Вы здесь

Трубецкой С.Н. История древней философии (Статья Л. В. Фирсовой о последней работе С. Н. Трубецкого)

«ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ФИЛОСОФИИ» - последняя работа С. Н. Трубецкого, подготовленная им самим к печати. Первоначально представляла собой курс лекций, прочитанный им в 1894/95 гг. на историко-филологическом факультете Московского университета. I ч. книги вышла в 1906 г. и содержала изложение источников и периодизации истории греческой философии, заканчиваясь характеристикой философии Сократа и «сократических школ». II ч. была опубликована в 1908 г. и излагала развитие греческой философии от Платона и Аристотеля до Новой Академии и эклектиков. Научные интересы Трубецкого были сосредоточены главным образом на истории философии, которую он рассматривал как «положительное единство», раскрывающееся в различных философских учениях. Особое внимание он уделял изучению греческой философии и мифологии, которой посвящены магистерская и докторская диссертации («Метафизика в Древней Греции», «Учение о Логосе в его истории») и университетские курсы лекций. Он считал, что «изучение классической греческой философии лежит в основании изучения философии вообще, в основании всякого правильного философского образования. Это школа, которую должен пройти всякий, желающий философствовать» (Собр. соч. М., 1910. Т. 3. С. 2). Трубецкой выделял три периода в развитии греческой философии: 1 -й - древнейший (до Сократа); 2-й - расцвет аттической философии (от Сократа до Аристотеля); 3-й - формирование догматических систем после Аристотеля. Он исходил из взаимозависимости философской мысли от степени развития научных знаний и духовной культуры в целом. Что касается отношения философии к богословию, то, по его мнению, «не философия определяет собою живое конкретное содержание религиозного сознания, а, наоборот, это последнее подчиняет себе и философские элементы богословия» (Ч. 1. С. 16). Религия вырабатывает целую систему представлений о сверхчувственном, божественном, которую философии предстоит рационально осознать. Первая философия всех народов дана в их священных книгах. С этой точки зрения все содержание греческой философии определяется в общих чертах религией. Но, с др. стороны, считал Трубецкой, не каждая религия имеет своим содержанием абсолютную вселенскую истину и поэтому языческая религия на определенном этапе препятствует развитию чистой философии. Греческую философию он называл связующим звеном, посредством которого язычество перешло к христианству. Последнее утвердило высшее абсолютное начало, отсутствовавшее в греческой философии, вместе с тем греческой философия являлась «христианством до христианства», т. к. «подготовила почву для христианской философии и являлась прежде всего религиозной метафизикой... как наука, дающая систематический анализ основных идей о Сущем, основных и наиболее общих и необходимых способов его понимания» (Ч. 1. С. 11). Пропорции книги несколько необычны. I ч. значительно больше по объему II ч. Незаконченностью объясняется краткость изложения философии Платона и Аристотеля, что не соответствует их значению. Незадолго до своей смерти Трубецкой предполагал расширить свой труд, включив в него новую иностранную литературу и доработав отдельные главы, но не успел этого сделать. При переиздании работы она вышла под названием «Курс истории древней философии», что, как объяснялось в предисловии, было задумано самим автором и более соответствует содержанию книги.

Л. В. Фирсова

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 250.

Сочинения:

Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. М., 1997.