Вглядываясь в прошлое России, невольно приходишь к мысли о том, до чего же многострадален и долготерпелив наш народ. Что же за судьба у него такая – вечно страдать… Иначе, чем вероломными и кровавыми для народа не могу назвать события первой половины XXстолетия.
Обратимся к истории. В 1917 году произошла Февральская революция, а затем и Октябрьский переворот, коренным образом изменивший многовековой уклад России. Период между этими двумя историческими событиями, послужил началом Гражданской войны.
Неспособность Временного правительства разрешить назревшие внутренние вопросы, а также борьба за политическую власть между партиями, и позиция правительства вести войну на стороне Антанты до победного конца, вызывала протест народа, что в итоге привело к возрастанию влияния партии большевиков.
Народ требовал немедленного удовлетворения своих требований, вызванных нищетой, голодом, военной разрухой, захватывая помещичьих земли, громя усадьбы, фабрики, заводы. Повсеместно происходят кровавые схватки и делёж («Грабь награбленное!»), а страдала от этого экономика страны и население, но пока это было выгодно большевикам, так как позиции Временного правительства ослабевали. Когда же большевики взяли власть в свои руки, оказавшись у ими же «разбитого корыта», потребовалась жёсткая рука и строгий государственный контроль над экономической ситуацией в стране, практически приведённой к разрухе. Партия большевиков избирает политику «военного коммунизма», имеющую цель уничтожения товарно-денежных отношений, а главное – установление государственного контроля за производством и распределением продуктов.
Обстановку того времени Ленин оценивал так: «Теперь положение такое, что всякий крестьянин, называющий себя, может быть, трудовым крестьянином… который собрал хлеб своим трудом и даже без применения наёмного труда, но прячет хлеб, превращается в эксплуататора – хуже разбойника».[1]
Таким образом, любой крестьянин, противящийся грабежу и насилию при изъятии хлеба, был он зажиточным или не являлся таковым, подпадал под названную категорию и превращался во врага.
Продразвёрстка, введенная ещё царским правительством в декабре 1916 года, предусматривала государственную хлебную монополию. Крестьяне сдавали хлебные излишки по твёрдым ценам. В период «военного коммунизма» хлеб изымался принудительно и бесплатно. Причём не только хлебные запасы, но картофель, мясо и другая сельскохозяйственная продукция.
Число недовольных нововведениями растёт. Общество разделилось на два лагеря: поддерживающих власть большевиков и противящихся ей. Начались массовые народные выступления на Дону, Тамбовщине, Украине, Кубани, Урале, в Поволжье и Сибири.
Ситуацию усугубляет иностранная интервенция. Страны Антанты, преследуя цель ослабления и раздробления России, пытаются поддерживать «белое движение». Хотя им было абсолютно безразлично, кто будет стоять у власти «белые» или «красные», главное – сделать Россию зависимой и послушной своему влиянию. «Белые», желая видеть Россию самостоятельной «единой и неделимой», пытались вернуть прежние порядки, поэтому пути их расходятся.
Россию охватывает пламя Гражданской войны. Положение новой власти становится крайне шатким. Для того, чтобы сохранить и утвердить своё положение, большевики встали на путь террора и насилия с первых дней захвата власти. Без суда и следствия были расстреляны сотни высших чинов и простых офицеров царской армии, представителей крупной буржуазии, священников и прочих лиц. Выражаясь современным языком, повсеместно внедрялась и применялась, так называемая, «шоковая терапия» с тем, чтобы запугать население страны, сделать его послушным новой власти.
Началом узаконенных преступлений против народа принято считать декрет Совнаркома от 5 сентября 1918 года о «Красном терроре», в ответ на убийство Володарского и Урицкого, а также покушение на Ленина. Однако задолго до этого была введена в действие система заложников из числа буржуазии и прочих неблагонадёжных элементов (на всякий случай), которых расстреливали за каждого убитого большевика. По официальным данным в период с сентября по ноябрь 1918 года только в Петрограде было расстреляно 800 человек заложников. А позднее, в тридцатых, массовые убийства стали орудием власти.
Социальная напряжённость в стране нарастала день ото дня.
Продразвёрстка дочиста выгребала амбары крестьян, резко сократились объемы посевных площадей, так как пропадал стимул крестьянина для труда на земле. Для того, чтобы снять этот вопрос, а главное, победить разруху и восстановить хозяйство требовалось изменить внутреннюю политику – пойти на уступки основной массе населения, крестьянству. Продразверстка заменяется в 1921 году продналогом. Теперь, после выполнения государственных поставок, крестьянин мог свободно торговать хлебными излишками, выходить из общины, арендовать землю и даже нанимать работников. Это и было началом перехода к новой экономической политике (НЭП), в результате которой успех подъёма экономики был очевиден. Крестьяне-единоличники производили 98,5 процента от всего объема сельхозпродукции по стране. Огромное количество крестьянских хозяйств сумело подняться до среднего уровня. Таким образом, определённая стабильность была обеспечена.
Однако через год после перехода к НЭПу на XI съезде партии Ленин, инициатор новой экономической политики, предполагавший в 1921 году, что эта политика будет всерьёз и надолго, заявил, что пора прекратить отступничество и необходимо переходить к построению социализма.
«После экспроприации крупных землевладельцев и капиталистов в России сохранились последние капиталистические классы мелких производителей и мелких землевладельцев. Главный вопрос революции заключается теперь в борьбе против этих двух последних классов. Чтобы освободиться от них, необходимо применять другие методы, чем в борьбе против крупных землевладельцев и капиталистов. Здесь борьба должна вестись иначе».[2]
Новая экономическая политика была лишь временной уступкой, большевики были намерены и дальше идти по пути социалистических преобразований. Основная их цель оставалась незыблемой – уничтожение частной собственности, а значит, было нужно уничтожить последний класс собственников в России. Другого пути у большевиков не было.
К тому времени 80 процентов населения России составляли крестьяне. С крупными собственниками было уже покончено. Оставались они – мелкие собственники, в руках которых были средства производства сельскохозяйственной продукции. Пришла пора решить и этот вопрос, то есть отнять у большей части населения страны – крестьянства нажитое честным трудом.
Согласно «Толковому словарю» В. И. Даля «кулак» – это перекупщик, переторговщик, маклак, прасол, сводчик, особенно в хлебной торговле на базарах и пристанях, сам безденежный, живёт обманом, обсчётом, обмером». Проще говоря – посредник и спекулянт, сам не прилагающий никаких усилий к производству тех или иных товаров, а в частности, хлеба.
Разве соответствовали люди, попавшие под грабли ОГПУ и НКВД в тридцатых, этому понятию? Кто подменил истинный смысл этого исконно русского слова и применил его извращенный вариант к мужику-хлеборобу, работавшему на земле до седьмого пота?
В своё время, почти за двадцать лет до 1917 года, в работе «Развитие капитализма в России» (1896–1899 гг.) Ленин разделил крестьян на три категории: бедняки, то есть пролетарии, «разлагающиеся середняки» и кулаки – почти буржуи.
Стоит заметить, что эта «классификация» произведена всего лишь через тридцать лет после отмены крепостного права в России.
Тогда возникает вопрос, когда, а главное, каким образом за столь незначительный срок (всего за 30 лет) бывший крепостной, получив землю на кабальных условиях, успел «разложиться» или стать «буржуем»? Бывали, наверное, какие-то единичные случаи, но чтобы массово и в масштабах всей страны?..
К моменту выхода манифеста (19 февраля 1861 года) царя Освободителя Александра IIиз 62 миллионов населения страны одну треть составляли крепостные. При всех своих недостатках отмена крепостного права стала мощным рычагом для подъёма и дальнейшего развития страны. В заключительных словах манифеста содержится смысл и суть этой реформы: «Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного».
И осеняли себя крестом, и трудились мужики в России. Кто сумел выкупить землю и справиться с барщиной, ещё как-то сводили концы с концами. А к 1917 году уже другое поколение, рождённое свободным, вставало с колен. Когда же сбросили гнёт помещиков, вовсе уверовали в себя и лучшую жизнь. Прилагая максимум усилий, добивались благополучия…
Жёстко и однозначно Ленин характеризует «врагов революции»: «Наш главный враг – это мелкая буржуазия. Да, мелкие хозяйчики, мелкие собственники готовы, нам пролетариям, помочь скинуть помещиков и капиталистов, но дальше пути у нас с ними разные».[3]
А потому считаю, что было бы несправедливо возлагать всю вину за преступление против крестьянства только на Сталина, хотя именно он с успехом продолжил и окончил «крестовый поход» на крестьян. Такова была основная цель и линия большевистской партии. И «методы» уничтожения крестьянина-собственника сподвижниками Сталина были найдены – несправедливые, жестокие и кровопролитные.
Возможно, если бы власть попала не в руки Сталина, а другого лидера партии, то эти методы были бы иными. Ведь далеко не все большевики были сторонниками таких крайних мер на пути преобразований, но обстоятельства сложились именно так – не в пользу народа.
Целью написания этой книги было создание рукописного памятника трудовому крестьянству Уральской области (административно-территориальной единицы России 1923–1934 годов), принесённому в жертву реформам 30-х годов.
Это горькие страницы истории жителей Ирбита – нашей малой Родины. В Ирбитское спецпоселение отправлялись крестьянские семьи из Свердловского, Шадринского, Курганского, Ишимского, Омского, Нижнетагильского, Ирбитского округов Уральской области.
Книга содержит списки людей из числа работников диатомитового комбината, а также их родственников, проживавщих в Ирбитском спецпоселении, которых удалось установить по архивным материалам. В списках, кроме фамилии, имени, отчества и года рождения, указано, решением какого сельского совета, из какого района и округа человек раскулачен и выслан, а также установленная архивными документами дата пребывая в посёлке или начала работы на комбинате.
В качестве иллюстраций в неё помещены фотографии и краткие пересказы историй некоторых раскулаченных семей со слов ещё живущих свидетелей тех событий, а также копии публикаций из газет. Конечно же, обо всех не расскажешь, поскольку река времени унесла уже практически всех, кто мог бы рассказать о своей исковерканной судьбе.
При изучении и подборе материалов для книги, я старалась приводить в качестве доводов только архивные документы и официальные источники с тем, чтобы читатель смог воссоздать действительную картину того лихого времени.
Это документальное повествование обращено к ныне живущим и потомкам. Оно не является очередным обвинением «власть предержащих» того времени, и не рассчитано только на то, чтобы вызвать чувство сострадания к жертвам Великого террора тридцатых, но на вдумчивое восприятие и осмысление всего, что происходило тогда.
Многие из вас, уважаемые потомки, забыли или просто не задумывались над тем, что жизнью своей, качествами своего характера и души обязаны тем мученикам, тем героям трудовых и фронтовых подвигов, о которых хочу напомнить вам в этой книге.
Вглядитесь в лица земляков, а возможно, и ваших родственников. Прикоснитесь душой, почувствуйте близость и родство с ними, и пусть ваша добрая память станет им наградой. Они её достойны.
Лидия Шевчук.