Трубецкой Сергей Николаевич (1862—1905) — русский философ-идеалист. В 1900—1905 редактировал журнал «Вопросы философии и психологии», в 1905 был избран ректором Московского университета. Мировоззрение Трубецкого сложилось под влиянием платонизма, немецкой классической философии, а также славянофилов, и особенно Соловьева. Истинное миросозерцание, по Трубецкому, можно построить лишь на основе абсолюта, понимаемого «как всеединое конкретное бытие». Это идеальное бытие раскрывает себя и как автономное сущее (объект), и как «чувствующий, мыслящий, волящий» субъект, порождающий (через сложное соотношение сторон абсолютного начала) все многообразие эмпирических вещей. Пространство, время, по Трубецкому,— формы чувственности некой мировой души, коренящейся в боге. Познание материальных и идеальных объектов действительности протекает в эмпирической (научной) и умозрительной (философской) формах. Источником знания является также вера как условие опыта и умозрения. Только через нее человек воспринимает сверхчувственную (мистическую) реальность и устанавливает ее объективность. Опыт, разум и вера дают, по Т., конкретную, целостную картину мира. «Конкретный идеализм» Трубецкого (стремящегося примирить эмпиризм, рационализм и мистицизм) тесно связан с признанием бора как «бесконечной любви» и с идеей соборности — объединения людей в «церковном богочеловеческом организме». Будучи умеренным либералом, Трубецкой выступал за представительные учреждения, за автономию университетов, оставаясь монархистом, противником социализма и революционных методов борьбы. Критику буржуазно-либеральной деятельности Трубецкому дал Ленин. Основные сочинения: «О природе человеческого сознания» (1890), «Основания идеализма» (1896), «Учение о логосе в его истории» (1900).
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 467.