говорилось в утвержденной в апреле 1906 г. программе Союза русских рабочих людей[ciii]. Несомненный атрибут антинациональности оппозиционных партий проявлялся в потворстве (пособничестве) проникновению инородцев к рычагам управления империи, что привело бы к ослаблению вертикали централизованной власти и отпадению территорий. «Эти партии хотят, чтобы государь и его святыня, русское воинство, присягнули Государственной Думе и признали бы над собой ее власть!!! Такой Думе, где будут заседать, наряду с русскими, и жиды, и поляки, и вообще все инородцы!», — говорилось в листовке СРН, распространенной в мае 1906 г.[civ]
В рамках концепции об узурпации первенства державного народа черносотенцы охотно верили в существование заговора враждебных инородцев, целью которого, по утверждениям «Русского знамени», являлось «сделать всевозможное, чтобы напакостить русским»[cv]. Являясь противниками диалектического материализма, они лихорадочно пытались найти объяснение причин революционного и сепаратистского движения. На помощь пришла конспирология — система представлений, согласно которой нежелательные явления и события рассматривались как следствие заговора тайных сил. К середине 1906 г. в крайне правой прессе указания на союз инородцев во главе с масонами, объединившихся с целью ослабления и окончательного развала России, приобрели широкий, уверенный и даже кричащий характер. Организующей и направляющей силой тайного союза выступал масонский орден, офицерским составом его армии являлись евреи, а пушечным мясом — пестрая палитра различных по национальному и социальному происхождению одурманенных упоительными мечтами о светлом будущем «шабесгоев». В заговор оказались вовлеченными как космополитическая часть административного аппарата, интеллигенция (адвокаты, журналисты, студенты и т. д.), оппозиционные партии, так и национальные элиты Кавказа, Польши, Финляндии. По утверждениям газеты «Русское знамя», заговорщики имели и план действий — «Протоколы сионских мудрецов», в котором подробно прописывалась реализация «колоссального заговора всемирного жидовства, чтобы свалить православную и самодержавную Россию»[cvi].
По мнению черносотенных идеологов, инструментом реализации заговора, в т. ч. «Протоколов сионских мудрецов», являлся «Альянс Исраэлит Универсель» (Всемирный еврейский союз) с центром в Париже, а его исполнительными органами — раскинутые по всему миру, глубоко законспирированные, действующие по единому замыслу и плану масонские ложи, объединенные целью захвата власти, утверждения еврейского господства и порабощения нееврейского населения. В июне 1906 г. «Русское знамя» характеризовало масонство как тайное общество, организованное евреями для захвата власти и борьбы с христианством[cvii]. Через пять лет, в мае 1911 г., газета «Русское знамя» дало более развернутое определение масонству: «Это — таинственная, лукавая, зловредная, стремящаяся к ниспровержению монархий, упразднению веры в Бога, разрушению семейного начала и установлению республиканского, т. е. анархического образа правления, при котором еврейству наилегче захватить в свои руки власть и сделаться полным хозяином в стране и повелителем народа»[cviii].
В обоих определениях подчеркивалась главная задача «вольных каменщиков» — разрушение христианской цивилизации. На страницах черносотенной прессы находили выводы западных исследователей, что «многие смуты и бедствия, перенесенные разными народами в разное время, часто исходили по инициативе и деятельном содействии франкмасонов»[cix]. Черносотенная пресса описывала и главную цель масонства: завоевание мира, исходя из того, что «для них все нееврейское — это враждебный лагерь, который нужно покорять, заставить его служить им и приносить им пользу»[cx]. Данная задача не была искусственной программой, появившейся в новое время, а составляла саму «природу еврейства», проходящую через всю его историю и имевшую истоком ветхозаветное пророчество о приходе Мессии, который обратит нееврейские народы в еврейских рабов. Идейно-политическая роль масонства состояла в оформлении «идеологии еврейства» в приемлемые для христиан доктрины (от либерализма до социализма) и попытках их реализации, используя «грандиозные капиталы и всемирное могущество»[cxi].
Истинные цели масонов состояли в ликвидации основ традиционного общества, а именно:
[i]Русское знамя. 1907. 1 февраля.
[ii]Там же. 1908. 12 января.
[iii]Там же. 1907. 21 августа.
[iv]Там же.
[v]Там же. 29 марта.
[vi]Размолодин М. Л. О консервативной сущности черной сотни. Ярославль, 2012. С. 139—148.
[vii]ГОПБ. ОРК. Кор. 46/1. № Ц58654.
[viii]Прямой путь. 1912. Вып. V (май).
[ix]ГОПБ. ОРК. Кор. 46/1. № 58654.
[x]Лебедев С. В. Слово и дело национальной России. Очерки истории русского патриотического движения. М., 2007. С. 59.
[xi]ГАРФ. Ф. 116. Оп. 2. Д. 1. Л. 666.
[xii]Русское знамя. 1908. 15 января.
[xiii]Прямой путь. 1913. Вып. III (март).
[xiv]Русское знамя. 1909. 8 сентября.
[xv]Там же. 1911. 27 апреля.
[xvi]Там же. 1909. 8 сентября.
[xvii]Там же.
[xviii]Там же. 1907. 24 ноября.
[xix]Там же. 2 декабря.
[xx]Там же. 24 ноября.
[xxi]Там же. 1911. 27 апреля.
[xxii]Там же.
[xxiii]Там же.
[xxiv]Там же.
[xxv]Там же.
[xxvi]Там же.
[xxvii]Там же. 1907. 21 июня.
[xxviii]Там же. 24 ноября.
[xxix]Там же. 1913. 2 апреля.
[xxx]Там же. 1907. 13 апреля.
[xxxi]Там же. 21 июня.
[xxxii]Там же.
[xxxiii]Последние дни императорской власти. По неизданным документам составил А. Блок. Пг., 1921. С.128.
[xxxiv]Русское знамя. 1907. 21 июня.
[xxxv]Там же.
[xxxvi]Там же. 1909. 8 сентября.
[xxxvii]Последние дни императорской власти... С.128.
[xxxviii]Русское знамя. 1909. 11 апреля.
[xxxix]Там же. 1911. 20 января.
[xl]Там же. 1909. 19 сентября.
[xli]ГАРФ. Ф.102. 4 д-во. 1905. Д.999. Ч.39. Т.1У. Л.50—51.
[xlii]Русское знамя. 1909. 18 сентября.
[xliii]Там же. 1907. 13 апреля.
[xliv]Там же. 31 октября; 21 октября.
[xlv]Там же. 1909. 19 сентября.
[xlvi]Там же. 11 апреля.
[xlvii]Прямой путь. 1912. Вып. V(май).
[xlviii]Вестник Русского собрания. 1906. 22 сентября.
[xlix]ГАРФ. Ф.1467. Оп.1. Л.853. Ч.55.
[l]Русское знамя. 1909. 8 сентября.
[li]ГАРФ. Ф.1467. Оп.1. Л.853. Ч.55.
[lii]Русское знамя. 1911. 27 апреля.
[liii]Там же. 1909. 8 сентября.
[liv]Там же. 1913. 28 марта.
[lv]Там же. 1909. 8 сентября.
[lvi]Там же.
[lvii]Там же. 19 сентября.
[lviii]Там же. 8 сентября.
[lix]Там же. 1907. 29 марта.
[lx]Там же. 1909. 18 сентября.
[lxi]Там же. 1907. 23 марта.
[lxii]Там же. 1909. 18 сентября.
[lxiii]Там же. 8 сентября.
[lxiv]Там же.
[lxv]ГАРФ. Ф.102. 4 д-во. 1905. Д.999. Ч.39. T.IV. Л.50—51.
[lxvi]Русское знамя. 1911. 27 апреля.
[lxvii]Там же. 1909. 19 сентября.
[lxviii]Там же. 18 сентября.
[lxix]ГАРФ. Ф.1467. Оп.1. Л.853. Ч.55.
[lxx]Русское знамя. 1911. 11 апреля.
[lxxi]Там же. 1907. 20 апреля.
[lxxii]Там же. 1909. 19 сентября.
[lxxiii]Там же.
[lxxiv]Там же. 18 сентября.
[lxxv]ГАРФ. Ф.1467. Оп.1. Л.853. Ч.55.
[lxxvi]Куда временщики ведут Союз русского народа. СПб.,1910.С. 195.
[lxxvii]Русское знамя. 1912. 14 августа.
[lxxviii]Там же.
[lxxix]Там же.
[lxxx]Там же.
[lxxxi]Там же. 1911. 20 января.
[lxxxii]Там же. 1912. 14 августа.
[lxxxiii]ГАРФ. Ф.102. 4 д-во. 1908. Д. 237. Л. 55.
[lxxxiv]Там же.
[lxxxv]Русское знамя. 1909. 8 сентября.
[lxxxvi]Там же. 18 сентября.
[lxxxvii]ГАРФ. Ф. 102. ДП ОО. 1906. II отд. Д. 833. Л. 31.
[lxxxviii]Русское знамя. 1907. 29 марта.
[lxxxix]ГАРФ. Ф. 116. Оп. 2. Д. 1. Л. 698.
[xc]Там же. Ф. 102. 4 д-во. 1915. Д.110. Л.192—193.
[xci]Русское знамя. 1907. 26 июля.
[xcii]Там же. 18 мая.
[xciii]Цит. по: Русское знамя. 1908. 28 августа.
[xciv]Куда временщики ведут Союз русского народа. С. 614—615.
[xcv]ГАРФ. Ф. 116. Оп. 2. Д. 1. Л. 698.
[xcvi]Русское знамя. 1908. 5 марта.
[xcvii]ГАРФ. Ф. 116. Оп. 2. Д. 1. Л. 698.
[xcviii]ГОПБ. ОРК. Кор. 46/1. № 17/34.
[xcix]Русское знамя. 1908. 9 июля.
[c]Там же. 5 марта.
[ci]Там же. 1907. 21 августа.
[cii]ГАРФ. Ф.116. Оп. 2. Д. 1. Л. 698.
[ciii]ГОПБ. ОРК. Кор. 46/2. № 381/33.
[civ]ГАРФ. Ф. 102. ДЛ ОО. 1906. II отд. Д. 833. Л. 31.
[cv]Русское знамя. 1907. 4 июля.
[cvi]Там же. 1911. 27 мая.
[cvii]Там же. 1907. 15 июня.
[cviii]Там же. 1911. 28 мая.
[cix]Там же. 24 июля.
[cx]Там же. 1908. 19 августа.
[cxi]Там же.