АЛЬ-ФАРАБИ АБУ НАСР
Трактат о взглядах жителей добродетельного города
О различии между волей и (свободным) выбором; и о счастье.
И затем, когда умопостигаемые объекты интеллекции приобретены человеком, в нём естественно реализуются обдумывание, размышление, воспоминание, стремление к умозаключениям и желание некоторых (умопостигаемых), которые умопостигаются, так же как желание или отвращение в отношениях их и некоторых умозаключений. Стремление к тому, что постигается, это, в целом, проявление свободной воли. Если оно исходит из ощущения или воображения, то оно носит название, общее с проявлением свободной воли; но, если оно исходит из размышления или рассуждения, его называют общим (термином) свободного выбора, присущего именно человеку.
Что касается стремления, исходящего из ощущения или воображения, - оно встречается равным образом у всех остальных живых существ. Реализация первых умопостигаемых объектов интеллекции в человеке является его первым достижением. Они ему даны только с целью послужить ему для того, чтобы он мог достигнуть своего наивысшего совершенства.
Это – счастье. Оно состоит в том, что человеческая душа поднимается до такого совершенства бытия, что она больше не нуждается для своего существования в материи, поскольку она соединяется с совокупностью бытий, свободных от телесности, и субстанциями, отделёнными от материи, и существует, таким образом, вечно. Однако её ступень ниже ступени действующего (деятельного) интеллекта. Она достигает (счастья) путём свободных действий, часть из которых интеллектуальны, а часть телесны, не путём каких угодно движений, но путём определенных и размеренных действий в соответствии с нравами и привычками, (равным образом) размеренными и определёнными, потому что среди добровольных действий есть такие, которые препятствуют (достижению) счастья.
Счастье – это добро, искомое ради самого себя; к нему никоим образом и никогда не стремятся, чтобы добиться чего-то другого, и по ту сторону (счастья) не находится ничего более значительного, чего бы человек не мог достигнуть. Добровольные действия, помогающие достижению счастья, - это прекрасные действия. Нравы и привычки, которые производят их, - это добродетели.
Последние – это добро, установленное не ими самими, но с целью счастья. Действия, которые мешают (достижению) счастья, являются плохими, или уродливыми, действиями. Нравы и привычки, откуда эти действия исходят, - это недостатки, пороки и низости.
Питающая сила человека предназначена для обслуживания тела. Чувственная и воображающая (силы) призваны также обслуживать тело, как и сила мыслящая. Услуга, оказываемая телу этими тремя (второстепенными силами), обращается на пользу мыслящей силе потому, что последняя проявляется сначала благодаря телу.
Мыслящая сила бывает или практической, или теоретической. Практическая создана, чтобы служить теоретической; последняя не создана, чтобы обслуживать что-либо, кроме себя, но (создана для того), чтобы достичь счастья.
Все эти силы сопровождаются стремящейся силой. Она служит как чувственной, так и воображающей и мыслящей силам. Познавательные обслуживающие силы могут предоставить свои услуги и деятельность не иначе как посредством стремящейся силы. Поистине, ощущение, воображение и размышление не могут действовать без того, чтобы (их действие) не сопровождалось стремлением к тому, что чувствуется, воображается, размышляется и познаётся. Потому что желание – это есть стремление посредством стремящейся силы к тому, что было постигнуто.
Если счастье, поставленное целью, познаётся мыслящей силой, к нему стремятся посредством стремящейся силы, выявляя посредством размышления то, что нужно сделать для достижения его с помощью этого воображения и чувства. И если (наконец) эти действия завершаются посредством органов стремящейся силы, то все человеческие действия хороши и прекрасны.
А если счастье не познаётся, или если при познании оно не ставится как желаемый результат, а ставится нечто другое, и если к нему стремятся посредством стремящейся силы и выводят посредством размышления в действии, что нужно сделать для достижения его с помощью чувства и воображения, и если эти действия завершаются посредством органов стремящейся силы, то все человеческие деяния вовсе не являются прекрасными.
(Аль-Фараби. Избранные трактаты /Перевод с арабского. Алматы, 1994)