Раут, как известно» есть вечернее собрание без танцев, где все время проходит в беседе: составляются отдельные кружки, слушают рассказы людей, имеющих дар слова, или сами рассказывают случаи из своей жизни, современную новость или занимательный анекдот. По справедливости, раут есть прекрасное общественное препровождение времени для людей умных, талантливых и светских. Мы заимствовали его у англичан, правилами которых и должны руководствоваться.
Войдя в залу, где сидит хозяйка дома, окруженная гостями, старайтесь добраться до нее, медленно подвигаясь среди толпы и приветствуя мимоходом поклонами своих знакомых, не останавливаясь с ними и не пускаясь в разговоры, прежде чем не раскланяетесь с хозяевами.
Поклон, назначенный хозяйке, должен быть изящен и сделан по всем правилам общежития.
Будьте уверены, что поклон этот упрочит вашу репутацию в гостиной, если он исполнен правильно, и поколеблет ее в основании, если он сделан некрасиво и не изящно. Советуем молодым людям, готовящимся вступать в большой свет, не пренебрегать старательным изучением этого поклона, хотя он есть вообще непременная специальность хорошего танцора; но мы считаем со своей стороны не лишним заметить, что изучение это не должно доходить до аффектации или театральной рисовки, что в своем роде хуже угловатости и неуклюжести. Так, руки должны вполне свободно лежать вдоль торса, голова, а за ней и туловище нагибаются постепенно, и Боже упаси согнуть спину, не склонив головы: от такого движения вся фигура ваша примет чрезвычайно безобразный вид и обнаружит отпечаток смешного самохвальства, не допускающего вас отдавать дань должного лицу уважения.
При поклоне говорят приветствие, сообразное обстоятельствам, и так как фразы при этом бывают довольно общие, как, например: «Прошу удостоить меня своего лестного внимания», или: «Считаю большою честью ваше обязательное приглашение», или: «Употреблю все старания заслужить ваше милостивое расположение» и пр., то подобные фразы произносятся несколько скороговоркою и вперед уже угадываются теми, к кому они относятся. Если вы не в первый раз присутствуете на рауте и достаточно знакомы хозяевам, чтобы не иметь нужды рекомендоваться, то форма приветствия несколько изменяется и в этих случаях прилично просто свидетельствовать свое почтение, выразить удовольствие, что видите особу, пользующуюся здоровьем, и ир,
2. Окончив, таким образом, приветствие хозяйке, окиньте беглым взглядом залу, подойдите к знакомым дамам и девицам, скажите каждой что-нибудь вежливое и тогда уже подойдите к кружку мужчин, где, разумеется, раскланяйтесь прежде всего с хозяином. Ежели же он занят разговором, не прерывайте его своим внезапным появлением между беседующими, а обождите удобную минуту подойти, не прерывая рассказа, иногда весьма занимательного.
3. Вообще на собраниях этого рода молодой человек должен более слушать, чем сам говорить» Общество недоверчиво относится к тем, чья репутация ума и светскости еще не упрочена, и неопытный новичок легко может заслужить нелестную славу пустомели, а это весьма плохая рекомендация для его будущих успехов на светском поприще. Видали мы не раз молодых людей, впадающих в этот недостаток, и как трудно им бывало впоследствии восстановить свою репутацию остроумного рассказчика в тех обществах, где привыкли украдкой над ними подсмеиваться.
4. На раутах иногда бывает очень тесно, потому что слишком многолюдно, и, несмотря на изобилие стульев, нередко приходится почти весь вечер проходить по залам, тщетно отыскивая свободное местечко для кратковременного отдыха, да сверх того часто случается, что, едва посчастливилось вам открыть свободный стул, как вдруг вы замечаете, что позади вас стоит дама или девица, утомленный вид которой явно показывает, как давно она отыскивает возможность где-нибудь присесть.
Азбука общежития вменяет в обязанность молодому мужчине уступить немедленно свое место, и хотя такая вежливость называется некоторыми -поклонниками бесшабашного нигилизма китайской церемонией, так как, по их мнению, всяк должен заботиться только о себе, но мы уверены, что природный, чистокровный дворянин или вообще человек истинно хорошего воспитания, к какому сословию он ни принадлежал бы, даже хоть к мещанскому, никогда не одобрит такого эгоистического правила, и если, к сожалению, подобные личности втираются в высший круг, их присутствие между людьми хорошего тона выносится только по особенным обстоятельствам и необходимости.
5. Не только мужчина, но и молодая девушка, хорошо воспитанная, предложит охотно с трудом завоеванное ею место каждой почтенной старушке, принужденной оставаться без стула.
Еще не слишком давно, лет так за двадцать пять пред сим, до распространения у нас во всем нигилистического нахальства и бесцеремонности, такое указание было бы неуместно и показалось бы обидным всякому юноше или молоденькой девушке, вступающим в свет, потому что в то время невнимание к женскому полу или к старости считалось величайшим стыдом, пагубно отражавшимся на всей будущности виновных, но теперь примеры подобного неуважения вовсе не редки, и мы не раз были свидетелями, как молодые люди сидели, небрежно развалясь в креслах, в то время как дамы и девицы стояли перед ними.
6. Как неприлична подобная нецеремонность обращения, так точно безобразна и противна на взгляд поспешность, с какою иногда протягивают руки к десерту, разносимому лакеями и предназначенному, разумеется, быть первоначально поданному дамам и почетным гостям.
Мы сами были однажды свидетелями, как в одном богатом доме во время многолюдного раута осаждаемые нескромною молодежью официанты с трудом отстаивали и защищали подносы, наполненные фруктами, и наконец один из них воскликнул с видом отчаяния: «Господа кавалеры! Поберегите, ради Бога, что-нибудь для дам».
Свежо в памяти петербуржцев еще воспоминание об одной даме (именно старушке графине Апраксиной), которая лет тридцать тому назад прославилась в некоторых петербургских обществах тем, что целую неделю ежедневно бывала в гостях с двумя взрослыми дочерьми и во время разноски подносов с десертом бесстыдно наполняла карманы своих дочерей конфектами, фруктами и другими сладостями, а по четвергам, когда у этой превосходительной дамы бывали собрания, все эти лакомства являлись красиво разложенные на серебряных подносах. Она, наконец, приобрела своей ловкостью такую жалкую известность, что хозяева при появлении десерта конвоировали официантов, оберегая своим присутствием подносы от хищных набегов старушки графини, всегда неразлучной с громадным ридикюлем, в котором она хоронила все то, что могло найти в нем место.
7. Хорошо воспитанные люди берут с подноса конфетку, апельсин или грушу, чтобы не вводить хозяев в неприятную необходимость потчевать их, что вовсе нынче не принято. Взятое лакомство тотчас же и съедается, так как предполагается, что его берут для прохлаждения, а вовсе не с намерением унести домой; последнее допускается только в самом интимном, дружеском кругу.
8. Говорить ли, что во время десерта, так же, как и во время ужина, кавалер обязан заботиться о том, чтобы дама, сидящая с ним рядом, ни в чем не нуждалась, и если лакей, делая обход кругом стола, случайно миновал кого-нибудь из дам, на кавалере лежит обязанность немедленно исправить эту ошибку. Вообще в этих случаях мужчина не должен обращать никакого внимания на лета и наружность соседки и окружать ее заботливостью, как первую красавицу общества, хотя бы даже она и не была ему знакома; это делается из угождения хозяевам, для которых все гости должны быть одинаково милы и приятны.
9. Если соседка ваша затрудняется, куда поставить пустую чашку или десертную тарелку, выведите ее из этого неловкого положения, взяв у нее из рук эту вещь и отставив ее в сторону. При этом, кстати, заметим молодым девушкам, что они не должны злоупотреблять обязательностью своих учтивых кавалеров, отягощая их беспрестанными услугами, посреди которых они не найдут времени съесть сами крылышко цыпленка. Внимание должно быть обоюдное, и если кавалер обязан следить и предупреждать желание своей соседки, то и она должна стараться, чтобы соседство ее не было ему в тягость.
10. Оказывая на рауте, бале или вечеринке маленькие услуги вроде вышеуказанных, кавалер должен стараться выполнять все это без всякой торопливости, ведущей большей частью к проявлению неловкости, а всякая неловкость, всякое угловатое движение немедленно замечается в свете и на первых же порах бросает неблагоприятную тень на репутацию молодого человека.
Свет есть поистине стоглазое чудовище, от внимания которого ничто не ускользнет и которое в особенности зорко следит за всеми движениями новобранцев обоих полов, а потому как юноши, так и молодые девицы должны вступать на светское поприще во всеоружии благовоспитанности и общежития.
11. Если, несмотря на осмотрительность и осторожность, а иногда и вследствие неловкого движения вашего соседа, вы выронили из рук рюмку, тарелку, чашку, старайтесь не смущаться таким маловажным случаем и без всякого замешательства выразите вслух свое сожаление словами: «Ах какая непростительная неловкость!.. Извините, прошу вас...»
Нам случалось видеть новичков, терявших всю свою веселость при подобных случаях и торопившихся уехать, чтобы скрыть свой стыд. Как ни забавна подобная растерянность, но все-таки она несравненно лучше насмешливого и беспечного тона, который иногда в подобных же случаях позволяют себе молодые люди и который в высшей степени неуместен и неуважителен в отношении хозяев.
12. Недостаток привычки находиться в больших и высоких комнатах, а в особенности шумливое влияние говора делает на новичков то действие, что они, сами того не замечая, бесполезно возвышают голос, разговаривая с кем-нибудь, и стараются усиленными жестами пояснять свою речь. Как девицы, так и мужчины должны зорко наблюдать сами за собою, чтобы не впасть в этот недостаток, и в особенности следует довольно настоятельно советовать это юношам, предоставленным в обществе самим себе.
Светская роль девушки гораздо легче и требует от нее несравненно меньшей наблюдательности над собою, так как она никогда не является в общество одна: строгий глаз матери, наставницы или покровительницы незаметно следит за всеми ее движениями словами, поступками, поощряя или порицая украдкой и осторожно предупреждая о легких ошибках против общежития. Поэтому-то благовоспитанная и скромная девушка, не полагаясь еще на свою незрелую опытность, старается, находясь в многолюдном и незнакомом собрании, не слишком удаляться от тех, с кем приехала, чтоб постоянно быть с ними в сообщении хоть глазами. Само собою разумеется, что с обеих сторон это делается незаметно для посторонних и свобода действий молодой девушки не должна казаться стесненной или парализованной чужим влиянием.
Молодые девушки, пренебрегающие этою руководною нитью, нередко впадают в непростительные промахи и делаются пугалами заботливых матерей, которые тщательно оберегают своих молодых дочерей от пагубного влияния подобных подруг.
13. При входе в приемную, залу или гостиную должно на минуту остановиться перед зеркалом и тщательно осмотреть свой туалет, поправить прическу, юбку платья, застегнуть перчатки на все пуговицы и, уверившись, что все в порядке, войти в залу спокойно, не торопясь, с приветливою улыбкою. По дороге не должно охорашиваться перед зеркалами и вообще не обнаруживать никакой особенной заботливости о своей личности.
Мужчины входят с шляпою в левой руке; перчатки должны быть безукоризненной свежести и плотно за-стегнуты на все пуговицы. Их не снимают в продолжение всего вечера, за исключением только ужина и карточной игры. Даже рукопожатия (или шекгенды) производятся в перчатках.
Если перчатка лопнула, не снимайте ее и не смущайтесь нисколько такой безделицей, но в предупреждение неприятности носить весь вечер рваную перчатку советуем брать в карман запасную пару свежих перчаток, заранее растянутых на машинке. Вы их наденете, конечно, где-нйбудь в отдаленной комнате, без свидетелей.
14. Находясь в первый раз в доме, посреди незнакомых еще людей, как мужчина, так и девушка не должны дичиться, уклоняться от сношений и уединяться за столами, покрытыми кипсеками и иллюстрированными изданиями. Напротив, старайтесь тотчас же принять участие в общем разговоре, обыкновенно имеющем предметом новую пьесу, предстоящий праздник, замечательную картину, игру знаменитого артиста и тому подобные светские общепринятые вопросы. Несколькими замечаниями, кстати сделанными, вы покажете, что, со своей стороны, вы не чужды общественна разговоров, и этого будет достаточно, чтобы поставить вас немедленно в свободные отношения с присутствующими. Поступая иначе, вы, кроме того, что будете сами скучать, еще поставите хозяев в неприятную необходимость заниматься вами исключительно. Вы сделаетесь для них тяжелым ядром, которое они из вежливости принуждены будут волочить за собою по гостиным и залам, отыскивая нетерпеливого общего знакомого, которому можно было бы вас передать с рук на руки.
Вовсе не в наших целях удерживать молодых людей от удовольствия несколько приветливее беседовать с знакомыми лицами, чем с совершенно посторонними, но беседа эта не должна быть настолько таинственна и уединенна, чтоб иметь вид перешептыванья или исключительно разговора, недоступного для прочих гостей.
На раутах должно царить полное общение интересов; каждый посетитель в течение нескольких часов принадлежит толпе и должен сливаться с нею, если не желает заслужить репутацию дурно воспитанного человека.
Свободная манера с изящными формами, полное самообладание и развязный, легкий разговор, скользящий плавно с предмета на предмет,— вот необходимые качества благовоспитанного посетителя как раутов, так и всяких других собраний.
15. Вы вовсе не обязаны оставаться до конца вечера и можете уехать когда вам угодно, но, чтобы не тревожить хозяев и не мешать разговорам, не откланивайтесь никому, совершенно естественно пройдите в другую комнату, как будто прогуливаясь, дойдите до прихожей, без шума наденьте верхнее платье и так же незаметно, скромно, не торопясь спуститесь с лестницы.
Если хозяева даже и заметят ваше намерение удалиться, они не остановят вас и не заставят возвращаться, потому что такое насилие пригодно только купеческим и мещанским обществам, где хозяева даже переставляют часовую стрелку, чтобы принудить гостей оставаться долее, и тем как бы оказывают им любезность. Благовоспитанное общество смотрит на это иначе и справедливо считает, что стеснять свободу действий своих гостей не следует из опасения сделать им, может быть, этим неприятность; и действительно, очень часто гость, в полной мере человек светский, имея несколько приглашений на один и тот же вечер и не желающий манкировать ни одним из них, принужден тщательно разделить свое время, чтобы успеть побывать во всех домах, где его ожидают и где отсутствие его может быть замечено, как отсутствие приятного и умного собеседника.
16. В видах вот этой самой перспективы свободно удаляться с вечера должно остерегаться долго засиживаться в одной комнате или останавливаться с кем-нибудь на пороге залы, а имея в виду недолго оставаться на вечере, лучше всего прогуливаться по комнатам, подходить поочередно к группам, бросать в каждой несколько слов, почаще показываться на глаза хозяевам, и при таком маневре удаление может быть совершено вполне незаметно.
17. Становиться спиной к камину или к печке считается невежливым и слишком фамильярным в многолюдном собрании; также свой стул предлагают даме только в случае, если нет другого свободного стула, иначе должно подать ей его и тогда уже сесть на свое место.
18. Когда хозяйка подала знак идти к ужину, мужчина должен предложить руку даме или девице, находящейся близ него, несмотря ни на возраст, ни на наружность, и если она предложит место возле себя, не следует отказываться, прибегая к пустым предлогам. Это обидно и бестактно. После ужина следует ее отвести на место.
19. Оставшись на рауте до самого конца, не должно удаляться, не раскланявшись с хозяевами и не поблагодарив их за приятно проведенный вечер.
20. В случае удаления вашего с раута незаметным образом, не отблагодарив хозяев и не засвидетельствовав им своего почтения на прощанье, должно непременно, дня через два, сделать утренний визит хозяевам и, извинясь за ранний отъезд, выразить сожаление, что неожиданные обстоятельства помешали вам воспользоваться удовольствиями минувшего раута. Несколько лестных слов касательно прекрасно составленного вечера всегда будут приятны слуху хозяев, и потому, делая утренний визит, должно заранее приготовить несколько комплиментов, но разбросать их в разговоре так, чтобы подготовка не была заметна и похвалы не показались бы при-торными.
21. Мы выше сказали, что роль молодой девушки гораздо легче роли молодого мужчины, но хотя она и находится под защитою опытных руководителей, однако должна и сама наблюдать за своими действиями, входить в залу скромно, но не застенчиво, с приятною улыбкою на лице, чтобы с первой же минуты показать хозяевам, насколько пребывание в их доме доставляет ей удовольствие. Проходя по залам, не должно заглядывать во все зеркала или останавливаться перед ними. Так же точно со знакомыми девицами и дамами можно поклониться, с улыбкою пробираясь к тому месту, где сидит хозяйка, но говорить жестами в это время или переговариваться таинственной мимикой очень неприлично и невежливо.
22. Если вам удалось сесть возле хозяйки и начать с нею один из тех отрывистых общественных разговоров, которые французы называют a batons rompus [обмениваться репликами (франц.)], а в самое это время вы заметите, что новая гостья подходит с приветствием к хозяйке, встаньте со своего стула, не прерывая, однако, беседы, потому что крайне невежливо внезапно прекратить начатый разговор или перебить собеседницу.
Хозяйка, женщина светская, постоянно наблюдающая за действиями своих гостей, чтобы всегда быть в возможности исполнять их желания, без труда поймет ваш маневр и обратится к новопришедшей, которой вы уступите свое место, отступив несколько назад, и потом естественным движением вмешаетесь в толпу, отыскивая глазами знакомые лица, Если общество для вас совершенно незнакомое и хозяйка не имела времени вас отрекомендовать, старайтесь сами свести знакомство, примкнув к группе разговаривающих девиц, но остерегайтесь, на первых порах принять участие в насмешках или светских сплетнях, которых иные женщины очень любят заниматься. Впрочем, самое благоразумное щ безопасное для молодой девушки в случае подобного одиночества посреди людей незнакомых держаться в виду особ, с которыми она приехала и которые, как более опытные, сумеют вывести ее из затруднительного положения.
23. Остерегайтесь равномерно обнаруживать как излишнюю веселость, так точно и скуку. В этих случаях маленькое лицемерство простительно, потому что иначе вас примут за провинциалку, не видавшую хорошего общества и не умеющую владеть собою.
Говорить должно мягко, тихо, но внятно, чтобы окружающие слышали ваши ответы; глаз не опускайте, пальцами не перебирайте кружево носового платка или бахрому мантильи и вообще старайтесь иметь свободное обращение как с знакомыми, так и с посторонними лицами.
Сами не ищите беседы с мужчинами, но если они с вами станут разговаривать, отвечайте просто, без всяких ужимок, обнаруживающих в молодой девушке очень дурное воспитание; комплименты принимайте с улыбкою, но не доверяя их смыслу; смотрите на них как на непременную принадлежность светской болтовни.
Светская девушка должна тщательно следить за современными событиями по части искусств и наук; новая театральная пьеса, тенор, удивляющий Европу, картина на выставке, модный романс — все это составляет обильную канву для общественных разговоров, канву, на которой каждый собеседник режет узоры своих воспоминаний, и грустно было бы положение молодой девушки, не умеющей вставить никакой подробности в этот обильный букет беглых рас-сказов.
Английский писатель Джонсон, говоря о светскости, сказал очень умно, что молодой человек или молодая девушка, не обладающие говорить пустяки (des petites riens), похожи на богачей, которые, не имея в кармане мелкой монеты, затрудняются сделать небольшой, но необходимый расход. Подобные люди, несмотря на весь свой ум и образование, чрезвычайно скучны в обществе.
24. В многолюдных собраниях, где, разумеется, не могут все гости быть между собою знакомы, должно остерегаться делать свои критические замечания насчет наружности, туалета или ума кого-нибудь из присутствующих, так как может легко случиться, что критикованная вами особа приходится сродни вашему собеседнику. Эти случаи вовсе не редки с теми, у кого язык постоянно чешется на злые и насмешливые замечания и у которых привычка все осмеивать так сильна, что даже получаемые ими в обществе уроки не заставляют их образумиться. Кто не знает известного простака, одного молодого неопытного человека, который, думая быть очень остроумным и забавным, смеялся надо всеми в одном многолюдном собрании и критиковал туалеты дам. Болтовня его действительно смешила молодежь, его окружавшую, и это электризовало еще более неосторожного насмешника. «Смотрите, mesdames! — восклицал он.— Какой безобразный ток [род шапочки, иногда с лентами и перьями] на этой даме в пунцовой шали, не похожа ли она?..» — «Удержитесь от сравнения,— сказала одна молодая девушка,— это моя матушка...» — «Нет, нет, сударыня, я ошибся и показал не на то место... Вот там, у померанцевого дерева, я сейчас видел настоящую Вавилонскую башню в пунцовой мантии...» — «Ах, Боже мой, да это была моя тетушка...» — подхватила другая девица, с негодованием отходя от насмешника. Юноша хотел попробовать загладить свой промах, обратив насмешки на другие личности, но как нарочно попадал на их родственников и знакомых, и, наконец, одним из молодых людей был вызван на дуэль за то, что осмеял длинный нос его невесты. Хозяева с трудом уладили дело, и дерзкий насмешник принужден был удалиться со стыдом.
На другой день история эта разнеслась по всему городу, и с этой минуты все двери лучших домов остались навсегда запертыми для неосторожного умника.