Народ и власть... Проблема проблем. Проходят годы, века, тысячелетия, а она, эта проблема, не теряет своей актуальности.
Народ — это люди, населяющие территорию, страну. Они разные по своим физическому складу, цвету кожи, интеллектуальному потенциалу, вероисповеданию.
Народ — это море желаний, пониманий, поведения людей в той или иной ситуации.
Народ — это и группы, объединения масс с определенными целями и задачами, группируясь, создают партии, союзы в соответствии со своими интересами, делегируют в партии, различные административные образования, парламент, другие органы власти своих представителей, которые эти интересы отстаивают.
Власть — это способность и возможность одного человека, или какого-то органа воздействовать на деятельность, поведение людей с помощью различных средств: воли, авторитета, права, силы.
Власть — это аккумулятор, вбирающий разноголосицу мнений и оценок, сила, сплачивающая людей в коллективы, общества, государства, организующая их жизнь.
Власть — явление вечное, ибо разум человека ничего лучшего не придумал для управления обществом, людьми, населяющими планету. Даже если люди станут идеальными, святыми, Власть все равно будет сохраняться в их жизни, будет регулировать взаимоотношения.
Как ни парадоксально, но факт — с тех пор, как возник мир, и люди придумали эту самую Власть, они борются с ней, требуют свободы, независимости, справедливости, ропщут против неравенства, принуждения и насилия. В основе этой борьбы непомерное богатство одних-- меньшинства, нищета других — большинства. Когда произошли первые стычки — трудно сказать — может быть тогда, когда вождь несправедливо разделил совместно добытую пищу, забрав лучшие куски для себя и приближенных, а может быть, когда он же выбрал для себя в шалаше более уютное местечко.
Народ терпит несправедливость до поры, до времени. Потом тихо ропщет, когда становится невмоготу — бунтует, защищает свои права. Появляются и подстрекатели, пытающиеся извлечь выгоду для себя. Нередко при этом льется кровь. Русские историки первое неповиновение властям помечают 945 годом. Ежегодно, князья Киевской Руси со своей дружиной объезжали подвластные города и села, собирая дань. В тот год и князь Игорь отправился за данью в землю древлян, но, как пишет Н.М.Карамзин, «забыв, что умеренность есть добродетель власти, обременил их тягостным налогом, Дружина его—пользуясь, может быть, слабостью князя престарелого—также хотела богатства и грабила несчастных данников, усмиренных только победоносным оружием. Уже Игорь вышел из области их, но судьба определила ему погибнуть от своего неблагоразумия. Еще недовольный взятою им данью, он вздумал отпустить войско в Киев и с частью своей дружины возвратился к древлянам, чтобы требовать новой дани. Послы их встретили его на пути, и сказали ему: «Князь! Мы все заплатили тебе: для чего опять идешь к нам?» Ослепленный корыстолюбием Игорь шел далее. Тогда отчаянные древляне, видя—по словам Летописца,—что надобно умертвить хищного волка, ибо все стадо будет его жертвою. Вооружились под начальством князя своего, именем Мало, вышли из Коростеня и убили Игоря со всею его дружиной.» (Н.М.Карамзин, История государства Российского», М.,1988, т.1, с.95). Жене Игоря, княгине Ольге, древляне отправили послание, в котором сообщали, что ее муж был “жаден, яки волк, за это его и убили”. Ольга жестоко отомстила древлянам за непослушание и смерть Игоря, но при этом учла мнение древлян, и установила строгие правила сбора дани — один раз в год и по определенной норме.
Долго терпели обиды дружины князя Ярослава и новгородцы. Дружинники оскорбляли жителей Великого Новгорода, затевали с ними драки, насиловали женщин... Темной августовской ночью 1015 года горожане не вытерпели очередной выходки дружинников, пошли против них и многих порубили. Ярослав казнил нескольких зачинщиков и, вникнув в причины бунта, повелел написать устав для новгородцев. Документ, вошедший в историю под названием “Русская Правда”, защищал жизнь, честь и достоинство горожан. Не отменяя сложившегося у славян обычая кровной мести, Ярослав установил штраф в пользу князя за убийство, за хищение имущества, посягательства на собственность, за другие нарушения порядка. Дополненная впоследствии сыновьями Ярослава Мудрого “Русская Правда” стала основным письменным законом Киевского государства.
Много бед причиняли киевлянам половцы, налетавшие, будто саранча, на русские города и села. Собравшись на вече, киевляне постановили в 1068 году выступить в поход против кочевников, заявив князю Изяславу: “Половцы хозяйничают на нашей земле. Дай, князь , нам оружие и коней, и мы будем биться с ними!” Но Изяслав отказал киевлянам в этой просьбе. Возмущенные люди пошли громить дома дружинников, провозгласили новым правителем Киевской Руси князя Всеслава из Полоцка. Половцам был дан отпор. Правда, вскоре Изяслав вернулся в Киев при поддержке поляков и жестоко расправился со своими обидчиками.
Новое восстание в Киеве вспыхнуло в 1113 году. В результате его, правителем Киевской Руси стал Владимир Мономах. Он издал новый закон, облегчивший положение городских низов: запретил снимать слишком высокие проценты с должников, заставил купцов снизить цены на продукты, подчинил своей власти всех князей, прекратил княжеские междоусобицы, укрепил единство Киевского государства.
Недовольство народных масс отмечалось практически в годы правления всех российских царей, ибо жизнь людей не была благополучной. Боярские наместники беззастенчиво грабили население, взимали большие подати. Ряд народных восстаний, вспыхнувших в царствование Ивана Грозного, произвели на него сильное впечатление: “от этого вошел страх в душу мою и трепет в кости мои”, — признавался он. Чтобы успокоить народ, Иван Грозный отстранил от управления государством Глинских, злоупотреблявших властью, и приблизил к себе Захарьиных — Романовых, стал более опираться на служивых людей, сформировал из особо преданных правительство, которое стали называть Избранной Радой. Она проводила политику в интересах всех, стремясь примирить интересы бояр, дворян, духовенства и низов. Избранная Рада провела ряд реформ. Она значительно расширила органы центрального управления, так называемые приказы, изменила порядок управления городами и волостями, отменила систему кормлений, ввела зарплату служивым людям. Был составлен “Судебник” — свод законов.
Тяжелый феодальный гнет, стихийные бедствия, неурожайные годы, непрерывная война во времена Ивана Грозного истощили до крайних пределов силы народа. В XVII веке по всей стране прокатились антифеодальные волнения крестьян и городских низов. В 1603 году восстание крестьян охватило центральные районы, прилегающие к Москве. Во главе восставших стоял холоп Хлопко. Отряды повстанцев правительственным войскам удалось разбить под самой Москвой. Не успели бояре и воеводы перевести дух, как вспыхнуло новое восстание под руководством Ивана Болотникова, объявившего город Путивль столицей, а себя “воеводой “царя Дмитрия”, (Лжедмитрия I — Авт.). К Болотникову присоединились отряды казаков, беглых крестьян, холопов, простых граждан. Вскоре у него под рукой собралось несколько десятков тысяч человек. В июле 1606 года Болотников двинулся на Москву, разбив под Кромами и Ельцом царские войска. К нему присоединились жители Тулы и Калуги. Восстание вспыхнуло в 70 российских городах. Три дня шла битва под селом Коломенским, верх взяли полки Василия Шуйского. Болотников отошел и укрепился в Калуге. Несколько месяцев восставшие удерживали город, а когда окончились боеприпасы и продовольствие, Болотников направился в Тулу. Василию Шуйскому удалось собрать 150-тысячную армию, которая в 1607 году окружила восставших. Четыре месяца царское войско штурмовало Тулу и лишь в октябре, когда Шуйский переплыл реку и затопил Тулу, повстанцы сдались. Но крестьянские выступления продолжались еще несколько лет.
В 1648 году вспыхнуло восстание в Москве, население которой было возмущено произволом бояр, купцов и царских чиновников, особенно действиями брата царицы боярина Морозова. Восстанию предшествовало введение нового соляного налога, хотя и отмененного, но правительство взыскивало недоимки. Посадский люд и низы разгромили дома бояр Морозова, Плещеева, Траханитова и других. Под влиянием московских событий вспыхнули волнения в Устюге Великом, Сольвычегодске, Воронеже, Козлове и Курске, Новгороде, других городах. Царь пошел на уступки — созвал Земский Собор, который постановил начать разработку нового “Уложения” --свода законов. «Уложение» содержало 25 глав, учитывающих положение всех сословий. Царь отстранил от власти Морозова, временно прекратил преследование за неуплату налогов, стрельцам повысил жалование. Вскоре правительству удалось подавить восстание. Было убито несколько тысяч человек. Многие, спасаясь от преследования, утонули в Москве-реке. Более сотни участников восстания повешены на городских площадях — для устрашения других. Но не устрашило — в 1650 году вспыхнуло восстание в Новгороде и Пскове, в 1662 — снова в Москве, в 1670—1671 годах прокатывается по всей России.
По настоянию дворян, все крестьянские семьи, жившие на земле бояр — вотчинников и дворян-- помещиков, объявлялись их вечной собственностью. Положение крестьян резко ухудшилось. Многие убегали на Урал, в Сибирь, на юг, на свободные земли.
Массовый приток беглых на Дон, где жили казаки, стерегущие рубежи России и создавшие Донское Войско, обострили положение между богатыми и бедными: домовитыми и голутвенными казаками. Домовитые занимали все командные должности, голутвенные — беднота, в основном беглые крестьяне. В конце 60-х годов XVII века предводителем голутвенных казаков стал Степан Разин. В 1667 году он организовал поход бедного казачества “за зипунами”, то есть за добычей, в начале в Астрахань, затем, выйдя к Каспийскому морю, поднялся по реке Урал и овладел яицким городком. Перезимовав в нем, в марте 1668 года отряд Разина направился в Персию, по пути разорив Дербент и другие прикаспийские города. Не остановили Разина и 70 кораблей с четырехтысячным войском, направленных против него иранским шахом. Он разгромил иранский флот, захватив богатую добычу и пленных, возвратился на Дон, расположившись на острове под городом Кагальником. К нему потянулась голытьба со всей России — восстание приняло массовый характер. Степан Разин начал готовить новый поход, теперь уже не “за зипунами”, а против бояр, помещиков, царских воевод. Весной 1670 г. семитысячный отряд вышел на Волгу, без боя овладел Царицыном, затем встретился с царскими войсками, которые вышли навстречу ему из Астрахани. Стрельцы перебили своих командиров и присоединились к Разину. Из Астрахани Разин пошел вверх по Волге, рассылая по городам и весям письма к народу, в которых призывал бороться за свою свободу, уничтожать бояр, дворян и царских воевод. Повсюду начались волнения. Восстали чуваши, татары, мордва, марийцы, жители Самары, Саратова... С 20-тысячным войском Разин осадил Симбирск. Здесь произошла кровопролитная стычка с подошедшими царскими войсками. Разина тяжело ранили, потерпев поражения, он вернулся на Дон, где намеревался залечить раны и собрать новые силы.
Царские войска постепенно громили разрозненные силы восставших, коленым железом выжигали свободомыслие, некоторых четвертовали, других сажали на колья, иных сжигали на кострах — всего уничтожили около ста тысяч недовольных. В 1671 на Дону схватили и самого Степана Разина, заковали в цепи, поставили на телеге под виселицей и повезли в Москву, где подвергли страшным пыткам, затем отрубили руки, потом ногу и лишь после этого голову.
Жестокость не останавливала людей, жаждущих свободы, равенства, справедливости. В 1705 году восстали посадские люди, стрельцы в Астрахани и более полугода удерживали город в своих руках. В 1707 году на Дону снова началось восстание голутвенных казаков и беглых людей. Восставшие под командованием Кондрата Булавина захватили столицу Войска Донского — Черкесск. Волнение перекинулось на нижнее и среднее Поволжье, Башкирию, Украину, южные уезды России. Но царским властям удалось подавить восстание, лишенное общего руководства.
Резкое обострение противоречий между “рабочим людом” и “состоятельными верхами” привело в начале 70-х к новым массовым выступлениям народа. Волнения породила политика самодержавия, направленная на всестороннее укрепление экономических и политических прав дворян, с одной стороны, и крайнего усиления крепостной зависимости и бесправия народа, с другой. Именно правительство спровоцировало восстание крестьян своими указами 1765 и 1767 годов о ссылке крестьян в Сибирь за жалобы на помещиков, щедрую раздачу помещикам земель с крепостными крестьянами, распространившуюся продажу крестьян, увеличившимися налогами и податными обязанностями населения.
Восстание возглавил осенью 1773 года донской казак Емельян Пугачев. Во время скитаний по стране Пугачев видел много страданий народа и решил поднять его на борьбу с угнетателями. Пугачева поддержали яицкие казаки, уральские рабочие. С большим отрядом в его ряды влился предводитель беднейших слоев башкирского народа Салават Юлаев. К марту 1774 года войско Пугачева насчитывало 50 тысяч человек.
Выдавая себя за убитого царя Петра III, Пугачев рассылал “императорские” манифесты, жалуя крепостных крестьян “вечной вольностью, землей, сенокосами и рыбными ловлями”, казаков — “денежным жалованьем, свинцом, порохом и хлебным провиантом”. Он создал организованную армию, которой управляла “военная коллегия”. Ее возглавлял уральский рабочий Иван Белобородов. Пугачевские отряды действовали на широкой территории Урала и Заволжья. Екатерина II вынуждена была отвлечь с Турецкого фронта боевые подразделения во главе с опытными генералами, которые в апреле 1774 года основательно потрепали Пугачева. Он ушел на Урал, потом вернулся на Волгу, осадил Казань и в июле овладел городом. Царские войска в сражении разгромили восставших. С небольшим отрядом Пугачев перешел Волгу и направился на Юг. По пути следования его встречали колокольным звоном, как народного царя — освободителя. Вскоре его войско снова разрослось, заняло Алатырь, Саранск, Пензу, Саратов. Но в августе 1774 года правительственным войскам все-таки удалось под Царицыным окончательно разбить повстанцев. Пугачева предали богатые яицкие казаки и в железной клетке отправили в Москву, где в январе 1775 года его казнили. Но восстание еще долго бушевало по Поволжью и Приуралью.
Напуганная народным движением, Екатерина II провела ряд мер по укреплению абсолютизма и крепостничества, разделила страну на 50 губерний, по 400 тысяч жителей в каждой, в свою очередь губернии делились на уезды по 30 тысяч жителей. Губернаторы и уездные правители получили войска и полицию для подавления мятежей.
Историки называют крестьянские выступления под предводительством Болотникова, Разина, Пугачева — крестьянскими войнами. Почему не революциями? А потому, что это не одно и то же. По мнению В. В. Малькова, “крестьянская война охватывает широкую территорию, носит массовый характер; восставшие создают вооруженные отряды, которые вступают в столкновения с регулярными правительственными войсками. Крестьянская война представляет наиболее организованное выступление народных масс, хотя связь между отдельными очагами слабая и отсутствует единство действий у восставших. Будучи антикрепостническими, по своему характеру, крестьянские войны не предполагали уничтожения основ эксплуатации и самодержавия; они направлены не против феодально-крепостнического строя, а против боярской и дворянской собственности, за “хорошего царя”. Наивный монархизм, проявился во всех этих народных движениях... Причиной поражения крестьянских войн были, прежде всего, стихийность, низкая сознательность, неорганизованность. Слабость военных сил восставших, локальность их выступлений, наивный монархизм обрекли крестьянское движение на поражение”.(1)
Революция же – коренной переворот в жизни общества, который приводит к смене отжившего общественного строя, утверждению нового, передает власть в другие руки, форма перехода от одной общественно-экономической формации к другой.
В 1789 году во Франции произошла буржуазная революция — Людовик XVI лишился престола, Франция стала республикой. Революция отменила привилегии аристократии, освободила крестьян от феодальной зависимости, провозгласила равенства всех граждан. Естественно, все это взволновало русское общество. На улицах Москвы и Петрограда, Киева и Казани, в университетах и в офицерских собраниях открыто заговорили о событиях в Париже, о свободе, равенстве и братстве. Властителями умов русского народа стали просветители Н. И. Новиков, С. Е. Десницкий, А. Н. Радищев и другие. Екатерина II повела решительную борьбу с инакомыслием. Ее дело продолжил Павел I, запретив ввоз иностранных книг, употребление таких слов как ,“гражданин”, “отечество”, запретил даже носить одежду французского покроя. По законам своей бабки Екатерины II пытался жить и править Александр I, мечтавший возродить золотой век дворянства. Но цари были бессильны остановить прогрессивные идеи, стремление людей к свободе. С 1813 по 1825 год в России имело место 550 крестьянских выступлений.
В стране зарождалось революционно-демократическое движение за освобождение народа от самодержавия и крепостничества. Впервые в нем участие приняла армия. Первыми русскими революционерами из среды дворянства, выступившими с оружием в руках против самодержавия и крепостничества, стали декабристы, восставшие в декабре 1825 года, и потому вошли в историю под таким именем. Большинство из них участники Отечественной войны 1812 года, побывав в Европе, познакомились с развитием передовых стран, в Париже увидели плоды французской революции. Там же они познакомились и с масонами, их идеями переустройства общества. Молодые офицеры создали в Петербурге в 1816 году тайное общество “Союз спасения”, затем реорганизовав его в Москве в “Союз благоденствия” (1818 г.). На своих собраниях члены общества читали произведения французских просветителей, обсуждали идеи масонов. Но между членами не было единства о программе переустройства общества.
В 1821 году “Союз благоденствия” самораспустился. На его месте возникли новые тайные общества: в Петербурге — Северное во главе с Никитой Муравьевым; на Украине, в войсках – Южное, во главе с Павлом Пестелем. Оба общества подготовили свои программы действий.
По проекту Пестеля “Русская правда” (1824 г.), Россия должна была стать демократической республикой. Вся полнота законодательной, судебной и административной власти передавалась выборным народным представителям. Вводилось гражданское равноправие с предоставлением политических прав всем мужчинам, достигшим 20 лет. Крупные помещичьи имения подлежали конфискации. Все граждане могли получить земельные наделы из особого госфонда, включавшего в себя половину всех земель. Вторая половина земель могла быть продана или сдана в аренду.
“Конституция” Н. Муравьева, предусматривала конституционную монархию, ограничивала власть императора Основным законом, допускала избрание народных представителей в законодательный орган. Работающие по найму совсем не пользовались политическими правами, а крестьяне- общинники могли посылать в избирательные собрания одного выборщика от каждых 500 душ. Право прямого участия в выборах получали владельцы собственности не менее как на 500 рублей серебром. Для претендентов на более высокие выборные должности имущественный ценз составлял до 60 тысяч рублей. “Конституция” освобождала крестьян от крепостной зависимости, но без обеспечения их землей. Помещичье землевладение сохранялось неприкосновенным.
И Южное и Северное общества считали, что свержение феодального строя в России должно быть произведено только с помощью войск и отвергали участие народных масс в будущей революции.
Ускорила революционно-демократический процесс внезапная смерть Александра I. Северное общество решило воспользоваться этим обстоятельством и назначило выступление на день принятия присяги новым царем. Участники восстания намеревались провозгласить через сенат демократические свободы, отменить крепостное право и объявить о созыве Учредительного собрания. Предполагалось заставить сенаторов издать об этом особый манифест, командиром восстания назначался С. П. Трубецкой. Однако, когда войска выступили, Трубецкой не явился к ним. И хотя генерал Милорадович, вставший на защиту Николая I, был смертельно ранен, верным правительству полкам удалось окружить восставшие части. Николай I жестоко расправился с восставшими — по ним ударили из пушек. Пролилась кровь. Пятерых виднейших руководителей суд приговорил к смерти, 120 человек сослали на каторгу в Сибирь, многих отправили в действующую армию на Кавказ. Солдат, участвовавших в восстании, прогнали сквозь строй, забивая палками насмерть. Но идею свободы, равенства и братства нельзя ни заточить в казематы, ни забить палками. Гром пушек на Сенатской площади разбудил новые поколения революционных борцов за улучшение жизни народа.