Вы здесь

Тамара ДАДИАНОВА. Прекрасна, как ангел небесный… [Литература и наука]

Литература и наука

ПРЕКРАСНА, КАК АНГЕЛ НЕБЕСНЫЙ…

       В мае каждого года Русская Православная Церковь дважды празднует память Святой великой благоверной царицы Тамары: в первый день месяца (день преставления) и в неделю жен-мироносиц. В акафисте, который поют в православных храмах в честь святой Тамары, есть знаменательные слова: «Радуйся, многих христиан своим любомудрием укрепившая... Радуйся, иноческих монастырей великая устроительница… Радуйся, и памятников зодчества, живописи, литературы и науки насадительница. Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианской веры воительница».

        Великая русская литература также запечатлела образ этой замечательной женщины, – но, естественно, по-своему. Готовясь к празднованию 200-летия со дня рождения М. Ю. Лермонтова, я предложила студентам взять для анализа его произведение «Тамара». В лермонтовской трактовке грузинская правительница предстает как роковая, сладострастная хищница, не уступающая российской императрице Екатерине II. Но амплитуда в характеристике этой восточной женщины велика: «Прекрасна, как ангел небесный, как демон, коварна и зла». Что ж, без брутальности образ грузинской царицы был бы, наверное, ущербен. Я уверена, что в реальности она действительно обладала крутым нравом, но совсем не в той степени, как лермонтовская жительница башни в глубокой теснине Дарьяла.

       Женщина на троне – явление редкое в Средневековье; Тамара ломала стереотипы. Не зря ее называли не царицей, а царем (по-грузински – «мэпе»).

       Ее отец, царь Грузии Георгий III, возлагал на дочь большие надежды. Но в жилах Тамары текла не только кровь Багратидов: она одновременно была дочерью и аланской (осетинской) царевны Бурдухан. Аланы издревле ценились как сильные и статные, смекалистые и доблестные воины, поэтому Багратиды с большой охотой брали в жены аланских царевен. Стоит упомянуть, что Георгий I связал супружеские узы с Альдой,  Баграт IV – с Бореной, дочерью аланского царя Урдура, а дочь Давида-Строителя вышла замуж в Аланию. Сын Давида-Строителя, Деметре I, женил своего младшего сына (в будущем, Георгия III) на дочери царя осетин Худана – красавице Бурдухан. Багратиды понимали, что без военной и политической помощи осетин, замешанной на близких родственных отношениях, Грузии не устоять против постоянных набегов захватчиков-иноверцев.

       Воинов Алании с большой охотой приглашали служить владыки европейских государств, с аланами охотно роднились византийские правители. По одной из версий, великий русский князь Юрий Долгорукий был женат на аланке, и именно от нее имел сына, Андрея Боголюбского. Второй сын Долгорукого, Всеволод III, родился от гречанки, но женат был тоже на аланке – Марии-Ясыне, дочери царя Фарна (Шварна). Мария родила Всеволоду III двенадцать детей, за что его и прозвали «Большим гнездом». Дети русского князя и княгини-аланки многое сделали для возвышения прообраза монархии – самодержавного государства Владимиро-Суздальской Руси. Константин строил храмы в Ростове и Ярославле, а Георгий, став после смерти отца Великим князем Владимирским, не только обустраивал страну, но и участвовал в военных походах. Он погиб в схватке с отрядом татаро-монгола Бурундая в 1238 г. на реке Сить (ныне – север Ярославской области).

       Замечательные дочери Марии-Ясыни и Всеволода III – Всеслава, Верхослава, Вышеслава и Собислава – помогали своим мужьям, князьям-русичам, обустраивать княжества; во время участия своих супругов в военных походах осуществляли руководство землями. Ну, а имя внука Марии-Ясыни (сына Ярослава Всеволодовича), переславского князя Александра, более известного как Святой благоверный князь Александр Невский, ведомо каждому грамотному россиянину. Это имя сегодня вполне закономерно сопрягают с именем всей нашей великой евразийской державы – России.

       Героика была в генах у Тамары Георгиевны Багратиони. Еще при своей жизни отец ее стажировал (воспользуемся современным словом) для выявления и претворения государственных интересов будущей Грузии. По разумению Георгия III, выдавать дочь-умницу замуж в другие страны не было никакого резона: сильная личность нужна была самой Грузии – для возвышения, для упрочения державного статуса этой страны на мировой арене.

       Претендентов на обладание рукой и сердцем Тамары было немало. Восточные царьки и князья, не говоря уже о правителях сопредельных с Грузией государств, мечтали взять в жены эту красавицу и, в придачу, всю ее державу. Но кого же выбрать? Выходить замуж за двоюродного брата Демну было неперспективно: разве что, для того, чтобы объединить два клана Багратидов и ликвидировать, таким образом, дальнейшее соперничество за трон. Но дальновидный Георгий III устранил Демну: сначала взял в плен, а что случилось с юношей далее, об этом история умалчивает.

       Мужа Тамаре всё же подыскали. Может быть, тому поспособствовали связи ее тети Русудан (сестры отца), которая недолго была замужем за Изяславом Мстиславовичем Киевским, двоюродным братом Андрея Боголюбского. Мужем юной царицы стал сын Андрея и внук Юрия Долгорукого – Юрий Боголюбский. Тамара просила своих вельмож дать ей время, чтобы приглядеться к русскому князю, но под натиском царедворцев все-таки вышла замуж за Юрия. И этот брак стал подлинным несчастьем. Через два с половиной года грузинская царица выдворила гуляку со скифскими замашками за пределы своей страны, дав Юрию Андреевичу хорошие «отступные» и сопроводив его уход многозначительными словами: «Я не могу исправить тень кривого дерева…»

       В 1189 г. вернулся в Тбилиси с детства знакомый царице Сослан (в крещении – Давид), ранее уехавший отсюда по причине свадьбы Тамары с Юрием. Этот юноша, получивший достойное кавказское воспитание, соответствовал всем канонам «не мальчика, но мужа». Тамара знала его с детства, их обоих воспитывала расторопная тетя Русудан Деметреевна, помогая Бурдухан Худановне. И вскоре Грузия оказалась в опасности: не желавший расставаться с титулом грузинского царя Юрий Боголюбский занял Кутаиси и Гори, с апломбом короновался в Гегути. Местные царьки, поддерживаемые идеологически недовольными столичными вельможами, присягнули ему на верность (даже мои далекие предки, преданные трону царедворцы клана Дадиани, разделились на два лагеря). Но Тамаре по всем статьям гораздо более подходил алан Сослан: он был и красив, и силен, обладал хорошим телосложением, владел многими языками, происходил из знатного рода Царазонов. А еще он был богат: имел свои серебряные и свинцовые рудники в Уаллагирском (Алагирском) ущелье. Достойный супруг!

       Сослан пополнил казну Грузии, доставив сюда из Алании несколько телег с серебром и золотом. И сразу окунулся в кровавые баталии в качестве грузинского полководца. Последовал разгром в 1195 году сельджукского султана Абу-бекра, захват турецкого форпоста Карса и полное фиаско войск западно-турецких правителей в Басианской битве в 1205 году. Грузия теперь простиралась от Каспия до Черного моря. Слава Тамар-мэпе и Грузии достигла Византии и Палестины.

       Басили, историк и поэт того времени, писал: «Но лев по когтям узнается, а Тамар – по делам: кто пожелает знать, пусть посмотрит города, крепости и области, принадлежащие султанам, ею взятые, границы, вдвое ею расширенные против тех, которые она, воцарившись, застала, как крайние пределы царства, – и ищущий правды о делах Тамар уже по одному этому узнает ее».

       Сегодняшние грузины должны, на мой взгляд, с благоговением воздавать дань уважения мудрости и политической воле не только царицы Тамары, но и ее мужа –

доблестнейшего царя-полководца Сослана-Давида Царазона, соправителя Грузии.

       В 1206(7) году Давид Сослан скончался. Царица возвела на трон своего сына Георгия IV(Лашу, т. е. Светлого), а сама удалилась в монастырь, где и окончила свои дни. По одной из версий, она умерла в 1209 году, по другой – в 1213-м, а есть и третья версия, и четвертая… До сего времени археологи, историки, литературоведы ищут и место захоронения ее праха: ведут поиски в Мцхете и в Бетании, в скальном монастыре в Вардзии и на западном склоне горы Казбек, в Кассарском и Джейрахском ущельях…

       Но где же она была похоронена на самом деле? Чтобы найти ответ на этот непростой вопрос, надо предварительно хорошенько поразмыслить.        

       Все грузинские Багратиды хорошо знали свои генетические корни, свою родословную. Тамара знала, что предки ее отца вышли из Палестины. Оттого-то в экстремальных ситуациях она душевно доверялась Богу-Вседержителю, вечно молилась Деве Марии и уповала на Честной Крест. И совершенно естественным, на мой взгляд, выглядит ее предсмертное желание, зафиксированное в источниках – быть похороненной на Святой земле. Ее сын Лаша-Георгий IV, как известно, дал матери перед смертью клятву – выполнить это желание. И нет причин сомневаться в том, что любящий сын эту клятву не выполнил. Поэтому я придерживаюсь мнения, что великая царица покоится в одном из грузинских монастырей вблизи Иерусалима (равно как и драгоценности грузинского царского двора).

       Подтверждением версии палестинского захоронения Тамары является почти неизвестное письмо французского крестоносца, рыцаря Г. де Буа архиепископу безансонскому Амадею де Тремеле. Цитирую часть этого письма:

       «Послушайте новую историю, достойную удивления: нас осведомили, и вестники, достойные доверия, нам это подтвердили, что какие-то христиане из Иверии, называемые грузинами, энергично восстали против неверных язычников; они составляют неисчислимое множество всадников и пехотинцев и уже, благодаря божьей помощи, они форсировали триста замков и девять больших городов, озаботившись удержать наиболее сильные и превратить в пепел остальные. Один из этих городов, расположенный на Евфрате, был самым знаменитым из всех языческих городов: его повелителю, сыну вавилонского султана, плененного христианами, о которых я Вам рассказываю, отрубили голову, хотя он и пытался спасти свою жизнь, предложив огромный выкуп.

       Что добавлю я еще? Со всех сторон идут на неверных множества, воодушевленные надеждой освободить Святую землю. Благородный царь этих народов, которому 16 лет, равен Александру (Македонскому) по доблести и могуществу, хотя и отличается от него верой. Этот человек везет с собой останки своей матери, столь могущественной царицы по имени Тамар: ибо при жизни она его побудила идти в Иерусалим, прося его, когда она умрет, перенести ее останки к гробу Господню. Глубоко чтя желания своей матери, царь намеревается похоронить ее в Святом городе с согласия неверных, или вопреки ему.

       Кроме того, мой господин, тотчас же после того, как я написал Вам изложенное выше, мы были осведомлены о событии странном, горестном и ужасном. В течение последней недели августа надежные вестники сообщили нам, во что мы, однако, верим с большим трудом, что было землетрясение самое сильное из тех, которые помнят. Оно началось за два дня до праздника св. Иоанна Крестителя в земле Лозорской, которая граничит с землей султана Иконийского. (Ныне Икония находится на территории Турции – авт.). И было оно столь сильным, что несколько городов и замков были разрушены, и что два города и аббатство, расположенное у города по названию Филадельфия, были разрушены и стали пропастью. С ними исчезли и их жители, на том месте земля осталась совершенно ровной.

       Но то, что мне остается Вам сказать, мой господин, особенно достойно изумления, и тем не менее, нет ничего более достоверного. Гора, которую землетрясение раскололо посередине надвое, извергала в течение целого дня, с одной стороны, кровь, а с другой – молоко; затем на следующий день увидели на том месте очень зловонную воду и величайшую кучу песка. А земля, где это чудо произошло, принадлежит христианам, вот почему я Вас ставлю об этом в известность, чтобы Вы объявили это народу».

       Итак, судя по сообщению этого источника, грузинский царь Лаша-Георгий IV, сын царицы Тамары и Давида-Сослана, поддерживавший крестоносцев в их стремлении занять Иерусалим, намеревался похоронить останки матери в Святом городе «с согласия неверных или вопреки ему» – и было ему в это время около 16 лет. Но в каком году это происходило? Думаю, что установление точной даты того страшного землетрясения в земле Лозорской, о котором упоминает де Буа, сильно поспособствовало бы объективной датировке похода сына грузинской царицы  в Иерусалим.

        О версии перенесения останков царицы Тамары на Святую землю одобрительно высказывались многие серьезные ученые – в том числе, профессор С. Какабадзе (см. газету «Индустриальный Кутаиси» 11 декабря 1940 г. № 286) и академик Ш. Я. Амиранашвили (в журнале «Сабчота хеловнеба», 1961, № 4). Опираясь на исторические данные, последний напомнил дату смерти царицы – 18 января 1206 года. Прах Тамары был упокоен в Мцхете по причине суровой зимы, а затем помещен в склеп в Гелати. Вполне вероятно, что ежегодно, сняв могильную плиту со склепа, грузинская знать устраивала над прахом великой царицы поминальный молебен – до той поры, пока  Лаша-Георгий IV, найдя удобный момент, не воспользовался помощью крестоносцев для выполнения своего долга перед памятью матери. (Он не мог нарушить клятву, данную любимой матери. Сын знал, что она, будучи бездетной, удалившись в святое место в горах Абхазии, стоя подолгу на коленях перед иконой «Лашарис хати», вымолила его появление. А когда родился мальчик, дала ему в честь святыни имя Лаша, что в переводе со старо-абхазского означает «светлый», «просвещенный» и даже «просветитель вселенной»).

       Но стоило бы все-таки уточнить: в каком же именно месте Святой земли может находиться прах этой православной святой? В Иерусалиме, в храме Гроба Господня? Или, наоборот, где-то на окраине? Поиски «грузинского следа» на Святой земле начались давно. Так, руководитель Римского католического института востоковедения «Понтифиче» Альберто Фори, став патриархом иерусалимских католиков в 1946 году, пригласил к себе итальянского археолога П. Вирджилио Корбо и дал ему задание произвести раскопки вблизи Иерусалима в пустыне Иордана, на территории вероятного расположения грузинского монастыря «Лазского». В итоге там был обнаружен грузинский монастырь Святого Феодора (Теодора) с уникальными мозаичными надписями на полу. А что именно там было написано? Профессиональным историкам следовало бы досконально проштудировать труд П. Вирджилио Корбо на итальянском языке «Gli scavi di Kh. Siyar El-Ghanam (campo dei pastori) e i monasteri dei dintorni» («Раскопки Хирбет Сийяр Эль-Ганам (поле пастухов) и близлежащие монастыри»). Прошло уже восемь столетий, можно было бы уже найти и время, и средства для поиска места захоронения царицы Тамары. А сегодня даже атрибутация времени жизни этой замечательной женщины – разноликая. Годы смерти называют самые разные: то 1201, то 1206, то 1209, а то и 1213…

       Грузины не знают сегодня и места захоронения царя-соправителя и мужа Тамары, замечательного полководца Сослана-Давида. Известная версия о захоронении его праха в Нузале (на территории Северной Осетии) лично мне не кажется правдоподобной. С тем же успехом можно предположить, что эта могила находится в Иерусалиме, в храме Креста. Ведь существует же версия, что муж Тамары – это великий поэт Шота Руставели, получивший свое имя (руставский) потому, что происходил из древнейшего села Рустави, расположенного в Южной Осетии, в Двалетии. Поэт и драматург Сандро Шаншиашвили (и не только он) всерьез считал, что Руставели – это псевдоним, а великое произведение о витязе в барсовой шкуре носит автобиографический характер: его создатель воспитывался вместе с Тамарой.

       В известном сборнике грузинских летописей «Картлис Цховреба» ничего не говорится о Шота Руставели, а вот о Сослане-Давиде повествуется, что он воспитывался в Атени и был поэтом. Можно предположить, что свое авторство он не афишировал из-за рыцарских соображений – чтобы не ставить Тамару в неловкое положение. И еще стоит вспомнить о том, что состоятельный Сослан-Давид на свои деньги отреставрировал храм Креста в Иерусалиме, где имеется фреска с его изображением между гимнографами св. Максимом и И. Дамаскиным. Отчего бы не поискать захоронение мужа Тамары именно там?

       Языковедам стоило бы серьезно вчитаться в текст поэмы «Витязь в барсовой шкуре»: возможно, ключ к разгадке находится там. Напомню, что барс (горный леопард) – это, с давних пор, геральдический знак, герб Осетии. Издревле поэма называлась «Барсова кожа». Она писалась, вероятно, в течение шести лет: с 1183 года, когда Тамара была обвенчана с Ю. Боголюбским, по 1189 год, когда вышла замуж за Сослана (данное время написания определил историк Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского»). Правда, для начала необходимо внимательнейшим образом изучить саму рукопись «Барсовой кожи». Ведь еще Дмитрий Захарович Бакрадзе в своей статье, опубликованной в книге «Труды V Археологического съезда» (Тифлис, 1881г.) и переизданной в Москве в 1887 году, писал следующее:

      «В Московском Главном Архиве министерства иностранных дел хранится рукописная «Барсова кожа». Она написана на тонкой бумаге и заключает в себе 259 листов с раскрашенными полями, с изображением людей, животных и цветов. Другою рукою на более тонкой бумаге писаны и позже, по-видимому, вставлены листы:32, 33,53, 58-61, 67, 68, 75, 76, 83. 85. Между 4 и 5 листом вырван лист, но нумерация идет в порядке. Эту рукопись мы сопоставили с печатным текстом «Барсовой кожи» изданной Д. Чубиновым в С.-Петербурге в 1886 году и убедились что, помимо общей части, даются новые, весьма любопытные дополнения. Теперь поэма XII века разукрашена пылкой фантазией, подробностями и дополнениями, которые ни по стилю, ни по ходу рассказа не могут быть приписаны перу Руставели… Существует и московский вариант поэмы, напечатанный Картвеловым в 1880 году. Он также находится в печальном виде: листы перепутаны и вставлены не на свое место – 47, 48, 49,153-161, 187, 218, 219, 222, 225. Несколько страниц заклеено белой бумагой, а две или три, видно, вовсе исчезли».

       У меня создалось ощущение, что кто-то активно постарался убрать всякие намеки на взаимоотношения царицы Тамары и автора «Барсовой кожи». А потом даже придумали новое название «Витязь в тигровой шкуре», чтобы вообще завуалировать место действия и  перенести с Кавказа. Известно, что тигры там и в те времена не водились.

       Лет 25 назад, будучи во Владикавказе, я попросила разрешения проводить до дома, в район Осетинской слободки, на ул. Кабардинскую, Б. В. Техова – крупнейшего археолога, присутствовавшего при раскопках погребения (проводившегося под руководством Е. Г. Пчелиной в 1946 году) в типичном языческом склеповом сооружении в том самом селении Нузал. По дороге я расспрашивала Баграта Виссарионовича о многом, что меня тогда очень интересовало: например, где именно пролегал на Кавказе маршрут Шелкового пути, где бы могла находиться сейчас моздокская Иверская икона, которую подарила осетинам царица Тамара и т.п. А под конец разговора в сердцах выпалила:

       - Неужели вы и вправду, досточтимый Баграт Виссарионович, полагаете, что погребение этого мужчины с оружием и личными вещами принадлежит мужу царицы Тамары – Давиду-Сослану Царазону? Я проштудировала работы Мамукаева «Тайна Нузальской часовни» и Лолашвили «Тайна склепа Давида-Сослана». И усомнилась в этой версии: ведь царь-соправитель царицы Тамары был высок и статен, а скелет принадлежал человеку небольшого роста!

      Сделав большую паузу, деликатный Б. В. Техов в ответ процедил:

       - Я тоже сразу тогда обратил внимание, что это был скелет мужчины невысокого роста. Да и кости расположены не в той части склепа, где по этикету их следовало бы поместить!

       Итак, с «нузальской версией», похоже, придется расстаться навсегда. Но если взять на вооружение «палестинскую версию», то сразу возникает вопрос: кто же вез останки царицы на Святую землю, и сколько лет было этому паломнику? Лаша, как известно, имел на лице изъян и даже имел прозвище «Сокур» (косой). Согласно летописям, его глаз был поврежден (по-осетински, coxъxъыр). Но этот недостаток сразу можно было заметить и отразить в письме рыцаря-крестоносца к архиепископу Безансона. Этого замечания, как видим, в письме крестоносца нет. Может быть, глаз Лаша-Георгий IV повредил позднее? Возможно, в битве при Сагими в 1221 году, когда во время жестокого сражения с монголами он был серьезно ранен и по этой причине отказал в очередной просьбе помочь крестоносцам.

       Для прояснения этого вопроса можно сопоставить несколько дат. Давид-Сослан женился на Тамаре в 1189 году, а погиб, по одной из версий, в 1207 году, когда его сыну было около 7 лет (Георгий родился в 1191 году).  Лаша-Георгий не мог, будучи ребенком, двинуться в поход на Иерусалим один, без отца.  Да и  рыцарь-крестоносец Г. де Буа писал о юноше лет 16. Можно предположить, что поход Лаши на Святую землю был в 1212 году, когда он окреп, возмужал, стал полководцем, собрал мощный отряд и отправился в Иерусалим, неистово сокрушая нехристиан. Может быть, он отправился в Палестину на год позже, в 1213 году (Лаша-Георгий IVстал царем Грузии именно в 1213 году и правил до конца своей жизни, вплоть по 1223 год).

     Цари Грузии, Тамара и Сослан-Давид, были уникальными личностями. По уровню кругозора, по своим духовным потребностям они опередили свое время: в деяниях этих великих людей просматриваются мощные ростки эпохи Возрождения. Я полагаю, что останки этих людей покоятся на Святой земле: прах царицы Тамары лежит либо возле гроба Господня, либо перемещен в храм Креста, а прах Сослана-Давида – в храме Креста. Эти пассионарии были истинными христианами, а не язычниками.

     Надеюсь, что предложенные мной версии раззадорят поисковый энтузиазм молодых исследователей. Ищите и обретете! Вы на пути к разгадке тайн! А брутальные выходки царицы, запечатленные в легенде М. Ю. Лермонтова «Тамара» – это всего лишь отражение 800-летних идеологических диверсий асассинов и противников-сородичей святой царицы, в частности, Юрия Боголюбского, бесславно сгинувшего на Северном Кавказе, недалеко от нынешней гребенской (терской) станицы Наурской.

Автор: