Вы здесь

VI. На вечеринках

НА ВЕЧЕРИНКАХ

Мы постепенно рассмотрели три рода вечерних собраний: рауты, концерты и балы, которые, имея отдельные специальности и основанные на многолюдии, требуют и особенных правил этикета, правил, как мы видели, довольно многосложных, без знания которых молодые люди могут подвергаться тысячам неприятностей, производящих общественные скандалы.

Теперь нам остается заняться вечеринками, этими дружескими собраниями, известными у французов под названием: un the (в русском переводе — на чашку чая), где изгоняется церемонность и царит одно приличие, где все знают друг друга и где злословие редко находит пищу, потому что каждый думает о своем удовольствии, не заботясь о поступках других.

Вечеринка есть для каждого гостя, без различия пола и возраста, приятный отдых после дневных трудов; здесь всякий забавляется по своему вкусу: кто хорошо умеет рассказывать, собирает вокруг себя слушателей, каждый выражает свое мнение или горячо его отстаивает, завязывается разговор, остроумие и дар слова вступают в ожесточенную борьбу, а время летит незаметно и весело. Солидные люди любят засесть в карточки, пожилые дамы (иногда с рукодельями) переливают из пустого в порожнее, в то время как молодые люди играют в четыре руки на фортепиано, танцуют вальс и польку или забавляются в так называемые petis jeux [салонные игры (франц.)], общественные игры, требующие развязности, находчивости и быстрого соображения.

1. Молодые люди, мало привычные к рассказам и не обладающие даром слова, который, как музыка и поэзия, не всякому дается, хорошо сделают, воздерживаясь от повествовательности и ограничиваясь тем, чтобы слушать других, от времени до времени дополняя чужой рассказ какой-нибудь новой подробностью, за достоверность которой могут ручаться и которую в состоянии доказать.

В этих случаях необходимо наблюдать за диапазоном своего голоса, чтобы не позволять ему переходить границы естественности, а заставить его принимать правильные и мягкие модуляции, которые составляют главную прелесть рассказа.

Также и жесты рассказчика должны быть всегда умеренны, мягки и не слишком учащены.

2. Защищая выраженное мнение, должно сохранять полное хладнокровие, лучшее орудие против всякого противника; если же начинают замечать, что последний горячится и разговор рискует перейти в шумный спор, благовоспитанный молодой человек должен уступить и избрать новый предмет беседы или вовсе отойти от кружка, где предвиделась для него ссора. Это делается не из трусости и не из неуместной угодливости, а из уважения к хозяевам, у которых находишься в гостях. В семье не без урода, говорит русская пословица, и в каждом, самом лучшем обществе можно встретить людей, любящих ораторствовать и докторальным тоном высказывать свое мнение как непреложную, неоспоримую истину. Такие люди очень смешны, но вступать с ними в спор не следует, так как они не согласятся никогда ни на какие доводы, а только станут неумеренно горячиться.

2. Если вам случится услышать анекдот или новость, которых ложность вы можете опровергнуть фактами, не торопитесь этого делать, не убедясь окончательно в силе вашей защиты, но и тогда исполните это как можно деликатнее в отношении рассказчика, давая чувствовать ему, что нисколько не подозреваете его правдивости, но полагаете, что он сам был введен в заблуждение; подобный оборот, не оскорбив самолюбия рассказчика, сохранит вам его расположение.

Если же вы замечаете явное желание рассказчика злословить и насмехаться, остерегитесь обнаружить внимание или улыбку: то и другое может быть принято за одобрение и скомпрометировать вас перед всем обществом. В подобных случаях благовоспитанный человек или отходит в сторону, или, приняв холодный вид, явно покажет клеветнику свое полное неудовольствие к предмету разговора.

3. Должно остерегаться говорить в чужом доме о физических недостатках людей, а также и о семейных отношениях, й, чтобы избегнуть всяких промахов в подобных случаях, советуем, знакомясь в доме, изучить предварительно историю всего семейства, убедиться в нравственном взгляде всех его членов и угадать слабую струну, которая есть у всякого человека и которая болезненно отзывается на неосторожное прикосновение.

4. В каждом собрании, а в особенности на дружеских вечеринках, как бы они незатейливы ни были, где все гости составляют как бы одно семейство, необходимо быть внимательным к дамам и старым людям, стараясь предупреждать их желания и оказывая им те маленькие услуги, которые принимаются всегда с таким удовольствием и так необременительны для того, кто их делает.

5. Хотя в подобных собраниях этикет значительно облегчается, утрачивая всякий характер церемонности, но приличия сохраняются во всей своей силе, и бросить свою шляпу на диван или войти в комнату без перчаток везде и всегда почитается невежеством.

6. Сесть можно безразлично на стул, кресло или даже диван, но не вытягивая по полу ног, не разваливаясь в небрежной позе и не прислоняясь головой к подушке дивана или к спинке вольтерова кресла. Такие манеры не согласны с хорошим топом и чрезвычайно неприятны для присутствующих, обличая болезненность, которая парализует веселье. Чувствуя себя нездоровым, усталым или в дурном расположении духа, должно оставаться у себя, перейдя же порог чужого дома, следует принять веселый и приятный вид, соответствующий удовольствию, вас ожидающему.

7. Если в комнате топится камин, не садитесь к нему и не мешайте в нем щипцами, иначе как заметите, что выпал горячий уголь или головешка рискует упасть на паркет. Равным образом не отворяйте и не запирайте окон без позволения хозяйки, не рвите цветов в ее садике, не бренчите на рояле, не трогайте руками тех красивых безделушек, которыми украшают столики и этажерки. Одним словом, как бы вы ни были коротки в доме, старайтесь не злоупотреблять этой дружбой и не обнаруживайте перед другими гостями ваших преимуществ и ваших прав на короткость обращения. Поверьте, что, поступая таким образом, вы значительно выиграете в мнении хозяев и еще более упрочите к себе их доверие.

8. Не имейте дурной привычки, говорить «ты» посторонним; такая фамильярность позволительна только между членами одного семейства или между совоспитанниками. К сожалению, с некоторых пор молодежь злоупотребляет этим выражением дружбы, вследствие чего и в обращение молодых людей вкралась несколько тривиальная, дурного тона манера.

Слово «ты», означая доверие, ласку, единомыслие, может только принадлежать тому, кто никогда не заставит своего друга переменить это ласкательное местоимение на церемонное «вы», а такая уверенность в прочности дружбы приобретается не недельным знакомством, а многолетними отношениями и испытаниями.

9. Передавая какой-нибудь слух об отсутствующей, но всем известной в том обществе особе, остерегайтесь называть, от кого вы слышали эту новость в предупреждение неприятной сплетни. Впрочем, наш совет молодым людям обоего пола — никогда не торопиться передавать слухи о знакомых, а рассказывать только то, чего сами были свидетелями; если же случится, что вы передадите ложный слух, поднимающий иногда бурю в стакане воды, старайтесь вывернуться из этой маленькой беды шутками, обвиняя сами себя в неумышленном, недоразумениями, Но никогда не употребляя для своей защиты имени той особы, которая передала вам ложное известие.

10. На вечеринках, более чем в больших собраниях, представляются случаи спорить и отстаивать свои мнения, так как между хорошо знакомыми людьми невольно исчезает сдержанность и осторожность, необходимые в собраниях, где не всегда знаешь, с кем говоришь. Нередко спорщики даже злоупотребляют этою свободою действий, и в таких случаях лучше не раздражать их бесплодными опровержениями, а, напротив, успокоить уступкой и с холодной вежливостью отойти в сторону.

11. В каждом обществе, самом дружеском и знакомом, могут встретиться оригиналы, любящие, например, преимущественно рассказывать про себя и даже посторонние рассказы применять к своей особе; такие личности очень несносны в обществе, но, как бы ни были скучны и однообразны их рассказы, должно стараться выслушивать их терпеливо, не давая даже лицу своему воли выражать скуки или досады. Это может считаться одной из величайших жертв, приносимых на алтарь общежития.

12. Бывают случаи, что скука в дурно организованном обществе так одолевает гостя, что сама природа побеждает благовоспитанность и несчастный страдалец едва в состоянии удержать против его воли обнаруживающийся зевок. Всего лучше не доводить себя до этой крайности и украдкой удалиться, но случается, что сделать это невозможно, в особенности если находишься в обществе с другой личностью, которая поручена вашим попечениям и далеко не разделяет вашей скуки. В таком исключительном случае, чувствуя подступление нервного ослабления мускулов, нередко происходящее от самых усилий давать лицу ненормальное выражение, должно естественным образом приложить к губам платок и нагнуться, как бы поднимая, что-нибудь с пола — ленточку, булавку, перчатку, или сделать вид, что желаешь погладить собаку, и так далее. Этой секунды достаточно, чтобы возвратить лицу его прежнее выражение и не давать никому заметить вашего затруднительного положения,

13. Бывая, часто на дружеских вечеринках, должно изучать слабые струны членов семейства. Принимают, например, живое участие в рассказах, хозяина дома об его походах, если он военный, или об его гражданской полезной деятельности. Мать старушка займет вас подробностями о своей болезни, дети начнут показывать игрушки и приставать, чтобы вы разделяли их игры... О, дети во многих домах нынче делаются истинными тиранами гостей, и против них-то, против их своеволия, называемого родителями самостоятельностью, самодеятельностью, свободою мышления и пр., благовоспитанный человек должен вооружиться геройским терпением из опасения огорчить отца и мать малейшими признаками неудовольствия. Мы согласны, что это задача нелегкая при современной чересчур реальной системе воспитания, но чувство приличия так глубоко вкореняется в привычки светского человека, так пронизывает все существо его, что он и тут находит возможность сохранить свою порядочность, заставляя и лицо и голос повиноваться своей воле.

14. Эти дружеские вечеринки требуют гораздо менее щеголеватости, чем многолюдные собрания, и лишь бы одежда ваша была опрятна, белье безукоризненной белизны, обувь и перчатки приличного вида, остальные мелочи не составляют никакой необходимости, и никто из присутствующих не обратит внимания, что покрой вашего платья напоминает прошлогодние моды, перчатки не первой свежести и шляпе случалось быть под дождем. Здесь, как мы уже сказали выше, всякий идет убить время с друзьями, а не критиковать этих самых друзей, здесь безденежье не есть порок, и очень смешны люди, старающиеся скрывать этот недостаток, прибегая к посторонней помощи, как, например, отправляясь на чужой счет в театр, напрашиваясь в товарищи к тому, кто приехал в своем экипаже, или занимая у приятельниц золотые модные серьги, когда всем известно, что вы не в состоянии купить их на собственные средства.

Благовоспитанный (не по одним формам, а по чувствам) человек не придает никакого значения наружным украшениям, и, уверенный, что для хозяев все гости равны, он и свое внимание, любезность и предупредительность уравнивает между ними,

В провинциях, к сожалению, еще не исчезло пристрастие к нарядам, превышающим средства, может быть, оттого, что там еще не утратилась зловредная привычка к пересудам поете всякого собрания и каждый боится попасть на зубок насмешников, без которых в провинциальных городах не бывает ни одной вечеринки. Москва, несмотря на то что носит название первопрестольной столицы, мало отстала в этом случае от провинциальной характеристики, и после каждого собрания, большого или малого, стоустая молва разносит по всем домам и закоулкам малейшие подробности о нарядах и случайностях минувшего праздника.

Петербург, международный европейский щеголь, твердою поступью двигаясь по пути цивилизации, усвоил и все ее тонкие оттенки, но и в нем во многих местностях, каковы, например, Малая Коломна, Пески, Выборгская сторона и некоторые другие, гнездится еще безобразная привычка сплетничать и пересуждать друг друга, привычка, идущая вразрез всякому общежитию и порядочности. К стыду общественного воспитания, эти уродства нередко проявляются даже в кругу людей, которые по своим средствам и по своему положению в свете занимают в обществе довольно видные роли.

15. На дружеских вечеринках, про которые мы говорим, девицы пользуются также большой дозой свободы в обращении; находясь между людьми знакомыми, они могут, в свою очередь, рассказывать, шутить, спорить, сохраняя, разумеется, тот скромный и приличный тон, который есть украшение всякой благовоспитанной женщины:

Рассказывать должно с веселою, но спокойною миною увлекаясь интересом этого рассказа, но не до того, чтобы возвышать не в меру голос, смеяться, когда никто не вторит этому смеху, или передразнивать манеры и жесты лиц, действующих в этом рассказе. Мужчина еще может себе это позволить, если он уверен, что между присутствующими нет никого, кто мог бы оскорбиться такими действиями, но девица должна быть гораздо воздержнее и передавать факт, интересующий присутствующих, обходя подробности, касающиеся до личностей особ, замешанных в передаваемом происшествии.

Спорить также девица может только шутя, для возбуждения живости разговора, -так как он весьма скоро бы прекращался, если бы все гости были постоянно одного мнения с рассказчиком, но самый этот спор должен всегда сопровождаться улыбкою, и очень смешны те молодые женщины, которые, опровергая какое-нибудь известие, позволяют себе горячиться, говорят громко, отрывисто, захлебываются от явного желания убедить присутствующих в ложности слышанного, и в торопливости, не давая себе времени обдумывать свои слова, они нередко произносят резкие вещи, об которых впоследствии сами сожалеют. Если бы в эти минуты азарта такие девушки могли бы видеть себя в зеркале, мы уверены, что не только упал бы их геройский пыл, но и в будущем они сделались бы осторожнее, убедясь, как подобное напряжение мускулов безобразит самое хорошенькое лицо, изменяя даже его цвет и отнимая у кожи ту атласную гладкость, которая есть одно из лучших преимуществ молодости.

Обычай иметь какое-нибудь рукоделие в руках и сидеть кругом большого стола много содействует к ослаблению подобных защитительных подвигов, которые при невозможности жестикуляции теряют половину своей силы и насильно остаются в границах общественного приличия. Увлечение этих амазонок не доходит до того, чтобы вскакивать из-за стола, кругом которого сидят почтенные дамы, и, бросив рукоделье, приняться ораторствовать и ломать копья в честь истины, справедливости и, по их мнению, угнетенной невинности.

К сожалению, у нас, русских, как-то плохо прививается вышеуказанный обычай заниматься рукодельями на дружеских вечеринках, и только в иностранных семействах, в особенности у англичан, он еще в полной силе.

16. Остерегайтесь, милые девицы, бывая в гостях, перешептываться, разговаривать знаками, делать намеки полусловами, понятными только для тех, для кого они говорятся, усиленно и со взрывом смеяться, спрятав лицо на плече у подруги или, напротив, бросая пытливые взгляды из стороны в сторону, как бы отыскивая свою жертву. Все подобные замашки изобличают очень дурное воспитание и могут показаться весьма обидными другим гостям, да, кроме того, они кладут пятно на саму виновницу, потому что такие перешептыванья, намеки и двусмысленные улыбки могут быть приняты посторонними за непозволительные сердечные тайны, и подобное подозрение весьма нелестно для молодой девушки.

17. Наружные усиленные изъявления дружбы, как, например, громкие целованья, продолжительные и слишком крепкие пожатия руки и пр., считаются весьма неприличными в обществе, даже самом коротком; для этого есть другое время и другое место, ш девица, выставляемая таким образом своею ревностною подругою напоказ, делается вместе с нею посмешищем всего общества,

18. На дружеских вечеринках позволительно перчатки заменять черными прозрачными митенками, не мешающими ни работать, ни пить чай, ни играть на фортепиано.

19. Дружеские вечеринки не имеют специальных увеселений, и от хозяйки зависит предложить то или другое занятие, а гости из учтивости должны одобрить ее выбор, хотя бы он и не соответствовал всем вкусам.

Бели гостей достаточно, чтобы составить кадриль, то те молодые люди, которые умеют играть на фортепиано, должны предложить свои услуги, не ожидая, чтобы девицы музыкантши их предупредили, но девицы, в свою очередь, обязаны от времени до времени заменять их, чтобы всем было равно весело.

20. Немногие нынче любят играть в Общественные, игры (petis jeux), но, несмотря на это, весьма невежливо отказываться принимать в них участие, если хозяйка предложит заняться одной из подобных забав. Хотя бы кто и чувствовал себя малоспособным отличаться на этой арене остроумия и быстрой сообразительности, но отклонять приглашения не должно, и лучше принести в жертву свое самолюбие, чем заслужить в обществе название невежи.

Чтобы несколько охранить свое достоинство, можно, приняв приглашение, заявить с улыбкою о своей неспособности удовлетворительно выполнить предложенную роль и притом уверить гостей в своей полной готовности содействовать общему удовольствию. Такой изворот заставит присутствующих быть снисходительными, и опытные игроки примут непременно новичка под свое могущественное покровительство и руководство, не допуская его делать промахи, влекущие за собою штраф. В играх этого рода не следует злоупотреблять допускаемою в них свободою действий и тщательно наблюдать за собою, чтобы при даваемых второпях ответах не прорвалась неприличная двусмысленность.

Точно так же, если экспромтом устраиваются шарады в действии, для которых ваше содействие необходимо, а между тем ваше служебное положение или другие уважительные причины не позволяют вам выставлять себя публично напоказ, то в этом исключительном случае можно с должною вежливостью отказаться от приглашения хозяйки, но в то же время употребить все старания, чтобы найти кем заменить себя и тем самым содействовать устройству праздника.

21. Просим молодых девиц не смешивать слово «скромность» со словом «жеманство». Первое есть пре-красное качество в женщине и составляет ее лучшее украшение, второе есть ложное направление воспитания, смешное и безуспешное усилие казаться скромной.

К этому ошибочному правилу, к сожалению, иные девушки любят прибегать во время танцев или общественных игр, и при каждом случае, где кавалер, опираясь на законы игры, хочет воспользоваться предоставляемыми ему правами, они ломаются, вскрикивают, отворачиваются и все-таки выполняют предписанное, никак не сознавая, что этими кривляньями они привлекают к себе общее внимание, смех и неудовольствие.

Такая метода действий называется кокетством дурного тона, и ни один благовоспитанный мужчина не примет его за скромность, но с отвращением отдалится от такой девушки или сочтет это с ее стороны заигрываньем и позволит себе несколько более свободное обращение.

Напротив, с тою, которая без всякого кривлянья подчиняется правилам игры и выполняет их совершенно спокойно, ни один мужчина, самый предприимчивый, не позволит себе никогда ни малейшей вольности.

22. Когда в какой-нибудь игре требуется писать остроумные ответы, старайтесь всегда составлять их так, чтобы всякая девушка или молодая женщина без смущения могла прочитать их вслух при всех гостях. Неприличные двусмысленности не должны иметь место, даже если девушка своим слишком смелым обхождением подает к тому повод, потому что, нанося ей вполне заслуженное оскорбление, гость в то же время в ее лице оскорбляет хозяйку и всех присутствующих.

23. На вечеринках кавалеры танцуют со всеми без разбора, и хозяйка не имеет надобности рекомендовать их девицам, исключая если она заметит, что которая-нибудь из них давно не танцует и скучает. В таком случае она обыкновенно тихонько подговорит коротко ей известного молодого человека пригласить скучающую танцорку, и хотя ему такое поручение и не по нутру, он не должен обнаруживать ни малейшего неудовольствия.

24. Вообще на подобных вечеринках, членами которых бывают большею частью люди одинакового воспитания и одних понятий, этикетный церемониал устраняется, но приличие должно проявляться во всех видах и случаях.

Примечания

* На этого рода вечерних интимных собраниях фрак и платье декольте с короткими рукавами, как на раутах и балах, заменяются английским двубортным сюртуком с открытым крахмальным пластроном, а для дам платьями с длинными рукавами и высоким лифом.