"...я читал... «Материализм и эмпириокритицизм» (1909) и убедился, что это, если говорить прямо, ничтожная книга, отличительная черта которой — язвительная ругань в адрес почти всех упомянутых в ней философов (кроме, естественно, Маркса и Энгельса)".
Николай Ильин.
Лекция 1. Задачи школы. Что такое история?
Две «истории русской философии». Tertium non datur?
«МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ». Критические заметки об одной реакционной философии» — главный философский труд Ленина; написан в феврале — октябре 1908 года, опубликован в мае 1909 года. Книга написана в период реакции, вызванной поражением русской революции 1905—1907 годов. В то время защита диалектического и исторического материализма и разгром философии эмпириокритицизма (махизма) стали актуальной политической и теоретической задачей марксистов. В книге дается критика субъективно-идеалистических основ философии эмпириокритицизма, вскрывается ее противоположность философии диалектического и исторического материализма. Ленин показывает, что русские махисты, желающие «дополнить и развить» марксизм махизмом, на деле во мн. повторяют положения и идеи субъективного идеализма и агностицизма. Практический опыт всего человечества, данные естествознания опровергают построения этих «новейших» идеалистов. В книге показаны идейные истоки и место эмпириокритицизма в истории философии: начав с Канта, махисты пошли от него к Юму и Беркли, за пределы взглядов которых они, по сути дела, не выходят. Характерна близость махизма к наиболее реакционным течениям, вроде имманентной школы в философии. Претендуя на роль философии совр. естествознания, махизм на деле отрицательно влиял на развитие науки, используя мировоззренческие шатания ряда ученых, порожденные кризисом в физике на рубеже 19 и 20 веков. Критикой махизма не ограничивается содержание книги. В «Материализме и эмпириокритицизме» Ленин развил дальше мн. положения диалектического и исторического материализма. Он проанализировал основной вопрос философии, важнейшие философские категории, такие, как материя, опыт, время и пространство, причинность, свобода и необходимость и др., творчески развил марксистскую теорию познания (особенно теорию отражения, учение о практике и ее роли в познании, об объективной истине, соотношении абсолютной и относительной истины), вопросы исторического материализма. Бурное развитие естественных наук в конце 19 — начале 20 века, крупные открытия, сделанные в физике, ознаменовали начало революции в естествознании, выявили относительность конкретных естественнонаучных знаний, потребовали ломки существующих представлений о материи. На этой почве возник глубокий кризис, тесно связанный с физическим идеализмом. Вскрыв социально-классовые и гносеологические корни последнего, Ленин доказал, что новейшие открытия в науке не только не опровергают материализм, но, наоборот, подтверждают диалектический материализм. Обобщив совр. ему завоевания науки, Ленин показал методологическое значение материалистической диалектики для преодоления мировоззренческого кризиса в естествознании, для научного прогресса в целом.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 250.