Вы здесь

Анонимный комментарий к платоновскому Теэтету (Статья Ю. А. Шичалина о комментариях к Платону)

АНОНИМНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ПЛАТОНОВСКОМУ «ТЕЭТЕТУ» — уникальный памятник комментирования Платона в эпоху среднего платонизма. Дошел на папирусном свитке 1 -й пол. 2 в. н. э., который египтолог Л. Борхардт приобрел в Каире в 1901 и передал в Королевский музей Берлинской академии наук (рар. 9782). Текст сохранился только к части диалога (142а-158а). Автор — платоник, усвоивший ряд стоических и перипатетических положений; позиция его в основном совпадает с позицией Алкиноя в его «Учебнике платоновской философии». Комментарий представляет собой элементарное разъяснение текста Платона с помощью парафраз, грамматических и реальных толкований. Предмет «Теэтета», согласно комментарию, - простое несоставное знание, и в связи с этим обсуждается проблема критерия (2,11 -23). По поводу 143d излагается учение о первичной склонности, приязни (…): приязнь к самому себе — естественна и неосознанна, а приязнь к ближнему — хотя и естественна, но сознательна (5,18-8,6). Комментатор спорит с эпикурейцами и стоиками, согласно которым из чувства приязни возникает справедливость, подчеркивая, что справедливость возникает из уподобления божеству (7, 17-19). Об интересе комментатора к математическим пассажам Платона свидетельствует подробный анализ 147d-148b (25, 37-44, 40). Комментатор признает природные понятия (…), которые в силу своей неотчетливости нуждаются в разъяснении (46, 43-49); одаренный от природы человек полон отчетливыми общими понятиями (Koivai £woiai - 47, 19-21); «майевтический» метод обучения Сократа призван раскрыть эти «природные» понятия, опираясь на учение о знании-припоминании (47, 27-48, 7; ср. 56, 14- 31 со ссылкой на Men. 87b и 57, 15-22 со ссылкой на Symp. 206с). В связи с платоновской критикой Протагора 151 е слл. комментатор (61, 1-45, ср. 63,1-40) отвергает пирроновский релятивизм (...), не признающий никакого критерия истины - ни разума (... — Платон, Аристотель), ни истинного представления (... - Эпикур), ни убедительного (7ti9avf| — Карнеад), ни постигающего (... — стоики). Комментарий к «Теэтету» входил в курс философского обучения наряду с др. диалогами (ср. упоминания в тексте диалогов «Федон» (48,7-11), «Тимей» (35,10-12) и «Пир» (70,10-13).

Ю. А. Шичалин

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 112-113.

Текст:

Anonymer Kommentar zu Platons Theaetet, bearb. von H. Diels und W. Schubart. В., 1905.

Литература:

Dillon J. The Middle Platonists. L., 1977, p. 270-271, 279, 289-290, 299, 329.

Автор: