Вы здесь

Масоны

Тема масонов одно время для большинства людей — тайна за семью печатями. Русские масонские ложи оберегались так надежно, что не случись Вторая мировая война, мы, скорее всего, многого  так никогда и не узнали бы, пишет известный исследователь масонства историк О. Платонов в объемистой (704 стр.) книге “Терновый венец России. Тайная история масонства”. После войны масонские архивы, хранившиеся на Западе, попали в Москву. Но и к ним доступ имел лишь узкий круг лиц и то по специальному разрешению”.40 История же масонства, — замечает другой не менее известный историк В. Грачев в фундаментальном труде “Масоны у власти” — выводит нас на другую, не менее интересную и тесно связанную с ним проблему — проблему тайной власти в современном мире”.41

Эту тайную власть историк А. Островский сравнивает с театром. До сих пор преобладает мнение, будто бы действующие на политической авансцене исторические персонажи являются теми, кто располагает реальной властью в обществе. При этом мы совершенно забываем о том, что по законам сценического искусства даже главные герои руководствуются уже готовым сценарием, что, кроме артистов, действующих на сцене, кроме сценариста, есть еще режиссер — постановщик и хозяин театра, которые, если и появляются на сцене, то лишь в случае успеха. Между тем именно в их руках находится и выбор репертуара, и подбор труппы, и режиссерское исполнение авторского замысла. Одно из отличий политической сцены от театральной заключается в том, что авторы политических сценариев, политические режиссеры — постановщики, продюсеры и импресарио, как правило, не указываются на афишах и не любят выходить на сцену даже под шум оваций. Именно поэтому мы обычно не знаем реальных хозяев общества и не понимаем механизма принимаемых решений реальной властью.

Постановка вопроса о масонах является попыткой заглянуть за кулисы власти. Даже в том случае, если мы не обнаружим там масонов или  если окажется, что масоны представляли собою ту же сценическую труппу, только первого состава, выступающую для избранной публики и только ей известную, все равно изучение того, что происходило в дореволюционной России за кулисами видимой власти, за кулисами политических партий и революционного движения, имеет принципиальное значение, и изучение этого исторического пласта способно перевернуть многие наши нынешние представления.42

Тут следует оговориться, что среди ученых существует две противоположных точки зрения о масонах. Один из первых исследователей     дореволюционного  масонства в России, на которого ссылаются многие отечественные историки В.Иванов, в монографии «Русская интеллигенция и масонство», изданной в Харбине в 1934 году, считает, что масоны совершали все революции в России. При этом он утверждает: их делал не народ, а воспитанная масонством либерально-радикально-социалистическая интеллигенция. Известный  советский историк А Аверх     в книге  «Масоны и революция» (М.Политиздат,1990г.), полемизируя с ним, а так же с     Н.Н.Яковлевым, В.И.Старцевым и другими, пишет, что масоны особого влияния на массы     ни в одной из революции не имели,”расклад реально задействованных сил …был таков, что масонского присутствия     среди них не ощущалось. Оно было так мало и ничтожно, что его не заметили даже современники, даже       департамент полиции”.(с.339).

Автор не столь категоричен в своих суждениях по данной проблеме и не склонен  однозначно становиться на ту или иную сторону, полагая, что революции все-таки делал народ, однако, на него оказывали влияние многие внутренние и внешние силы. И в данном случае сбрасывать со счетов такое явление в российском обществе, как масонство, было бы ошибкой. Впрочем,        нельзя признавать масонов  и всеобъемлющей силой, приписывать только им все произошедшие общественные потрясения.

 Тайные силы, это не одни только масоны. Абсолютно прав В. Грачев, полагая, что не последнюю роль в деятельности закулисья всегда играли и играют интересы властных структур тех или иных государств, финансовые круги или, проще говоря, большие деньги. Однако и власть, и финансовая олигархия оказываются зачастую бессильными перед силой  незримых корпоративных связей, которыми буквально опутана элита общества.

 Не надо сбрасывать со счетов и деятельность спецслужб, осуществляющих чьи-то интересы, равно как нельзя не придавать внимания и стечению ряда обстоятельств, всевозможных интриг и инсинуаций не только политиков, но и всякого рода авантюристов — типа Георгия Гапона или Григория Распутина. Но, в конечном итоге, последнее слово принадлежит народу. Да, его могут обмануть, увести туда, куда он не хотел бы, но он хозяин положения.

 Тех, кто имеет желание более обстоятельно познакомиться с темой масонства отправляю к трудам уже упоминавшихся В.Иванова, В. Грачева, О. Платонова, А. Авреха, Н. Берберовой, Б. Башилова, В. Бегуна, Г. Бостунича, А. Виноградова, а также В. Вяземского, М. Распутина, Г. Вернадского, Б. Никольского, П. Пекарского, А. Пынина, О. Соловьева, В. Старцева, А. Серкова, Т. Соколовской, А. Селянинова, Д. Харитоновича, И. Финделя, Н. Яковлева и других. Как видим, проблема -- не совсем белое пятно, она получила известное освещение  в научной литературе, но, как констатирует А. Серков, поскольку значительная часть документов уничтожена, то “история масонства в России никогда не будет написана в полном виде”.43 Автор не ставит своей задачей углубить изучение проблемы, а будет обращаться к уже известным фактам по мере необходимости раскрытия темы разжигания революций в России.

Но, прежде всего, попытаемся выяснить, что же такое масонство? Конституция “Великой ложи Франции”, гласит, что масонство есть всемирный союз, покоящийся на солидарности, ставящий целью нравственное совершенствование человечества. Девиз масонов — Свобода, Равенство, Братство.

Правда, как замечает В. Грачев, это чисто масонский взгляд на идеальные цели и задачи ордена. Масонство, согласно наиболее распространенному в историографии определению, есть не что иное, как религиозно-философское и политическое течение, возникшее в Германии в XIII веке (хотя насчет родины масонства у историков единодушия нет). Одни считают его родиной Англию XVI века. Сами масоны возводят истоки своего ордена “Великого братства” чуть ли не к Адаму.

 Масонство, отмечал в 1914 году М. Вашутин, — это “религиозная секта всемирного охвата и всесторонней веротерпимости. Оно и тонкое, тайное, философское, чуть ли не научное символическое учение с притязаниями на всесветное значение. Оно и кодекс общей, какой-то совершенной морали, особого гуманистического склада, поэтического настроения и поэтического строя. Оно и гражданская социальная организация, не признающая никаких политических, этнографических и географических границ. Оно, наконец, — тайное внегосударственное, политико-обобщительное, скрытое правительство”.44  “Целью масонства, — читаем в “Словаре религий народов Современной России” является достижение всем человечеством, независимо от расовой, национальной, духовной культуры, принципов свободы, равенства, братства, “царство истины и любви”, земного рая... Вторая задача масонства (наряду с религиозной борьбой, религиозной моралью, церковью и духовенством) — это уничтожение национальной государственности. Конечная идея масонства — сверхгосударство, основными признаками которого являются свобода, равенство и Богом которого является человечество, мораль которого не религиозная и в котором разум человеческий будет мерой всех вещей”.45  О. Платонов, основательно проанализировавший секретные документы, вывезенные после войны из Германии, утверждает, что “масонство во всех его проявлениях — тайное преступное общество, преследующее цель достижения мирового господства на началах иудаистского учения об избранности народа”. “Так как главная цель масонства — захват власти, то стремление (к ней сначала выражается в организации в стране революционных партий, действующих непосредственно в народе. Чтобы угодить низам, от которых зависит число голосов, эти партии прикрываются названием “демократическая” не имея ничего общего с демократией.46  Роль масонов в организации смут и организации партий не отрицает и известный российский масон Н. Беклемищев.47

У историков разные взгляды и на цели масонов. Но, самое любопытное, что, несмотря, на казалось бы, взаимоисключающий характер этих определений, каждое из них по своему справедливо. При этом масонство не есть что-то неизменное и неподвижное.  В разные времена, в разных странах масонство проявляло себя по-разному, неизменным оставался, пожалуй, только его характер, как формы самоорганизации элиты общества и закрытость.48 Масонам запрещалось вести дневники, их деловая переписка обязательно сжигалась, после смерти влиятельных каменщиков личные архивы отбирались согласно особому распоряжению ложи. Виднейший масон И. П. Елагин признавался, что масонская истина не пишется, сокрыта “в иероглифах, непонятных символах и прекословных иносказаниях” и содержание масонских сочинений не понятно “без ключа”.49  Кстати, масоны давали клятву на верность Ордену, содержащую, между прочим, такие обязательства: “...я обещаю быть осторожну и скрытну, умалчивать обо всем том, что мне поверено будет, и ничего такого не делать и не предпринимать, которое могло бы отдать оное; в случае же малейшего нарушения сего обязательства моего подвергаю себя, чтобы голова была мне отсечена язык и внутренняя вырваны и брошены в бездну морскую, тело мое сожжено и прах его развеян по воздуху”.

В России ложи братьев — свободных каменщиков, доносил в записке в 1821 году Александру I масон генерал-лейтенант Е. Кушелев , возникли “во времена царствования блаженной памяти государя императора Петра Великого по возвращении его из чужих краев”.50  И хотя масонов в России было немало, это движение не имело, своего национального лица (Т. А. Бакунина в своем списке масонов России XVII — первой четверти XIX века установила фамилии 3267 масонов, из них русские — 1731, но, по ее же оценкам, их было до 5 тысяч).  А поскольку заявления о принятии в масоны    не писались, то установить   доподлинно причастность того или иного лица                           к вольным каменщикам, не так то просто. Отсюда и многие разночтения у историков. Скажем, одни утверждают, что  царь Павел 1,депутаты Государственной Думы кн. Львов, А.Гучков, П.Милюков—масоны, другие опровергают это.

 На первых порах масонство поддерживалось правительством ибо носило просветительский характер, развивало русскую философскую мысль, хотя в самом масонстве оригинальных философских идей не содержалось. Но потом масонство стало как обоюдоострый мечь-- наносило вред обществу, подрывало устои православия, вносило дух вольности во все слои населения. В 1822 году Александр I издал высочайший рескрипт “О уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ”. В качестве причины запрета были выставлены “беспорядки и соблазны, возникшие в других государствах от существования тайных обществ” и желание царя “дабы твердая преграда полагаема была всему, что к вреду государства послужить может”.

Но искоренить масонство росчерком пера, хотя и царского, невозможно. Масоны ушли в подполье, даже организовали открытые выступления против власти. Указ Александра I о запрещении тайных обществ был повторен в 1826 году Николаем I. На этот раз, учитывая судьбу декабристов, большинство вольных каменщиков позабыли дорогу в ложи. Масонские объединения тихо угасли — последние ритуальные посвящения в ложи этого времени историки отнесли к 1850 году.

Возрождение масонства в начале ХХ века связывается историками с именем уволенного из МГУ профессора М. Ковалевского, долгие годы проведшего за границей. М. Ковалевский, Г. Вырубов и З. В. де Роберти основали в 1887 году в Париже ложу “Космос”, которая особенно активизировалась в 1898 году. Мотором ее стал Н. Финкельштейн, тесно связанный с американскими финансовыми кругами. Буквально не проходило ни одного дня без чтения реферата или доклада о русском революционном движении, хотя как такового в России его в широком смысле этого слов и не было. Ложа немало приложила сил, “чтобы сгруппировать и объединить разрозненные силы русской оппозиции и направить их планомерно к достижению намеченной цели”. — доносил МВД секретный агент Л. Ротаев.51  В 1901 году М. Ковалевский со своими соратниками (Н. Боженов, С. Котляревский и др.) организовал в Париже русскую школу общественных наук. Она работала под контролем ложи “Космос” и ставила задачей подготовить будущих участников борьбы “за освобождение России”. В 1903 году число слушателей этой школы достигло 400 человек, среди них были и А. Луначарский, В. Маклаков, Е. Кедрин, М. Амфитеатров...

Оживились масоны и в самой России. Они группировались вначале вокруг всевозможных кружков и клубов. В Москве в конце 1899 года особую активность проявлял земский кружок “Беседа”. “Активисты кружка С. Котляревский, Д. Шаховской, В. Маклаков, Г. Львов стали впоследствии одними из первых адептов вольного каменщичества в России”, — замечает В. Грачев.52  В Петербурге в январе 1904 года своего рода сборищем масонов стал основанный И. Петрункевичем “Союз освобождения”, вобравший впоследствии “цвет” русской интеллигенции: Л. Лагутина, В. Богучарского, Н. Соколова, Е. Кускову, В. Гессена, В. Оболенского и др. Собравшийся в ноябре того же 1904 года первый земский съезд призвал правительство к немедленному введению конституционного строя в России. Требование это было отклонено и масоны, и “Союз освобождения”, вместе с Бундом организовывают так называемую “банкетную компанию” с принятием резолюций об учреждении парламента и введении в стране политических свобод.

Анализируя историю российского масонства, аналитический центр “Намакон”, приходит к выводу, что именно оно в известной степени “несет ответственность за успех” российского революционного движения в 1905—1907 гг.. В подтверждение приводятся признания директора Департамента полиции А. Лопухина: Масонство... в котором главную роль играют все-таки евреи, страшно нам как сила не действующая, а оказывающая поддержку; от него, по всей вероятности, у революционеров деньги.53 Лопухин высказал лишь предположение, но  многие факты  подтвердили его правоту, хотя, как выяснилось, революция оплачивалась деньгами не только евреев , масонов, но, как уже отмечалось, и иностранных спецслужб.

Довольно многочисленная группа ученых-историков связывают с масонством все организации революционеров в период первой русской революции. Так, по мнению О. Платонова, в конце XIX века в России сформировались четыре основных революционно-антирусских движения. Первое — либерально-масонское, где руководителями были лица, состоящие в масонских ложах и ориентировавшихся на сложившуюся в Европе практику государственного устройства: с парламентом, регулярными выборами. Они напрочь отрицали право России на самобытность развития, традиции.

Второе движение — “народники” (от “Земли и Воли” до эсеровских организаций), оставившие с стране кровавый след тысячами террористических актов.

Третье движение составляли социал-демократы (марксисты), боровшиеся за построение социализма на основе учения Маркса-Энгельса. Многие руководители социал-демократии,(за исключением большевиков), как впрочем, и народников, состояли в масонских ложах, руководствовались их идеями.

Четвертое движение было чисто националистическим, и в рядах их были в основном сионисты.

Характерно, что все четыре движения на 2/3 состояли из нерусских, и почти половину революционеров составили евреи. Лозунги и задачи у всех были практически одни: свержения царского самодержавия и установление “самодержавия народа” путем Учредительного собрания, которое и решит все проблемы.

Николай II в 1906 году отменяет запрет Александра I о деятельности масонских лож. И они  расцветают махровым цветом, всемерно содействуя разжиганию революции.