Вы здесь

СУТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА

    При оценке политического экстремизма Солженицына и диссидентов как раз и надо учитывать особенности советского общества. Нравственным идеалом такого общества было единство свободы и социальной справедливости.

     Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на достигнутый уровень понимания  объективной реальности. Свободу любят все – и сторонники солидарного социалистического общества, и поборники буржуазного эгоистического т.н. «гражданского общества». Проблема, однако, состоит в том, что свобода «для себя» в гражданском обществе становится ограничением свободы для других. Решение этой проблемы не под силу человеческой единице, не под силу буржуазному государству, служащему в конечном счете интересам олигархии, оно под силу лишь социалистическому государству.

    Политический экстремизм писателя, и деятеля искусства вообще, начинается из искаженного представления об открытом Марксом законе формационного развития человеческого общества. Это искаженное представление подталкивает к антиисторизму, отрицанию социализма и социалистического государства, к выхолащиванию нравственного идеала такого общества путем отрыва свободы от социальной справедливости, к отрицанию метода социалистического реализма,  к реакционным утопиям, интеллектуальному чванству и моральной деградации. Деятельность Солженицына в конце 60-х – начале 70-х годов в СССР и, особенно, после высылки на Запад являет собой красноречивый пример такой деградации.

    Данное  эссе не ставит целью проследить одиссею Солженицына на Западе. Под девизом «жить не по лжи», заимствованном в «Посеве», он превратился там в профессионального антикоммуниста, присоединился к сонму идеологических диверсантов, которые клеветали на советский строй. Его мстительность и злоба били через край. На это обращает внимание Шаламов, пошедший на открытый разрыв с Солженицыным. Один из ближайших друзей Александра Исаевича, разделивший с ним некогда участь сидельца ГУЛАГА Лев Копелев отмечает:

    “В том, что ты пишешь в последние годы, преобладают ненависть, высокомерие и несправедливость. Ты ненавидишь всех, мыслящих не по-твоему (будь то Радищев, будь то Милюков или Бердяев). Ты постоянно говоришь и пишешь о своей любви к России и честишь “русофобами” всех, кто не по-твоему рассуждает о русской истории. Но неужели ты не чувствуешь, какое глубочайшее презрение к русскому народу и к русской интеллигенции заключено в той черносотенной сказке о жидомасонском завоевании России силами мадьярских, латышских и других “инородных” штыков? Именно эта сказка теперь стала основой твоего “метафизического” национализма, осью твоего “Красного колеса”. Увы, гнилая ось”.  

КОНЕЦ.