«ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ» — не законченное произведение Энгельса; впервые опубликовано в СССР (1925). Состоит из ряда записей (1873—1886), посвященных разработке важнейших проблем диалектики естествознания. Энгельс считал, что материалистическая философия должна основываться на обобщении важнейших результатов не только общественных, но и естественных наук и что, в свою очередь, естественные науки могут плодотворно развиваться на основе диалектического материализма. В «Диалектике природы» содержится глубокое исследование истории и важнейших вопросов естествознания, дана критика механицизма, метафизического метода, а также идеалистических и агностических концепций в естествознании Глубокий знаток современной ему науки, Энгельс показал, как метафизическое воззрение на природу взрывается изнутри самим развитием науки и принуждено уступить место диалектическому методу и как естествоиспытатели все более вынуждены переходить от метафизического мышления к диалектическому. Энгельс развил диалектико-материалистическое учение о формах движения материи: в соответствии с этим он разработал принципы классификации естественных наук, предложил свою конкретную классификацию, которую положил в основу «Диалектики природы». Энгельс подверг подробному исследованию законы развития естествознания, вскрыл их диалектический характер. Показывая смысл закона сохранения и превращения энергии, Энгельс рассмотрел второй принцип термодинамики и вскрыл ложность вывода, будто в будущем наступит тепловая смерть вселенной. Энгельс подверг глубокому анализу учение Дарвина о происхождении видов, показал, что гл. его содержание — теория развития — полностью согласуется с материалистической диалектикой. Большое внимание Энгельс уделил разработке вопроса о роли труда в становлении человека.
Он также показал, как математические понятия и операции отражают отношения вещей и процессов в самой природе, имея в ней свои реальные прообразы, отметил, что введение переменной величины означает проникновение диалектики в математику. В «Диалектике природы» Энгельс исследовал вопрос о соотношении случайности и необходимости, вскрыв ошибочность как механистического, так и идеалистического взглядов, и на материале дарвиновского учения показал, как само естествознание конкретизирует соответствующие положения диалектики. Отдельные частности в «Диалектике природы», касающиеся специальных вопросов естествознания, в связи с прогрессом науки не могли не устареть, но диалектико-материалистический подход Энгельса к анализу вопросов естествознания и их философскому обобщению сохранил свое значение и в совр. условиях. Многие положения «Диалектики природы» предвосхитили развитие естествознания на целые десятилетия. Эта работа является образцом диалектического подхода к сложным проблемам естествознания.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 118-119.