«ЭТИКА ПРЕОБРАЖЕННОГО ЭРОСА» - основное произведение Вышеславцева, посвященное проблематике нравственной философии и философской антропологии (первая публ. Париж, 1931). В центре книги традиционное различение «этики благодати» и «этики закона». Первая основывается на любви к Богу и ближнему, вторая - на общем законе ума, долга и приказа. Этика закона должна быть преодолена и облагорожена, т. е. поднята «на высшую ступень любви». Этика благодати сначала «укрощает» иррациональные влечения плоти с помощью воображения (сублимация аффектов), а потом богоподобной свободой преодолевает сопротивление воли (сублимация произвола). Таким образом, этика преображения человека начинается с глубин подсознания, охватывает сферу сознания, воли и в итоге приводит к Абсолюту (сверх и надсознанию), т. е. становится религиозной сублимацией, пределом которой является идеал святости, абсолютоподобие и обожение.
Сублимация, преображение (одно из главных понятий философии автора) предполагает трансформацию иррациональной, чувственно-эмоциональной сферы (подсознание) в высшую надрациональную, духовную (сверхсознание). Важнейшим «сублимирующим центром» человека, по его мнению, является «сердце», понимаемое как глубинный эпицентр человеческой личности, «образ Божий» («богоподобная свобода»). Противоречивая природа человеческой свободы рождает антиномию человека и бытия в целом. Противоречие двух видов свободы: свободы произвола (человекоподобной) и творческой (богоподобной) свободы приводит к конфликту разнонаправленных по своему содержанию ценностей, разрешение которого осуществляется посредством сублимации. Сама но себе свобода произвола пагубна и творчески деструктивна, приводит к искажению и обезличиванию образа человека. Истинная сублимация возможна лишь при наличии Абсолюта. Там, где его нет (например, во фрейдизме), не может быть подлинной сублимации, возможна только десублимация, т. е. профанация. Абсолют является метафизическим фундаментом, онтологическим смыслом и целью сублимации. Как продукт платонизма и христианства сублимированный Эрос существенно двузначен. В нем сосредоточены и сохранены все те эротические компоненты, которыми была пропитана платонистская любовь. Но эти компоненты обогащены, облагорожены (сублимированы), но не отменены и не вытеснены новым христианским содержанием. Все они вместе составляют диалектически-динамическое, духовно-телесное единство.
Этот симбиоз эроса-агапе составляет ядро сублимированного Эроса. Только такая преображенная любовь, может «спасти мир». Но любовь немыслима без веры. Вера есть «Эрос абсолютного совершенства» и так же, как и любовь, является творческой силой и предпосылкой высшей творческой свободы. Прекрасное, к которому стремится Эрос, подразумевает как идеальное, так и преображенное материальное. Преображение мира заключается в «рождении в красоте». В конце концов, Эрос есть жажда воплощения, преображения и воскресения, жажда рождения богочеловека, этого подлинного «рождения в красоте», жажда обожения и вера в то, что «красота спасет мир» (Достоевский). Вслед за Шелером Вышеславцев считает, что любовь к идее нельзя назвать любовью, ибо любовь всегда предполагает отношение к реальному и живому существу. Решающее и фундаментальное утверждение христианства заключается в том, что только личность способна любить и быть любимой. В этом заключается ее преображение и богоподобие: ибо «Бог есть любовь и человек есть любовь». В «Этике преображенного эроса» автор определяет в общем плане свою философскую позицию как «русский платонизм».
Опираясь на философию В. С. Соловьева и на святоотеческие основоположения об одухотворенной материи, он создал особое понятие духовно-телесного Эроса, в отличие от Эроса Бердяева, сущность которого чисто духовна, и в отличие от субстанциального его понимания у Булгакова, Флоренского, а также от энергийной интерпретации Эроса у Лосева. Философская концепция, изложенная в «Этике преображенного эроса» является оригинальной композицией христианского неоплатонизма и психоанализа, с одной стороны, и философской разработки патриотического «богословия сердца» и сердца метафизики его русских предшественников, - с другой.
Р. Голович
Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 805-806.
Литература:
Абрамов А. И. Метафизика любви и философия сердца в русской философской культуре // Философия любви. М., 1990; Гачев Г. Русский Эрос. М., 1994; Golovic R Eros, subliraacija i moral u djelu B.P.Viseslavceva. Beograd. 1998; Пугачев О. С. Б. П. Вышеславцев: Бессмертие преображенного Эроса // Пугачев О. С. Этический контекст проблемы бессмертия в русской религиозной философии (конец XIX – начало XX в.). Пермь, 1998; Сапов В. В. «Рахманинов русской философии» // Вышеславцев Б П. Кризис индустриальной культуры: Избр. соч. М., 2006; Стрельцова. Я. Паскаль и европейская культура. М., 1994; Тарасов Б. И Б. П. Вышеславцев и Паскаль // Тарасов Б. П. Мыслящий тростник: Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. М., 2004.