Бунд вырос из социалистических марксистских рабочих кружков в Вильне, Минске, Белостоке, Варшаве, возникших еще в середине 80-х годов; среди руководителей этих кружков были Иогихес (Тышко), Цедербаум (Мартов), Гожанский, Копельзон, Айзенштадт. К концу 80-х годов в некоторых городах уже существовали экономические «кассы». В начале 90-х годов социалистические кружки переходят к массовой агитации—сначала чисто экономической, а затем и политической—на почве экономического положения ремесленных (а затем и фабричных) рабочих. Брошюра «Об агитации» (автор—Кремер) и «Письмо к агитаторам» (автор — Гожанский), редактированные совместно Кремером, Мартовым и Гожанским, обобщили практику и получили распространение среди социал-демократических работников Петербурга, Москвы и Киева. Сохраняя сплоченное социалистическое ядро, деятели еврейского рабочего движения, начиная с середины 90-х годов, строят подпольные экономические стачечные организации («кассы», «сходки» и т. д.), объединяющие большие слои ремесленных рабочих по цехам, с регулярными членскими взносами и соответствующей иерархией и дисциплиной, и в то же время служащие базой для социалистической пропаганды и политической агитации. Переход к массовой работе побуждает к широкому пользованию разговорно- еврейским языком, вместо прежнего русского, в кружках. В свою очередь, пробуждение активности нового молодого пролетарского слоя вызывает отклик в радикально настроенной еврейской интеллигенции. Деятели рабочего движения и национально настроенные чистые культуртрегеры сближаются в организованных в Вильне и в других городах (между прочим, и в Петербурге) в начале 90-х годов «жаргонных комитетах», призванных служить составлению и переводу на разговорно-еврейский язык популярно-научной и политической литературы для еврейского рабочего читателя (деятели этих «жаргонных комитетов» — Литвак, Гасельник, Розенталь и др.).
Политическим идеологом этого периода еврейского рабочего движения выступает Ю. Мартов, который произносит на майском празднике в Вильне в 1895 году речь, известную под названием «Поворотный пункт в еврейском рабочем движении». Основные мысли этого доклада: 1) движение стало массовым, оно, тем самым, стало еврейским, 2) выдвигается требование гражданского равноправия, как одна из серьезнейших задач, и 3)из всего этого выводится необходимость самостоятельной еврейской рабочей организации, которая была бы руководительницей и воспитательницей еврейского пролетариата в борьбе за экономическое, гражданское и политическое освобождение и могла бы в момент свержения царизма отстаивать особые политические и гражданские требования еврейских рабочих, которые могут быть забыты русским пролетариатом. Позже сам Мартов отказался от этих националистических формулировок и вообще порвал организационную связь с еврейским рабочим движением. Но формулы «Поворотного пункта» в течение двух десятилетий служили теоретическим обоснованием создания и деятельности Бунда. На международном социалистическом конгрессе в Лондоне (1896) были представлены еврейские рабочие организации. В 1897 году (25—27 сентября) на съезде в Вильне, при участии представителей от групп «еврейских социал-демократов» в Вильне, Минске, Белостоке, Варшаве, Витебске, а также от редакции нелегального еврейского журнала «Арбетер Штиме» (Голос Рабочего), возникшего незадолго до съезда, была основана централизованная еврейская социал-демократическая организация под именем «Всеобщий еврейский рабочий союз в России и Польше». На съезде участвовали будущие руководящие организационные и теоретические работники и вожди Бунда: А. Кремер (Александр), Леон Гольдман (Аким), Мария Жалудская, Джон Милль, Мутник (Глеб), Давид Кац (Тарас), Левинсон (В. Коссовский), Павел Берман, Сорокин, Гилель Каплинский (Исроэль Михель), позже ставший провокатором, и др. Был избран ЦК. Центральными органами Б. были признаны «Арбетер Штиме» и теоретический журнал за границей—«Идишер Арбетер» (Еврейский Рабочий), выходившие потом регулярно вплоть до октября 1905 года. В 1898 году на 1 съезде РСДРП, созванном в Минске при участии Бунда, последний входит в состав РСДРП, как организация, автономная в вопросах, касающихся еврейского пролетариата. Уже в этот период— в период 90-х годов — обнаруживалась склонность еврейского рабочего движения и Бунда к «экономизму» (см.) и узкой цеховщине. Даже на маевках в Вильне, Минске и др. городах выдвигался не лозунг международного рабочего движения—8-часовой рабочий день, а «практический» лозунг 10-часового рабочего дня (так как он-де достижимее, чем требование 8-часового рабочего дня...). Экономизм, стачкизм и хвостизм свили себе гнездо в Вильне, Минске и других центрах еврейского рабочего движения раньше, чем в Петербурге и других городах.
М. Рафес.
Большая советская энциклопедия. Гл. ред. О.Ю. Шмидт. Том восьмой. Буковые – Варле. – М., АО Советская энциклопедия. – 1927. Колонка. 105-107.