Господь сказал:
В Меня проникнув чистым сердцем,
Благое совершая дело,
Ты, Партха, Истину познаешь
И суть Мою поймёшь всецело.
Средь тысяч по земле идущих
Едва ль один ко Мне шагает;
Из устремлённых к совершенству
Его лишь редкий достигает.
Земля, вода, огонь и воздух —
Мои стихии, как и манас.
Совместно с буддхи и пространством
Они в нас представляют самость.
И это тоже грани правды,
Такая правда восьмирична(1) —
Всё видимое иллюзорно,
Конечно, знаешь это лично.
Так знай же суть Мою иную,
Она не двойственна, не лжива —
То существующий у тварей
И взгляду недоступный джива (2).
Весь мир — игра его явлений,
За ними — Я. Игра такая
Людей смущает повсеместно,
Из ниоткуда возникая.
Я выше всяких игр, Арджуна,
Являю суть, а не накидки.
Ведь этот мир на Мне нанизан,
Как горсть жемчужная на нитке.
Я – вкус воды, сиянье солнца,
Звучанье ОМ — святого слога.
Незабываемые Веды,
Неподдающаяся йога.
Я — поля Куру чистый запах,
Я —пламени живое свойство
Наказывать везде злодейство,
И всюду прославлять геройство.
Я — прорастающее семя
Во всём живом и очень разном,
Я — разум в существах разумных,
Я — красота во всём прекрасном.
Я — непреклонность самых сильных,
Страстям высокая плотина;
И даже в людях вожделенье,
Покуда дхарме не противно.
Тригуны: саттву, раджас, тамас —
Я тоже подарил Природе.
Они владычествуют всюду.
Однако, Я от них свободен.
Есть те, кто ищет в Моих гунах
Добро и зло — сам путь стесняет.
Мне из поклонников дороже
Тот, кто стесненью цену знает.
Узду свою Я сам покинул,
Мне чувств обуздывать не надо.
Сокрыт в своём непроявленье,
Не знаю рая —значит, ада.
Кто знанье раджасом разрушил
Творит обряды, чтит привычки,
Богам и демонам вручает
Самим придуманные клички,
Я и таким прощаю тамас,
Снабжаю преподобных верой,
Лишь бы владели здравым смыслом
И в действиях разумной мерой.
Известен мне из всех живущих
Любой мудрец и каждый ракшас (3).
И тот, кто в будущем родится,
Почувствует Кешаву также.
Я вечен для людей, Арджуна,
Ступай со Мной на подвиг ратный
Ты, верю, Брахмана достигнешь
И состояния Адхьятмы (4).
Пусть даже сердце твоё вспомнит
Мои наказы в час последний,
Мы не расстанемся с тобою
На поле Куру, Мой наследник.»
-----------------------------------------------
1.Здесь возникает непроизвольная
аналогия с восьмиконечным крестом,
как символом Православия и Истины.
2. Джива. Вечно живое существо.
3. Ракшас —Демон.
4. Буквально – состояние«сверхатмы», или «сверхйоги». С его их помощью йогин входит в самадхи. Этот древнейший йогический термин индуизма соответствует ныне сохранившемуся буддийскому понятию Нирваны.