“Что касается депутации еврейских тузов, являвшихся ко мне два раза в Америке, то об этом имеются в Министерстве иностранных дел мои официальные телеграммы. В депутации этой участвовали Шифф (кажется, так), глава финансового еврейского мира в Америке, доктор Штраус (кажется, бывший американский посол в Италии) — оба эти лица находились в очень хороших отношениях с Рузвельтом — и еще несколько других известных лиц. Они мне говорили о крайне тягостном положении евреев в России, о необходимости равноправия. Я принимал их крайне любезно, не мог отрицать того, что русские евреи находятся в очень тягостном положении, хотя указывал, что некоторые данные, которые они мне передавали, преувеличены, но по убеждению доказывал им, что предоставление сразу равноправия евреям может принести им более вреда, нежели пользы. Это мое указание вызвало резкие возражения Шиффа, которые были сглажены более уравновешенными суждениями других членов депутации, особенно доктором Штраусом».25
Витте не рассказывает, к сожалению, содержания “резких’’ возражений Шиффа — замечает санкт-петербургский историк И. Фроянов. Но, ссылаясь на В. Шульгина, пишет, что Витте услышал следующее заявление: “Если царь не желает дать своему народу свобод, в таком случае революция воздвигнет республику, при помощи которой права будут получены”.26
Слов Шифф на ветер не бросал: когда Витте попросил его дать кредиты правительству России, Шифф отказал. Тогда Витте завел об этом разговор с другим финансовым воротилой — Морганом. Но тот выдвинул ряд условий. Витте дал поручения связаться с Ротшильдами. Вскоре поручил от своего финансового агента в Париже телеграмму, что Ротшильды не могут этого сделать, пока в России не будут приняты меры, облегчающие положение евреев. В этой связи И. Фроянов замечает, что в компанию против выдачи займа России, развернувшейся за границей, приняла участие и кадетская партия, в частности, В. А. Маклаков и П. Д. Долгоруков. Против выдачи России займа активно выступали и германские банкиры еврейского происхождения.27 Налицо сговор. Всем были нужны революционные потрясения в России.
Отказав в займе правительству России, Шифф, другие банкиры США финансировали по полной программе Японию, а также политические партии в России, с тем, чтобы осуществить революцию.
“В 1903—1905 годы политическое оживление охватило все круги еврейского общества”, — замечает Солженицын. Оно все больше и больше втягивалось в этот политический водоворот, уже без различия классов и партий. Еврейские вожди через Петербургское бюро защиты евреев установили “прочные связи взаимной информации и взаимопомощи с Американским Еврейским комитетом (президентами которого были Я. Шифф, затем Луи Маршалл), Англо-еврейским комитетом (Клод Монтефиоре, Люсьен Вульф), Альянсом в Париже и Комитетом помощи немецким евреям (Джеймс Симон, Поль Натон”. Под лозунгом равноправия для евреев революцию в России разжигало мировое еврейство.28
Можно назвать целую плеяду важаков-организаторов и исполнителей, непосредственно готовивших и осуществляющих революцию 1905 года. Это незаслуженно забытые Александр Гельфанд (Парвус), Пинхас Рутенберг (с ним встреча впереди), Александра Соколовская и ее муж Лев Троцкий, Зиновий Литвин-Седой, начальник штаба краснопресненских дружин, Зиновий Дюссер из руководящий “тройки” московского восстания. Еще из вожаков — М.Натансон, В. Шанцер, Л. Кафенгаузен, С. Лубоцкий-Загорский (почти на столетии давший имя Сергиеву Посаду), С. Виттенберг, А. Шлихтер, В. Тан-Богораз, М. Мандельштам — Лядов, Я. Новомирский, А. Ге, Г. Гельф, Н. Гринберг, Н. Геккер, Л. Черный, В. Гордин, И. Гроссман — Рощин, И. Фундаминский, А. Елин и др.
Чувство исторической правды заставляет признать, что количественно доля еврейского участия, отмечает С. Н. Булгаков, ужасающая. Россия сделалась жертвой “комиссаров”, которые проникли во все поры и щупальцами своими охватили все отрасли жизни. Еврейская доля участия в русском большевизме — увы — непомерно и несоизмерима велика...”.29
В прессе, в левых партиях и террористических группах евреи, как по числу, так и по руководящей роли, занимали положение, совершенно несопоставимое с их численной долей в населении.30 Это замечание И.Шафаревича вызвало беспрецедентную волну нападок на него, обвинений в антисемитизме. Но это же утверждали и известные еврейские авторы.
Известный авторитет, советник П. А. Столыпина еврей И. Я. Гурлянд признавал: “Годы смуты определили, что еврейская молодежь с головой окунулась в политические заговоры против исторических устоев Русского государства... Натиски со стороны международных еврейских организаций показали, что с еврейским вопросом связан вопрос о политическом и социальном перевороте в России.31 “Все, в ком только было достаточно задору, все побежали на шумную площадь творить еврейскими русскими русскую историю. — Мы предсказывали им, что ничего доброго отсюда не выйдет ни для русской политики, ни для еврейства”, — признавал В. Жаботинский.32
“Русская революция — революция еврейская, ибо она знаменует поворотный пункт в истории еврейства. Основная причина революции в России — это факт, что Россия является родиной приблизительно половины всех евреев, населяющих земной шар, — писал в ноябре 1905 года в газете “The Macaber” еврейский публицист Якоб де Хаас. Кроме того, революция в России еще потому революция еврейская, что евреи были самыми активными революционерами царской России”.
Член Государственной Думы М. Бомаш десятью годами позже заявит: “Мы не расстраиваемся, что евреи участвовали в освободительной борьбе... Они боролись за нашу свободу”.33 Известный адвокат О. Грузенберг дополнил его: “Мы щедро отдали революции огромный “процент” нашего народа — почти весь его цвет, почти всю молодежь. И когда в 1905 году восстал революционный народ, в его ряды с неудержимой силой потекли без счета еврейские борцы”.34
Одним из организаторов революционных выступлений был Бунд. Чтобы обеспечить “массовость’’ в революции в 1905-ом, “отряды Бунда стали обходить мастерские, заводы и фабрики, и даже семьи рабочих, призывая прекратить работы, насильственно выпуская пар из котлов, снимая приводные ремни; хозяевам производств грозили, местами стреляли в них, в Витебске плеснули в хозяина серной кислотой. Это было не стихийное выступление масс, а старательно подготовленное и организованное”. 35
Евреи приняли активное участие в русской революции, это факт. Но нельзя все мерить общим аршином. Евреи, как и русские, сами по себе разные. Иные ассимилировались и стали русее русских. Впрочем, и в самом еврейском народе были и остаются если не два антагонистических лагеря, то две равновеликие группы, каждая со своими интересами.
Основоположник марксизма — Карл Маркс, еврей, но к своим соплеменникам относился весьма критически. Его даже обвиняли в антисемитизме. Говоря о гражданском обществе, он характеризовал его как “общество коммерческого, еврейского характера”. “Еврейство достигает своей высшей точки с завершением гражданского общества”.36
Другой известный еврей, экс-чемпион мира, вошедший в список 100 гениев — Бобби Фишер (еврей и по матери, и по отцу), покинув США, заявил: “Надеюсь, найдутся здравомыслящие люди, которые захватят власть в этой стране. Они покончат с евреями — казнят несколько сотен тысяч, по крайней мере”.37
Фанни Марейнис — революционерка “первого призыва” — дочь николаевского еврея-караблестроителя Рафаловича, отмечала: “В то время, когда не допускалось проживание евреев в этом городе, он (отец — Авт.), имея право приписывать к себе служащих и рабочих евреев , приписал к себе таким образом несколько сот человек... С такими евреями у нас было очень мало сношений, потому что семья смотрела на них сверху вниз — одни из них были бывшие служащие деда, другие, вновь прибывшие, часто предоставлялись недостаточно религиозными... Если бы наши родители узнали, что мы бываем у “геев”, они не позволили бы нам выходить на улицу”.38
Но абсолютно прав Л. П. Красавин, заявивший: “Надо быть необразованным исторически человеком и слишком презирать русский народ, чтобы думать, будто евреи могли разрушить русское государство.39
Поднимали людей на борьбу для свержения самодержавия далеко не одни евреи. Без русских, украинцев, белорусов, поляков, грузинов, азербайджанцев, без всех народов России, они ничего бы не сделали. Так что нельзя переоценивать роль евреев, как нельзя винить во всех грехах и масонов.