Вы здесь

1. Предпосылки образования национального государства

1. ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

К концу XIV и в течение первой половины XV века в северо-восточной Руси расширяется и укрепляется феодальное землевладение.
Князья и бояре имели огромные земельные владения — вотчины. Княжеские вотчины управлялись «дворским», или дворецким.
Громадный княжеский двор обслуживали многочисленные слуги, носившие название «слуг под дворским», или дворцовых слуг. Это были дьяки, подьячие, псари, конюхи, садовники, сокольники, бобровники, бортники и т. д.
Из них часть была холопами князя, а другая часть состояла из слуг свободных. За свою службу «слуги под дворским» из числа свободных людей получали землю, которой пользовались до тех пор, пока служили своему князю. Земля эта носила название «поместья».
Поместная система в Московском княжестве начинает развиваться со времен Ивана Калиты.
Княжеские дворецкие ведают и всем «черным людом», крестьянами, холопами и т. д. Они раскладывают «тягло», следят за регулярным исполнением барщинных работ, за внесением натурального и денежного оброка. В XIV веке денежный оброк еще невелик, зато обилен и пестр натуральный оброк. Крестьяне, или «сироты», как называли крестьян на северо-востоке Руси, должны были вносить оброк хлебом, крупой, скотом, мясом, птицей, молочными продуктами, ягодами, грибами, полотнами, льном и т. п.
[123]
Так же пестра и многообразна была барщина. Так как хлеб в XIV веке еще очень редко выступал как товар, то вполне естественно — запашка самого феодала (князя, боярина, монастыря) была сравнительно невелика, и поэтому работа крестьянина на пашне феодала занимала далеко не первое место. Крестьянин зато должен был возводить на дворе феодала постройки, огораживать двор частоколом, ловить рыбу, бить зверя, косить сено, возить дрова и т. д.
Двор боярина как бы копировал княжеский двор, но там было все помельче, попроще.
Повинности крестьян в основном были одинаковы в княжеском, боярском и монастырском хозяйствах. Конечно, они могли несколько разниться в зависимости и от владельца, и от местности, и от величины и характера самого хозяйства.
Количество несвободного населения росло. Все меньше становилась прослойка свободных крестьян, обязанных лишь по отношению к князю уплатой государственных налогов и несением некоторых повинностей, все меньше и меньше остается «черных земель». Увеличивается численность холопов, «закладней», как называли в древней Руси закабаленных путем ссуды крестьян я горожан, наймитов, серебряников, третников, половников, старожильцев и прочих категорий феодально-зависимого и эксплоатируемого люда.(1)
Постепенно ограничиваются права закрепощаемых крестьян. Устанавливается определенный срок «выхода» — крестьяне могли уходить от господина лишь за две недели до Юрьева дня осеннего (26 ноября) и через неделю после него, причем должны были предварительно полностью рассчитаться с феодалом. В ряде случаев, в интересах землевладельцев, запрещается переход крестьян, а также разрешается землевладельцам возвращать ушедших. Так, например, князь Василий Васильевич
[124]
запретил крестьянам-старожильцам переход из земель Троицко-Сергиевского монастыря.
Крепнут и расширяются феодальные формы господства и подчинения.
Князь — не только крупнейший феодал, но и правитель, государь. Правит он, опираясь на бояр и «слуг вольных». Бояре вместе со «слугами вольными» несут ратную службу, управляют от имени князя его «отчиной», княжеством, ведают отдельными отраслями большого и запутанного княжого дворцового хозяйства.
Бояре составляют «думу», с которой советуется князь и как государь и как хозяин-феодал, с которой он творит суд и обсуждает дипломатические и военные дела.
Бояре управляют и отдельными областями княжества, «волостями». Князь посылает бояр в города и волости, чтобы они на месте собирали налоги, судили и управляли волостью от его имени. Бояре-«волостели», или «наместники», как их называли, за это получали часть сборов с населения, так называемые «кормы». Отсюда название бояр-управителей — «кормленщики». Любимых и заслуженных бояр князь посылал в такую волость, которая приносила больше доходов, и за «кормления» бояре часто спорили между собой.
Часть бояр оставалась при князе. Такие бояре носили название «бояр введенных». «Бояре введенные» ведали княжеским хозяйством. Среди них были дворецкие, конюшие, сокольничие, ловчие, стольники и другие бояре, ведавшие «путями», т. е. определенными отраслями княжеского дворцового хозяйства. Боярам поручали — «приказывали» разные дела: «разрядное» (военное), «казенное» (казна и государственный архив), «посольское» (иностранных дел) и др. В конце XV и в начале XVI века из этих «приказов»-поручений выросли «приказы»-учреждения, в которых под руководством боярина работали приказные дьяки и подьячие.
Должности за боярами не были закреплены. После хлопотливой дворцовой службы боярин обычно ехал «покормиться», а его место занимал «кормленщик». Менялись через год-два, а иногда и чаще.
Но некоторые должности закреплялись за представителями родовитой и знатной боярской фамилии, часто становясь наследственными. Так, например, должность
[125]
московского тысяцкого закрепилась за родом бояр Вельяминовых.
Бояре и «слуги вольные» имели право переходить на службу от одного князя к другому, и это, как мы видели, было одним из моментов, способствовавших возвышению Московского князя, так как боярство, естественно, стремилось перейти на службу к богатому князю, в землях которого «бысть тишина».
Вслед за боярами («большими», «введенными», «путными») съезжались к Московскому князю и служили ему «дети боярские», «слуги вольные», «люди дворные» — феодальная «меньшая братия», в конце концов слившаяся в единую прослойку — дворянство.
Князь располагал еще целым отрядом слуг, ведавших более мелкими делами княжого управления и хозяйства. Различные подати собирали особые лица: данщики, «боровщики» (собиравшие особую подать — «черный бор»), белыцики (ведавшие сбором «белок» — особых денежных пошлин), ямщики (собиравшие «ямские деньги») и т. д. На суде фигурировали приставы и доводчики, селами управляли посельские, которые могли быть назначены даже из числа несвободных слуг князя.
Что касается организации войска Московского князя, то она была типично феодальной.
Основную массу московского войска составляли дружины мелких князей и бояр, состоявшие из вооруженных конных и пеших слуг, челядинцев, холопов. Наряду с этим все большее и большее значение начинает приобретать собственная многочисленная великокняжеская дружина.
Кроме того, были городовые ополчения, набиравшиеся из купцов и ремесленников. Это была так называемая «московская рать».
Немаловажную роль играло еще пешее ополчение крестьян и «черных людей», собираемое «с сохи», которое часто решало исход наиболее важных сражений.
Вооружение русских воинов состояло из луков со стрелами, помещавшимися в колчане, мечей, сабель, копий, рогаток, сулиц, булав, шестоперов, кистеней, кинжалов, засапожных ножей, самострелов (арбалетов), боевых и обыкновенных топоров.
От вражеского оружия их защищали щиты, коль-
[126]
чуги, шлемы, латы, наколенники. Бедные воины и крестьяне довольствовались тем, что вшивали железо в одежду, устраивали самодельные «дощатые брони», делали кольчуги из крепких веревок и т. д.
У русских были стенобитные, осадные и камнеметные машины: пороки (тараны), осадные башни — туры. Некоторые метательные орудия бросали огромные камни да расстояние, в полтора-два раза превышающее дальность полета стрелы (т. е. почти до одного километра).
Во второй половине XIV века появляется огнестрельное оружие — пушки, тюфяки, а позднее и ручные «пищали», — которое сразу же меняет характер войн, принципы организации войска и его тактику.
Русские отличались удалью, были «охочи до боя» и стремительны, но могли и подолгу выдерживать осаду и быть очень стойкими, если приходилось оборонять свою землю, свой город. Постоянные войны выковывали из русских воинов опытных и храбрых бойцов. А что войны были часты, для этого достаточно привести хотя бы следующие цифры: за XIII—XIV и первую половину XV века русские выдержали больше 160 войн с внешними врагами, из которых 45 сражений с татарами, 41 — с литовцами, 30 — с немецкими рыцарями, а все остальные со шведами, поляками, венграми и болгарами.
Для того чтобы увеличить число «тяглового» городского, посадского населения в Москве, князья договаривались между собой не принимать «численный люд» (вошедший в число, т. е. платящий налоги) в слуги, не держать «закладней», не покупать земель «делюев» и «ордынцев», т. е. ремесленных и промысловых людей и пленных, выкупленных в Орде.
Горожане в Москве были организованы в «сотни». Сотские были подчинены тысяцкому. При Дмитрии Донском эта должность была упразднена.
Кроме ремесленников и купцов, в Москве жила масса бояр, мелких князей, слуг вольных и прочей княжой и боярской челяди, холопов и слуг, масса духовенства и немало «сельчан» княжеских, занимавшихся сельским хозяйством. Посреди Москвы можно было встретить и пашню и сенокос. То же, даже еще в большей мере, было и в других городах.
Москва вся была деревянной. Каменным был лишь Кремль. Город часто горел, выгорая дотла. С 1330 по
[127]
1458 год Москва горела 17 раз, В каждый раз восстанавливалась и еще больше увеличивалась. Это указывало на живучесть Москвы как города, крепости, политического и административного центра и как посада — ремесленного и торгового пункта.
К этому же времени относится развитие торговли и складывание торговых путей. Русские паузки, карбасы, ладьи, струги засновали по всем рекам Восточной Европы и на Северном Поморье.
Появляется новая денежная, «рублевая», система, сменившая старую, «гривенную». Со времен Дмитрия Донского в Москве появляется своя чеканная монета.
К середине XV столетия создались все условия для превращения Московского княжества в Русское государство. Рост общественного разделения труда, отделение ремесла от сельского хозяйства и развитие товарно-денежных отношений к этому времени достигают такой ступени развития, когда необходимым условием для дальнейшего роста производительных сил страны является окончательная ликвидация феодальной раздробленности и создание единого централизованного государства. В работе «Национальный вопрос» В. И. Ленин подчеркивает, что основой создания национальных государств является экономическая необходимость, обусловленная в свою очередь развитием рынка как центра торговых сношений.(2)
Уже в начале XV века зарождаются, растут и крепнут местные рынки, общающиеся между собой; налаживаются торговые связи города и деревни. Появляются торжки, торговые села, не считая городов, куда везут для продажи свою продукцию крестьяне, в свою очередь покупающие ремесленные изделия. Так, Юрий Дмитриевич в своей грамоте Савво-Сторожевскому монастырю (1404) указывает: «Который хрестьянин монастырской купит или меняет, и он пятнит (3) в монастыре; а который хрестьянин монастырской продает с торгу или в селе, и они тамгу платят игумену Саву в монастыре». (4)
Выросли большие торговые города: Москва, по свидетельству Герберштейна, в начале XVI века являвшаяся
[128]
одним из крупнейпшх городов Европы, мало чем уступающая ей в этом отношении Тверь, Новгород, Псков, Ярославль, Нижний Новгород, Вологда, Вятка, Переяславль, Рязань и другие города.
Феодальная раздробленность с сопровождавшими ее войнами и усобицами, с постоянной опасностью для купца и ремесленника быть ограбленным на дороге или в городе враждебным князем и его войсками, с ее мытами, тамгами, таможнями, отсутствием единства в единицах измерения и денежной системы и т. д. — все это противоречит устанавливающемуся торговому общению городов и областей.
И если ранее, когда еще силы отдельных великих княжеств были более или менее равны, горожане часто поддерживали своих князей, то теперь, со времен Василия Темного, авторитет этих князей был подорван, власть их сведена почти к нулю и горожане начали понимать, что единственным «представителем порядка в беспорядке», нарушающем и препятствующем естественному росту экономических сил страны, является Московский князь. Становится попятным, почему так легко «сводит со столов» удельных князей Василий Темный. Город не только не поддерживал теперь «своего» князя, пытающегося отстоять свою самостоятельность от притязаний великого князя Московского, но открыто переходил на сторону этого последнего.
Несколько изменяется и характер феодального сельского хозяйства. Трехполье в центре Руси становится безусловно господствующей формой хозяйства.
Под влиянием роста товарных связей — внешних и внутренних, русские феодалы к середине XV века начали прибегать к услугам рынка.
Феодал стремится приобрести на рынке ряд заморских и отечественных предметов потребления и роскоши, но для этого нужны деньги, которые можно было добыть либо путем продажи продуктов сельского хозяйства, либо вымогая эти деньги у крестьян. Поэтому растут барщина и денежный оброк.
Экономические связи способствуют политическому объединению северо-восточной Руси в единое национальное государство.
Экономическое общение отдельных районов является основой образования великорусского народа. Падают
[129]
экономические и политические перегородки, отделявшие одно княжество от другого. Рязанцы торгуют в Москве, новгородцы в Твери, москвичи в Пскове и т. д. Отсутствие регулярных сношений между отдельными областями древней Руси ранее приводило к тому, что в каждом княжестве — «национальной области» (Ленин) — существовали свои говоры, унаследованные от древних племен, свои обычаи, порядки, нравы, свой особый быт, одежда, украшения.
Постепенное разрушение экономической разобщенности отдельных частей Руси подготовляет объединение Руси в единый политический организм, в государство, населенное одной народностью. Ленин указывает: «Сплочение национальных областей (воссоздание языка, национальное пробуждение etc.) и создание национального государства. Экономическая необходимость его. Политическая надстройка над экономикой».(5)
Ленин говорит не только об экономической необходимости образования национального государства. Он подчеркивает объединение, сплочение национальных областей в национальное государство.
Постепенно стираются языковые и культурные различия между русским населением отдельных областей. Купцы и ремесленники, ездившие не только в соседние города, но и в другие княжества, первые вводят у себя дома, в своем родном городе, иногородние обычаи, вводят новые порядки, в их языке появляются новые слова. Пскович теперь меньше отличается от тверича, рязанец от москвича, новгородец от владимирца. Создается язык, хотя и имеющий ряд местных особенностей, но тем не менее единый русский язык, средство общения и «главное орудие человеческих торговых сношений...» (Ленин). Создание языка является основой формирующейся народности, а позднее и нации.
Вместе с образованием русского языка идет создание единой национальной русской культуры во всех ее проявлениях. Старый церковно-славянский язык постепенно вытесняется в документах новым языком, близким к народному, разговорному языку, причем, естественно, за основу московские дьяки и подьячие, составлявшие
[130]
документы, взяли московскую речь. Таким образом, на ряду с образованием территории великорусской народности идет процесс формирования русского языка одного «из самых сильных и самых богатых живых языков» (Энгельс). Появляется «книжность»: тверская, псковская и, наконец, московская, возникшая позднее первых, но тем не менее быстро занявшая первое место. Появляются московские летописи, хронографы, похвалы, жития, сказания и повести.
На Западе особое значение в период образования
нации имеет королевская власть. Энгельс, характеризуя период феодальной раздробленности, отмечает, «что во всей этой всеобщей путанице королевская власть (das Königtum) была прогрессивным элементом, — это совершенно очевидно. Она была представительницей порядка в беспорядке, представительницей образующейся нации в противоположность раздроблению на бунтующие вассальные государства».(6) Таким же представителем «порядка в беспорядке», господствовавшем в удельный период на Руси, представителем порядка, противопоставлявшим себя «бунтующим вассальным государствам»— удельным княжествам, был великий князь Московский, к которому тяготели боярство, дворянство и горожане. Но нация еще не успела сложиться. Нация — историческая категория, складывающаяся в период капитализма. Товарищ Сталин отмечает, что «складывание людей в нации приурочивается к этому периоду», (7) т. е. к периоду капитализма. В России же в те времена, указывает товарищ Сталин, «.. .капиталистического развития еще не было, оно, может быть, только зарождалось...».(8) Как мы уже видели, в XV веке только лишь зарождается «всероссийский рынок», только начинает создаваться великорусская народность.
На Западе процесс ликвидации феодализма и складывания нации совпал с образованием централизованных государств.
Не то было на Востоке Европы, в частности в России. Интересы самообороны от нашествия монголов с Во-
[131]
стока, от нападений польско-литовских панов с Запада, к тому времени уже овладевших белорусскими и западно-русскими землями и пытавшимися захватить Новгород, Псков, Тверь и Рязань, диктовали со всей настойчивостью необходимость скорейшего создания централизованного государства.
Товарищ Сталин указывает: «На востоке Европы, наоборот, процесс образования национальностей и ликвидации феодальной раздробленности не совпал по времени с процессом образования централизованных государств. Я имею в виду Венгрию, Австрию, Россию. В этих странах капиталистического развития еще не было, оно, может быть, только зарождалось, между тем как интересы обороны от нашествия турок, монголов и других народов Востока требовали незамедлительного образования централизованных государств, способных удержать напор нашествия. И так как на востоке Европы процесс появления централизованных государств шел быстрее процесса складывания людей в нации, то там образовались смешанные государства, состоявшие из нескольких народностей, еще не сложившихся в нации, но уже объединенных в общее государство».(9)
Чем больше крепло и росло великорусское государство, захватывая новые земли и покоряя народности и племена, тем все более и более оно превращалось в многонациональное государство, «.. .строящееся на господстве одной нации, точнее — ее господствующего класса, над остальными нациями...», (10) причем «в России роль объединителя национальностей взяли на себя великороссы, имевшие во главе исторически сложившуюся сильную и организованную дворянскую военную бюрократию». (11)
Когда в XVI веке окончательно укрепилось централизованное государство, абсолютная монархия, и была подавлена имевшая место при Грозном попытка бояр и князей восстановить старые удельные порядки, Россия была уже многонациональным государством. Но в XV веке только лишь складывалось великорусское государство, только лишь начинались захваты земель и по-
[132]
корение народностей и племен; поэтому государство Московское в основном было заселено великорусским народом. В «тезисах по памяти» о национальном вопросе Ленин указывает: «Россия = национальное государство в основе, базе [подчеркнуто мною. — В. М.}, центр (Псков — Ростов н/Д.). Окраины — национальности. Крайний гнет».(12)
Поскольку складывавшееся объединенное государство оставалось государством русского народа, мы можем говорить о создании в конце XV и в начале XVI века Русского национального государства. Наряду с национальным государством складывалась и русская национальная культура.
В Москве и в других городах Руси развивается высокохудожественная древнерусская архитектура.
В Новгороде славились своим искусством мастера-зодчие: Иван, Климент и Алексей, в Пскове — Федор.
Мастера были и из числа иноземцев, главным образом греков. Попадались и «римляне» (итальянцы) и «немцы из-за моря» (не ливонцы). Многие из них имели учеников из русских. Так, «греческими выучениками» были мастера-живописцы московские Гайтан, Семен и Иван, в свою очередь имевшие многочисленных учеников. Особенно славился живописец Феофан Грек, а из русских — Андрей Рублев.
На Руси было уже немало искусных литейщиков, как, например, Борис Римлянин, механиков, как Лазарь, родом серб, поставивший часы на дворе великого князя в Москве, щитников, оружейников, серебряников (ювелиров) и т. д. Работали мастера чаще всего «наймитами» (по найму) со своей «дружиной» (артелью, учениками, подмастерьями).
Усложнение всей социально-политической и экономической жизни северо-восточной Руси заставляет князя заняться юридическим оформлением феодальных порядков. Появляются попытки свести их к определенным нормам, записанным в законодательных памятниках: Уставная Двинская грамота Василия Дмитриевича, Псковская Судная грамота. Существует, кроме того, масса актов и грамот всевозможного рода, данных по поводу каждого конкретного случая. Несмотря на обилие
[133]
всевозможного рода законов и актов, народные массы все больше и больше теряли свои права.
Грубое насилие, жестокость и жадность царили среди господствующего класса феодалов.
Князья боролись из-за уделов и вотчин, наушничая в Орде друг на друга, не останавливаясь перед убийствами и клятвопреступлениями. В борьбе против сильнейшего Московского князя удельное княжье считало пригодным все средства. Он платил им тем же. Сама политическая система — феодальная раздробленность — не могла не породить подобных отношений между князьями, принимающих особо грубый, варварский характер вследствие специфической политики Золотоордынского хана, заключавшейся в стремлении натравливать русских князей друг на друга.
Князья, а тем более бояре оставались грубыми и необразованными: Дмитрий Донской «не был обучен книгам», Василий Темный был «ни книжен, ни грамотен». Центрами богословской учености были монастыри, грамотными людьми — монахи да дьяки. Но народ ценил и любил книгу и просвещение. Во время осады Москвы Тохтамышем горожане со всех сторон сносят книги, спасая их от татар.
«Книжная ученость», слабо затронувшая князей, еще меньше распространялась среди крестьян и «черных людей».
В деревнях, селах господствовали древние народные обычаи. Сходились на «игрищах», «вечерях», пели, плясали. На свадьбах пировали, по покойникам справляли поминки.
Из уст в уста передавались мудрые народные поговорки, басни, предания, былины, сказки. Полуязыческие обычаи уживались с христианством. Верили в «сглаз», в «чох, сон, птичий грай», в недобрую встречу, ворожили, гадали, ходили к ворожеям и колдунам, уживавшимся в селе или городе наряду с попом и дьяконом. Жилось бедно, тяжело.
Маленькие двух-трехдворные села покрывали собой всю русскую землю. Пахали землю первобытной сохой, отдавая добрую половину урожая в качестве всяких налогов, «выдирали» новые участки леса для пашни, били зверя, ловили рыбу. Княжие данщики «езовники» и
[134]
прочий люд, собиравший подати, отбирали часть улова, добычи.
Иноземные «вороги», налетая как саранча, часто грабили и обирали все население; частенько обирали крестьян княжие дружины, которых распускали на «покорм» и свои князья.
Когда грозные силы врага надвигались на русские земли, крестьяне, вооруженные, чем попало: кто топором, кто дубиной или рогатиной, поднимались все как один и били ворога: «немчина» с крестом на плаще, «литвина» с длинным мечом, «ляха» с кривой венгерской саблей, неуловимого, быстрого и хищного лихого наездника-татарина, молчаливого шведа — всех, кто хотел поживиться за счет Руси, подчинить себе свободолюбивый русский народ.
Древние книжники русские первые отразили в своих произведениях стремление народа к единению, к сохранению самостоятельности русской земли, патриотические чувства русского народа. Так записано было народное предание о борьбе с татарами Чолхана Тудановича, знаменитая «Щелкановщина». Новгородцы создают два чудесных памятника, отразивших борьбу с немцами и шведами. Это «Сказание о великом князе Александре Невском» и «Рукописание Магнуша, короля свейского». Последнее «сказание» начинается так: «Я, Магнус, король шведский, нареченный во святом крещении Григорий, отходя от света сего, пишу рукописание при своем животе и приказываю своим детям, своей братье и всей земле шведской: не наступайте на Русь на крестное целование, потому что нам не удается». Далее следует перечисление всех неудачных походов шведов на Русь, начиная от Невской битвы и до похода Магнуса. Простотой и безыскусственностью дышит сказание о другом герое борьбы Руси с немцами — псковском князе Довмонте.
Борьба с татарами отразилась в «Сказании о Батыевом нашествии», в «Слове о погибели русской земли», в повести о «Мамаевом побоище», «Задонщине», написанной в подражание известному древнерусскому патриотическому памятнику «Слову о полку Игореве», в «Слове о великом князе Дмитрии Ивановиче», в особом сказании «О московском взятии от царя Тохтамыша», в «Повести об иконе Владимирской божьей матери», где
[135]
говорится о нашествии Тимура, и других повестях и сказаниях, написанных в связи с менее значительными эпизодами борьбы русских с татарами («Повесть о царевиче Мустафе», «Сказание о битве на Ворскле»-и т. д.) Волна народного гнева против угнетателя — Золотоордынского хана — отразилась в былине о том, как «Илья Муромец освободил Киев от Калина царя». Связанный татарами Илья Муромец

«Вскочил в полдрева стоячего,
Изорвал чембуры на могучих плечах,—
Не допустят Илью до добра коня
И до его то до палицы тяжкие,
До медны литы в три тысячи, —
Схватил Илья татарина за ноги,
Который ездил во Киев град,
И зачал татарином помахивати:
Куда ни махнет, тут и улицы лежат,
Куда отвернет — с переулками,
А сам татарину приговаривает:
«Аи крепок татарин не ломится
А и жиловат, собака, не изорвется».
И только Илья слово вымолвил,
Оторвется глава его татарская,
Угодила та голова по силе вдоль
И бьет их, и ломит, в конец губит,
Достальные татары на побег пошли,
В болотах, в реках притонули все,
Оставили свои возы и лагери.
Воротился Илья ко Калину царю,
Схватил он Калина за белы руки,
Сам Калину приговаривает:
«Вас то, царей, не бьют, не казнят».
Согнет его корчагою,
Вздымал выше буйны головы своей,
Ударил его о горюч камень,
Расшиб его в крошечки...»

Тяжкая неволя, гнет, нищета от татарского разорения и ига, вечный страх и злоба против хана и его ставленников сказывается в народных былинах.
В борьбе с внешними врагами — татарами, немцами, литовцами, шведами, в тяжких испытаниях, в условиях непрерывных войн против нападений врагов складывалась, формировалась и крепла великорусская народность.

«Перетерпев судьбы удары,
Окрепла Русь. Так тяжкий млат,
Дробя стекло, кует булат».
(А. С. Пушкин.)
 

[136]
Все больше и больше древнерусские памятники проникаются идеей единства Руси, необходимого для обороны земли русской от «ворогов».
В начале XV века создается особый летописный свод, так называемый «Владимирский Полихрон», развивающий идею «одиначества» князя и объединения русской земли.
Стремлению народных масс к политическому объединению способствовали рост и расширение экономических и культурных связей прежде разобщенных и несвязанных друг с другом областей Руси. Феодальная раздробленность становилась препятствием дальнейшему развитию производительных сил страны, объединению русских земель, созданию русской народности.
Объединение Руси было подготовлено экономически, политически и идеологически.