«ИСТОРИЯ РУССКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ» — незаконченный труд Плеханова, над которым он работал в последние годы жизни. К тому времени им были опубликованы работы о Белинском, Чернышевском, статьи о Чаадаеве и об общественном движении во 2-й половине XIX века, большая рецензия на 2-томную работу Иванова-Разумника «История русской общественной мысли» и др. Вначале предполагалось, что вся работа будет состоять из 3 т.: 1-й - Московская Русь, 2-й - XVIII век и декабристы, 3-й - XIX век от декабристов до основания российской социал-демократической партии. Однако когда весной 1914 года московское издательство «Мир» объявило о выпуске ее в свет, то план всего труда был разбит уже на 6 ч., которые по объему должны были составить не менее 5 т.: 1. Введение. Очерк развития русских общественных отношений;
2. Движение общественной мысли в допетровской Руси;
3. Движение русской общественной мысли в XVIII века;
4. Общественная мысль в 1-й половины XIX века;
5. Движение общественной мысли эпохи Александра II;
6. Движение общественной мысли в последнюю четверть XIX в.
Представление о том, каким должно было быть издание в полном виде, дает общий его план, опубликованный в XX т. Соч. Плеханова (М.; Л., 1925. С. XV-XXVIII), а также полный план и подготовительные материалы к изданию, опубликованные в 3-м т. Философско-литературного наследия Плеханова (М., 1974. С. 127-211). 1-й т. книги, заканчивавшийся параграфом о Крижаниче, вышел в свет в 1914 г.; 2-й т. (он заканчивался изложением борьбы «верховников» и «шляхетства» в XVIII веке) - в 1915 г.; 3-й т. - в 1916 году. В него не вошли гл. о Щербатове, Н. И. Панине, масонстве и Радищеве, которые были опубликованы уже после смерти Плеханова. Что касается материалов, освещавших русскую общественную мысль в XIX веке, то они публиковались Плехановым в 1909-1913 годы в виде отдельных статей. В Собрание сочинений, которое было издано в 1923-1927 годы, работа занимает XX-XXII т. В этом издании, вышедшем под ред. Д. Б. Рязанова, распределение материала по томам больше соответствует логике развития общественной мысли и исправляет те несуразности, которые были допущены при первом издании. Так, в XX т. помещены: ч. I. Введение: Очерк развития русских общественных отношений и ч. II. Движение общественной мысли в допетровской Руси. В XXI и XXII т. вошла вся ч. II. Движение русской общественной мысли в XVIII веке. Материалы по истории рус. общественной мысли в XIX в., опубликованные ранее в виде статей, собраны в XXIII и XXIV т. Труд Плеханова представляет собой широкое полотно истории не только общественных идей, как таковых, но и социально- экономических обстоятельств рус. жизни, что соответствует его исходной мысли о зависимости общественных представлений от развития общественной жизни. «Ход развития общественной мысли определяется ходом развития общественной жизни... Научное исследование истории мысли, - и всех вообще идеологий, - только потому и делает теперь некоторые успехи, что исследователи начинают сознавать причинную связь между «ходом вещей», с одной стороны, и «ходом идей» - с другой» (Плеханов Г. В. Соч. М.; Л., 1925. Т. 20. С. 9). Во введении Плеханов подвергает критическому анализу взгляды Н. П. Павлова-Сильванского, Ключевского, С. М. Соловьева, историка русской литературы В. А. Келтуялы на развитие общественных отношений в России, подробно анализирует экономические, социальные и политические обстоятельства русской жизни, начиная с Киевской Руси. При этом он обращается и к общественному развитию западноевропейских стран, что вовсе не означает недооценки оригинальности русской мысли, как считали впоследствии некоторые советские исследователи творчества Плеханова. Эволюцию отечественной мысли он рассматривает сквозь призму столкновений светского и религиозного мировоззрений, являющихся отражением борьбы различных сословий русского общества. Так, социальной базой идейной борьбы в XVI веке Плеханов считает противостояние боярства и нового служилого сословия - дворянства, при этом одним из первых светских мыслителей является, по его мнению, Пересветов. Не менее важную роль играло также противостояние верховной власти царя и боярства, а потому большое внимание Плеханов уделяет полемике Курбского с Иваном Грозным. Интересны, но скорее спорны его выводы о зарождении идеологии западничества и славянофильства в эпоху Смутного времени, когда, по его мнению, славянофильские идеи стали своего рода противовесом западному польскому влиянию. В число первых «западников» Плеханов включает книги И. А. Хворостинина, А. Л. Ордин-Нащокина, Г. К. Котошихина, В. В. Голицына, а первым «славянофилом» считает Крижанича. Петровские реформы во многом способствовали подрыву теологического влияния на миросозерцание наиболее образованных людей России, о чем свидетельствуют, как показывает Плеханов, взгляды членов «ученой дружины» - Феофана Прокоповича, Татищева, Кантемира. Дальнейшее развитие светского миросозерцания происходило в России под влиянием идей французскому Просвещения. В целом развитие общественной мысли в России в XVIII веке, отмечает Плеханов, происходило под значительным влиянием западноевропейской мысли, и это особенно заметно на примере проникновения мистических идей масонства, отразившихся на воззрениях таких деятелей культуры, как Шварц, Лопухин, С. И. Гамалея, Новиков. Несмотря на незавершенность, работа Плеханова представляет собой заслуживающий внимания вклад в развитие отечественной мысли, в исследование ее истории.
А. Т. Павлов
Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 251-252.
Литература:
Философско-литературное наследие Г. В. Плеханова. Т. 3. Проблемы истории философии, эстетики и общественной мысли. М., 1974.