Вышеславцев Борис Петрович [3 (15) октября 1877, Москва—10 октября 1954, Женева] — русский религиозный философ, специалист по философии права, морали. Окончил юридический факультет Московского университета (1809). Ученик Новгородцева. Член Московского религиозно-философского общества. Магистерская диссертация — “Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии” (М., 1914). С 1917—профессор Московского университета. Выслан из Советской России (1922). Преподавал в Православном богословском институте в Париже. Из мыслителей, повлиявших на Вышеславцева, можно отметить Я. Бёме и Вл. Соловьева. Апостол Павел для него — “первый христианский философ, как и величайший диалектик”. Высоко ценя диалектику, отстаивал гармонию противоположностей, совмещенность рационального и иррационального в Абсолюте. Критикуя фрейдовское “либидо” и опираясь на открытия К. Юнга в области “коллективного бессознательного”, наметил ступени восхождения к религиозной любви: эрос физический, душевный, духовный (умный), ангельский, Божественный (ибо “Бог есть любовь”). В своей итоговой работе “Кризис индустриальной культуры” (1953) он отвергает равно социализм и индивидуализм, утверждает “солидарность, соборность, братство”. Социально-политические взгляды Вышеславцева (как и И. Ильина, С. Франка) легли в основу программы эмигрантского Народно-трудового союза.
В. В. Лазарев
Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А – Д, с. 469.
Сочинения:
Этика преображенного эроса. М., 1994; Соч. М., 1995.
Литература:
Архив Б. П. Вышеславцева.—“Вестник РСХД”, 1954, № 35;
Зеньковский В. В. Вышеславцев как философ.—“Новый журнал”, 1955, N” 40;
Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М., 1995, с. 222-234.