Прокл (410—485) — греческий философ, «великий схоласт» античности, глава афинской школы и систематизатор неоплатонизма. При сохранении общей формулы неоплатоников единое — ум — душа Прокл осуществил ряд принципиальных нововведений. Особенность учения Прокла — четкая разработка центральной неоплатонической идеи эманации («истечения»), в основе которой лежит понятие триады. Разрабатывая метод триадического построения, Прокл подробно изображает механизм взаимодействия единого и многого: пребывание единого в самом себе, эманация многого из единого, возвращение многого в единое. В отличие от Плотина и следуя Ямвлиху, Прокл различает в едином безусловно-непознаваемое и число. Триада ума представлена им как, во-первых, мыслимое, пребывающее в себе, во-вторых, мыслящее и мыслимое одновременно, в-третьих, мыслящее, обладающее мышлением. Триада души — божественные, демонические и человеческие души. В эту иерархическую структуру бытия Прокл включает традиционных греческих богов, распределяя их по триадам. В отличие от Плотина и Ямвлиха Прокл считает, что материя — не принцип зла, а эманация первоначала, не зло и не благо. Сохранилось много произведений Прокла, его наследие превосходит по объему все дошедшее до нас от классической античной философии. Главные сочиния: «Начала теологии», «Теология Платона».
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 369.