Господь сказал:
«Любое наше тело, Партха,
Принять за поле Куру можно.
И эту истину простую
Усвой всем сердцем и надёжно.
«Я есмь», — вот то, что ты обязан
Душе своей сказать однажды,
Под «я» Меня в виду имея
И ощущенье вечной жажды…
Какое Поле? «я» (1)откуда?
В чём ощущенье жажды вечной?
И как хранить такое чувство,
В круженье жизни быстротечной?
Многообразно это чувство
Его воспели в Ведах риши, (2)
В немногословных Брахмасутрах (3)
Сердечный отзвук чётко слышен.
В нас Сердце — главный орган мысли.
А все пять чувств и Аханкара (4)
Суть «пастбища» и отпечатки
Его таинственного дара.
Желанья, страсти, радость, боли
И совершаемые жертвы,
И непреклонность твёрдой воли —
Вот достоянье личной кшетры. (5)
И то - немало, чтобы в жизни
Взгляд утвердить нелицемерный:
Терпенье, честность, верность гуру
И независимость от скверны.
Что Я в тебе? Познанье Сути.
И отвращенье от мельканья.
Уменье выслушать любого
И не вступать с ним в пререканья,
Ведь Брахман пребывает в каждом
И тоже ищет, часто тщетно.
Сумей помочь Его стараньям.
И сделай это незаметно.
Как Он, мы смертны. Он бессмертен.
Он — кучер. Мы — Его телега.
Внимательно следит возница
За каждым поворотом эго.
И поднимает кнут страданья,
Коль не туда несут колёса.
Кому? За что? Какая мера?
Не стоит задавать вопроса.
Мы все — одно большое тело
И Мною бьющееся сердце.
От общих радостей-печалей
На свете никому не деться.
«Я есмь», — такое ощущенье,
Причастное ко всем страданьям,
Опорой видимому служит
И перед Богом оправданьем.
Я разнолик, многообразен
И всё охватываю разом.
Но никому не подотчётен,
Поскольку с Бытием не связан.
Отец существ внутри и внешне,
Я им на йоту не подвластен.
Во мне и гуны не имеют
Ни безразличия, ни страсти.
Как Пракрити и как Пуруша,
Я в этом мире безначален
И бесконечен. Это значит,
Что Я, как солнце, беспечален.
«Я есмь» — такого состоянья
Достичь способен каждый йогин,
Чья вера в Бога несломима,
А дух готов к сраженьям многим
Я достижим и через Санкхью,
Через дела и недеянье.
Цена вопроса — лишь упорство,
Мне безразличны одеянья.
Во всех сокрыта искра Божья,
Порой свеча и редко факел.
Гораздо чаще серый пепел
И опустившаяся накипь.
Восстань же из неё, Арджуна!
Ещё темно и путь несладок.
Не дай в себе подняться пене,
Но и не выпади в осадок.
Поднимется над Курукшетрой
Весенний день в сиянье строгом.
Твоя судьба на этом поле
В слиянье с Истиной и с Богом.
Останешься живым в сраженье —
Узнаешь сладкий вкус победы.
Падёшь, чужой стрелой пронзённый,
Тебя в веках прославят Веды.
И попадёшь ко Мне на встречу
В том мире, вечно незакатном,
Где светит днём и ночью Брахман
И правит собственный наш Атман».
-------------------------------------------------------
1. Имеется в виду «я» малое — атрибут личности. Среди поэтических памятников древности «Бхагавадгита» —первый, где чётко проведено различение между «Я» божественным и «я» личным в каждом из нас, без исключения.
2. Риши — выдающиеся мудрецы, провидцы.
3. Брахма-сутры — краткие религиозные наставления, сделанные на основе Вед и Упанишад.
4. Аханкара — человеческая личность.
5. Кшетра (санскр. —«поле). Священная территория, священное поле, может означать место, где есть священный храм или которое связано с особой или событием священной, религиозной или дхармической важности. В данном случае слово употреблено в значении «личная судьба».