ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович (1856—1918) — русский революционер и мыслитель, основатель социал-демократического движения в России, видный теоретик марксизма и публицист. Мировоззрение и политическая деятельность П. претерпели сложную эволюцию; П. был лидером народнической организации «Земля и воля» (позднее — «Черный передел»), затем в эмиграции (с 1880) он изучает труды Маркса и Энгельса, налаживает связь с социал-демократическим движением в Зап. Европе, порывает с народничеством и становится убежденным сторонником марксизма, страстным пропагандистом его идей в России. Основанная им в Швейцарии группа «Освобождение труда» (1883) сыграла большую роль в распространении и победе марксизма в русском освободительном движении П. внес важный вклад в развитие марксистской теории, борясь против идеологии народничества, «легального марксизма», ревизионизма и буржуазной философии. После 1903 П. стал меньшевиком, хотя в некоторых вопросах занимал правильную позицию (борьба против ликвидаторов). Во время Первой мировой войны П. в лагере социал-шовинистов. К Великой Октябрьской социалистической революции он отнесся отрицательно. Тем не менее П. до конца жизни сохранил личную преданность марксизму, делу рабочего класса. Отмечая, что меньшевистская тактика П. представляла собой «верх пошлости и низости», Ленин подчеркивал в то же время, что «в философии он отстаивает правое дело». Философско-социологические труды П. неоднократно высоко оценивали Энгельс и Ленин. В его работах «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1895), «Очерки по истории материализма» (1896), «К вопросу о роли личности в истории» (1898) и мн. др. дано блестящее изложение марксистской теории. П. оценил марксизм как новый этап в философии, раскрыл его качественное отличие от всех предшествовавших философских и социологических учений. П. развил материалистическое понимание истории, показав сложность отношений общественного бытия и общественного сознания; подчеркнул роль общественной психологии в той битве идей, которая является выражением борьбы противоположных классов данного общества. П. был одним из основателей марксистской эстетики и художественной критики; он развил марксистское учение о происхождении искусства, рассматривал искусство как специфическую форму отражения общественной жизни, а реализм — как наиболее соответствующий природе искусства и потому плодотворный способ художественного освоения действительности. П. положил начало марксистской истории русской общественной мысли. Он показал историческую роль русских революционных демократов как предшественников марксизма в России. П. принадлежит ряд ценных выводов о происхождении и развитии религии, о роли религии в жизни общества, о ее месте среди др. форм общественного сознания, об отношении марксистской партии к религии. В изложении философских вопросов Плеханова были недостатки (недооценка роли субъективного фактора в историческом развитии) и неточности: уступка иероглифов теории, формулировка о «сведении марксизма к спинозизму» и т. д. Но в целостной системе философских взглядов П., всю жизнь боровшегося за диалектический и исторический материализм, отдельные его ошибки выглядят как инородное тело. Богатство и убедительность философских работ П., популярность и увлекательность изложения делают их и по настоящее время ценными пособиями для изучения марксистской философии.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 344-345.