Вы здесь

Гегель. Энциклопедия философских наук (Статья о произведении Гегеля из кн. Ильичёв П.Н. и др.)

«ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ НАУК» («Encyklopädie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse», 1817), произведение Гегеля, излагающее систему его идеалистической философии. Состоит из 3 частей: «Логика», «Философия природы», «Философия духа». В посмертном издании собрания сочинений, подготовленном его учениками [см.: Hegels Werke, Bd 1—19 (Bd 6, 1840; Bd 7, Abt. l, 1842, Abt. 2, 1845)], в сочинении были включены тексты из рукописей Гегеля и записей его лекций (так называемые прибавления), расположение материала в ряде параграфов изменено.

«Энциклопедия философских наук» мыслится Гегелем как систематическое развёртывание всего состава науч. знания, изложение его начал и основных понятий, философское постижение целостности науки. Гегель пытается возродить идеал универсально-философского знания, охватывающего весь круг знаний и построенного как цепь кругов, ибо каждая наука, по его мнению, являет себя как круг, замкнутый в себе и вместе с тем служащий основанием более обширной сферы. 1-я часть «Энциклопедии философских наук» — наука логики, или так называемая «Малая логика» — совпадает по своей структуре с так называемой «Большой логикой», развитой в «Науке логики», хотя в ряде мест порядок категорий здесь иной. «Философия природы» представляет собой вариант натурфилософии. Основными принципами её являются синтетичность философского рассмотрения природы, понимание природы в её целостности в противовес аналитичности специальных естественных наук, подчёркивание качественного характера сфер, или ступеней, природы и критика редукционизма, рассмотрение природы под углом зрения развития её органической целостности, роста индивидуализации в естественных явлениях, достигающей высшей ступени в живых организмах.

Принципом гегелевской натурфилософии является рассмотрение природы как «отчуждения духа», как самопроявления идеи. Пытаясь подчинить естественнонаучные теории принципам своей логики, Гегель конструирует искусственные связи и переходы между ними, отвергает возможность рассмотрения природы как развивающейся во времени, не приемлет ведущих достижений физики и химии своего времени (оптику Ньютона, атомизм в химии и др.), что делает «Философию природы» наиболее слабой частью его системы. В «Философии духа» описывается «возвращение» духа из его природного инобытия «к себе». Эта часть «Энциклопедии философских наук» состоит из учения о субъективном, объективном и абсолютном духе. Субъективный дух проходит три ступени — душа, сознание и личность,— изучаемых антропологией, феноменологией и психологией. Объективный дух включает в себя право, мораль и нравственность, последняя охватывает собой семью, гражданское общество и государство, т. е. ряд социальных институтов, которые выводятся Гегелем из нравственных установлений. Учение об абсолютном духе подразделяется на учение об искусстве, религии и философии, которая представляет собой высшую форму самопознания мышления. Здесь достигается единство субъективного и объективного духа, дух обретает высшее совершенство. Отдельные ступени развития духа нашли более обстоятельное изложение в «Философии права», «Эстетике», «Философии религии», «Лекциях по истории философии» Гегеля.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Русские переводы:

В. Чижова (ч. 1—3, 1861—68), Б. Г. Столпнера в кн.: Гегель Г. В. Ф., Соч., т. 1, 1929, т. 2, 1956; см. также: т. 1—3, 1974—76.

Литература:

Огурцов А. П., «Философия природы» Гегеля и её место в истории философии науки, в кн.: Гегель Г. В. Ф., «Э. ф. н.», т. 2, М., 1975; Ситковский Е. П., Учение Гегеля о человеке, в кн.: Гегель Г. В. Ф., «Э. ф. н.», т. 3, М., 1977.

Автор: