Религиозно-мифологические воззрения на природу и Вселенную разных народов, несмотря на свое многообразие и пестроту в деталях, имеют сравнительно небольшое число основополагающих универсальных идей. Если дальний обезьяний предок древнего человека, как и любое животное, еще не выделял и не отделял себя от природы в своей психике (от греч. psyche душа - функция мозга живого существа по внутреннему отражению действительности в виде ощущений, восприятий, чувств и других отражательных форм и реакций), то позже, с развитием общественной трудовой деятельности, возникновением языка и мышления, человек разумный (homosapiens) стал мысленно расчленять первоначально единый, целостный для него окружающий мир на множественные части, давая каждой их них соответствующее имя (знак, символ) и мысленно устанавливая между ними определенные отношения (значительно позже имена превратились в понятия - мысли и суждения, фиксирующие существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений). Так, человек мысленно выделил из природы себя и свой род (сородичей, “своих”), отделив его от других родов (“чужих”), выделил растения и животных, причем как полезных для своей жизни (пищу), так и опасных для нее (врагов), изучил территорию обитания рода с ее водными, земельными и другими природными ресурсами (свою “Вселенную”), открыл для себя небосвод с небесными светилами и многие другие явления окружающего мира. Постепенно в его развивающейся памяти и еще детском сознании разнообразных частей мира стало так много, что возникла умственная потребность их упорядочить, свести множество частей к немногому или единому, т.е. после предыдущих мыслительных операций анализа мира (от греч. analysis разложение, расчленение - метод исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части) возникла потребность выполнить противоположные, более сложные мыслительные операции синтеза мира (от греч. synthesis соединение, сочетание, составление - метод исследования, состоящий в познании целого в единстве и взаимной связи его частей). У древнего человека возникла духовная потребность создать мысленную модель своей Вселенной, что он и сделал посредством мифологии.
Отличительной чертой всех без исключения архаичных религиозно-мифологических воззрений является конкретность (от лат. concretus густой, уплотненный, т.е. существующий, вполне определенный, индивидуальный, рассматриваемый во всем многообразии свойств и отношений). Жизнь, связанная с каждодневной суровой борьбой за выживание, ограниченный и однообразный опыт повседневного бытия не оставляли человеку времени и возможности для напряженной мыслительной работы, для логического формирования абстракций (от лат. abstractio отвлечение, т.е. мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и отношений между ними) и абстрактных понятий (понятий, образуемых в результате отвлечения в процессе познания от второстепенных сторон рассматриваемого явления с целью выделения его главного свойства, сущности). Каждому отвлеченному понятию придавался наглядный облик того объекта, который можно было бы увидеть, услышать, потрогать, т.е. ощутить физически, как вещь, или, в крайнем случае, представить себе в виде конкретного образа (например, зло олицетворялось в виде якобы реально существующего дьявола, черта или демона, а добро - в виде мудрого, справедливого и милостивого бога).