«Фолкспартей»(פֿאָלקספּאַרטײ, на идиш -«Народная партия») – название ряда еврейских политических партий в России и странах Восточной Европы, основанных на идеологииавтономизма[1]; существовали с 1906 по 1939 гг.
«Фолкспартей» относится к тем еврейским партиям, которые не так хорошо исследованы в русскоязычной литературе (по сравнению с «Бундом», «Поалей-Цион» и «общими сионистами»). Поэтому изучение агитационной программы партии за 1917 г. является актуальным.
Данная партия была немногочисленной, хотя после Февральской революции 1917 г. она расширила своё влияние, но не выдержала конкуренции с другими еврейскими партиями [3], в первую очередь с «Бундом»[2], с которым её многое сближало (идишизм, еврейская автономия, программа социальной помощи широким слоям населения).
«Фолкспартей» была центристской либеральной партией.Но в ней сильны были и социалистические идеи. Так, например, после Первой русской революции 1905-1907 гг. в эту партию вступила часть автономистов-социалистов[3]. Идеологом и создателем «Фолкспартей» являлся С. М. Дубнов[4].
Основой еврейского национального существования в условиях автономии должна была стать еврейская светская организация, которая управлялась на демократической основе (см. приложение).
1917 г. был насыщенным по многим значимым событиям в еврейской истории: эмансипация российских евреев, декларация Бальфура[5], подготовка к выборам Всероссийского еврейского съезда[6]. В декабре 1917 г. в Петрограде была выпущена однодневная газета «Еврейский мир», которая преследовала своей целью агитацию «Идише Фолкспартей»(см. приложение). Кроме того, выпуск газеты был актуален и в связи с подготовкой к Всероссийскому еврейскому съезду.
В «Еврейском мире» по большей части публиковались статьи-рассуждения на разные темы. Наибольшую ценность представляет статья А. Перельмана, в которой были чётко сформулированы цели и задачи партии к концу 1917 г. Основные положения программы партии: 1) создание персонального внеобластного автономного союза на всей территории России (далее – Еврейский союз); 2) создание Еврейским союзом социальных учреждений (школы, больницы, библиотеки, благотворительные учреждения и пр.); 3) демократический принцип создания и функционирования органов Еврейского союза; 4) охрана и развитие еврейской культуры; 5) создание автономного союза синагог под протекцией светской общины; 6) принцип «государство в государстве»: а) Еврейскому союзу принадлежит право принуди-тельного обложения прогрессивным налогом своих членов; б) право использования языка идиш в общественной жизни и в государственных учреждениях России, там, где количество еврейского населения достигает 10% от общей численности населения; в) право евреев заменить выходной день в воскресенье на отдых в субботу; г) «внешняя политика»: участие Еврейского союза в международной еврейской жизни (эмиграция, научные институты и пр.).
В этой программе многие пункты являлись противоречивыми. Так, например, одной из основных идей была реализация персонально-автономного принципа существования Еврейского союза. Идея национально-персональной автономии подразумевает, что национальное меньшинство получает гражданские права, одинаковые с остальными гражданами и, в то же время, имеет автономию в национально-культурной и религиозной жизни. Поскольку она персональна, то каждый сам должен решить, хочет ли он примкнуть к этой группе или нет.
Еврейскую буржуазию не устраивало то, что для вступления в персональную автономию надо было добровольно платить налог. Кроме того, ортодоксальное еврейство не привлекала идея оказаться под протекцией светских властей общины. Поэтому многие слои еврейского общества отказались поддержать партию.
Вообще, программа партии «подводила итоги» попытке обновления «Фолкспартей» после Февральской революции. В своих воспоминаниях Дубнов писал: «На летней конференции в Москве «Демократическое объединение» приняло программу «Фолкспартей» с некоторыми элементами социал-реформизма и назвало себя «Идише Фолкспартей». Наиболее деятельные мои единомышленники уже вступили в комитет этой обновленной «Фолкспартей» и оставили место для меня» [1]. Несмотря на некоторые успехи, в итоге партию ждал ещё больший кризис. Частично из-за того, что центральное руководство больше занималось просветительской деятельностью, чем партийной.
В «Идише Фолкспартей» было много людей, сочувствующих сионизму, но в партии скептически относились к перспективам заселения Палестины (Земли Израиля, Эрец Исроэль). Хотя в упомянутой выше программе партии говорилось об отмене ограничений, препятствующих еврейской колонизации Палестины, в другой статье газеты «Еврейский мир» утверждалось, что развивать еврейскую жизнь надо именно в диаспоре, а Палестина имеет значение только для создания национальной автономии, потому что несбыточна сама идея о еврейском государстве [4, c. 2–3]. Естественно, что такая риторика была неприемлема для всех сочувствующих сионизму.
По языковому вопросу «Идише Фолкспартей» стояла на позициях идишизма, оставляя место для иврита в школьном образовании. Но это не устраивало представителей еврейской общественности, выдвигавших иврит в качестве единственного литературного и разговорного языка (гебраистов[7]).
Указанная позиция – это позиция видных членов «Идише Фолкспартей», находящихся в столице России. Но на местах, в провинции, она могла быть кардинально другой. Например, в Пензе (Среднее Поволжье) местное отделение «Идише Фолкспартей» опубликовало агитационное объявление в социалистической газете «Наш путь» (декабрь 1917 г.) [2, c. 88–89], риторика в котором была совсем другая. Объявление имело оттенок агрессии, особенно по отношению к сионистам, еврейской буржуазии и ортодоксальным евреям. Такая агитация имеет определённое сходство по стилистике и структуре с объявлением «Бунда», размещённом в той же местной социалистической газете [2, c. 86–87]. Для сравнения приведём примеры.
Агитация пензенского отделения «Бунда»: «Помните, граждане, что список № 1 – это список еврейской буржуазии и клерикалов – союз лжи и невежества. Они хотят оживить ту допотопную общину, где царствовал мрак, где подавлялась личность, и убивалось всякое стремление к лучшей светлой жизни. Список № 6 – список сионистов. Они зовут в Сион и говорят, что король английский прогнал турок и отдаёт вам Палестину с миллионом арабов. Не верьте им!»[2, c. 88–89].
Агитация пензенского отделения «Идише Фолкспартей»:«Не голосуйте за список № 1. Это союз ассимиляторов с клерикалами, союз богатых карманов с мраком. Не голосуйте за сионистов, для которых еврейский народ – игрушка для их фантазий, они презирают ваш язык (имеется в виду идиш – Д. К.) и тем причиняют вам обиду. Если вы хотите, чтобы община была демократической и вправду отстаивала интересы широких народных масс, голосуйте за список № 4» [2, c. 88–89].
Таким образом, мы видим, что объявление «Идише Фолкспартей» имеет агрессивную риторику. Между тем, если внимательно познакомиться с программой «Идише Фокспартей» от центральных органов, то видно, что в нём нет «наступательной» риторики. Центральное руководство «Идише Фолкспартей» пыталось найти компромисс между разными слоями еврейского населения. Но такой компромисс фактически был невозможен, не говоря уже о том, что диктаторские и радикальные режимы, образовавшиеся на территории России после 1917 г., не позволили осуществить программу партии.
Тип публикуемого ниже источника – пропагандистская однодневная газета, которая в своих публикациях выражала отношение центральных органов партии «Идише Фолкспартей» к важнейшим событиям – подготовке к Всероссийскому Еврейскому съезду, «декларации Бальфура», строительству еврейской демократии.
В публикации статей газеты принимало участие центральное руководство партии: Дубнов («Еврейский съезд и национальный совет»); В. Лацкий[8] («О народности и классовой политике»);
И. Ефройкин[9] («Слово за еврейской демократией»); С. Цинберг[10]
(«Об английской декларации»); А. Перельман[11] («К нашей общинной программе; избирательная платформа «Идише Фолкспартей»). Последняя публикуется в данной статье.
Текст публикуется по современным правилам правописания. Стилистические особенности сохранены, явные грамматические ошибки исправлены.
[1]Автономизм– одно из течений в еврейском национальном движении. Его сторонники считают возможным еврейское национальное существование вдиаспоре. Они полагают, что евреи, будучи гражданами различных государств, должны образовать в них особые национально-культурные единицы с широким кругом деятельности, очерченным законами этих государств.
[2]Бунд (на идиш Bund – союз) - «Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России»; еврейская социалистическая партия, действовавшая в Восточной Европе с 1890-х гг. до 1940-х гг. Будучи сугубо национальной организацией, Бунд претендовал на исключительную рольпредставителя интересов еврейского пролетариата в социал-демократическом движении. С первого дня существования Бунд неуклонно выступал против сионизма и религиозных партий, но сотрудничал
в различных областях с другими еврейскими рабочими партиями.
[3] Социалистическая еврейская рабочая партия (СЕРП; וציאַליסטישע ייִדישע אַרבעטער פּאַרטיי, также «сеймисты») – партия, основанная на конференции в Киеве в апреле 1906 г. Её платформа сочетала социалистическую и еврейскую национальную идеологию. Значительное влияние на идеологию СЕРП оказали также взгляды Дубнова. В период реакции, последовавшей за поражением Первой русской революции, влияние СЕРП ограничивалось узким кружком интеллигенции. Ряд активистов партии перешли в ряды «Фолкспартей».
[4] Семён Маркович (Шим‘он Мейерович) Дубнов (1860-1941) – еврейский историк, публицист и общественный деятель. Основал Еврейскую народную партию («Фолкспартей»).
[5]«Декларация Бальфур» 1917 г. -официальное письмо, датированное 2 ноября 1917 г., от министра иностранных дел ВеликобританииА. Бальфура к лорду
Л.У. Ротшильду, представителю британской еврейской общины, для передачи Сионистской федерации Великобритании. Это была декларация о доброжелательном отношении Великобритании к сионистским стремлениям евреев.
[6] Всероссийский еврейский съезд должен был идеологически и организационно определить устройство еврейской автономии в России. К началу съезда проводилась активная избирательная кампания различных еврейских организаций. Съезд проходил в июне-июле 1918 г. в Москве. Из-за начавшейся Гражданской войны фактически превратился в съезд еврейских общин центральной России. Война, анархия и разруха привели к тому, что де-факто съезд не имел никакой юридической и практической значимости.
[7] Гебраизм – движение еврейской общественности, выдвигавшее иврит в качестве единственного литературного и разговорного языка.
[8] Лацкий-Берто́льди Я‘аков Зеев Вольф (1881-1940) – деятель еврейского рабочего движения, журналист, активный сторонник идей территориализма. После Февральской революции 1917 г. стал одним из руководителей «Фолкспартей».
[9]Ефройкин Исраэль (1884-1954) – общественный деятель, с 1904 г. – активный деятель сионистско-социалистической группы «Возрождение». После Февральской революции 1917 г. вместе с Дубновым и др. возглавил «Идише Фолкспартей».
[10] ЦинбергИсраэль (Сергей Лазаревич) (1873-1939) – историк еврейской литературы, публицист. В 1905-1906 гг. состоял в«Фолкспартей», участвовал в издании её органа – «Дос фолксблат», а в 1917 г. – в работе Еврейского народного союза (блок «Фолкспартей» и беспартийных).
[11] Арон Филиппович Перельман (1876-1954) – последний владелец издательства «Брокгауз-Ефрон», видный участник еврейских просветительских проектов начала ХХ в., друг Дубнова и Цинберга. Участвовал в основании партии «Идише Фолкспартей».