«О ЗНАЧЕНИИ ВОИНСТВУЮЩЕГО МАТЕРИАЛИЗМА» — статья Ленина, в которой раскрыты важнейшие направления развития марксистской философии в новых исторических условиях, охарактеризована роль философии, как и всей марксистской теории, в период строительства социалистического общества. Опубликованная в журнале «Под знаменем марксизма» (1922, №3), она явилась продолжением и дальнейшим развитием таких работ Ленина, как «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради», и стала, по существу, его философским завещанием. Основная идея статьи — идея марксистской партийности философии, выраженная в понятии воинствующего материализма. Раскрывая содержание данного понятия, Ленин формулирует актуальные задачи, стоящие перед философами. Это прежде всего пропаганда среди широких масс диалектико-материалистического мировоззрения, в особенности серьезная атеистическая пропаганда, привлекающая самый разнообразный конкретный материал. Это дальнейшее развитие философской науки, прежде всего материалистической диалектики, в свете тех проблем, которые ставят современное общественное развитие и прогресс научного знания. Наконец, это активная, аргументированная полемика с различными течениями немарксистской философии. Для решения указанных задач необходимо объединение усилий философов-марксистов и последовательных материалистов, не принадлежащих к партии коммунистов, необходим союз коммунистов и некоммунистов в самых различных областях. Существенное значение имеет также союз философов с представителями совр. естествознания. Философы не могут плодотворно развивать диалектико-материалистическую теорию, не опираясь на достижения естествознания. В свою очередь, без солидного философского обоснования естественные науки не могут выдержать борьбы против натиска антинаучных идей. «Чтобы выдержать эту борьбу и провести ее до конца с полным успехом, естественник... должен быть диалектическим материалистом» (Ленин В. И. Т. 45. С. 30). Ленин рассматривает также вопрос об отношении к философскому наследию, выступает против нигилистического подхода к последнему, подчеркивает необходимость использования лучших достижений философской мысли прошлого в совр. условиях.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 307.