Трубецкой Евгений Николаевич - (род. 23 сент. 1863, Москва - ум. 23 янв. 1920, Новороссийск) – князь, из старинного княжеского рода, русский религиозный философ, правовед и общественный деятель. Брат С. Н. Трубецкого. Учился в классической гимназии в Москве и воспитывался в окружении высококультурных людей. Будучи еще в гимназии, Трубецкой, подобно русским молодым лю-дям своего времени, преодолел духовный кризис, выразившийся в отрицании всех традиций прошлого. Он утратили веру в Бога и страстно увлеклись позитивизмом Спенсера и Дж. С. Милля. Господствовавшее в России критическое отношение к общественному и политическому режиму привело не только к осуждению самодержавия, но и к чисто нигилистическому по своему духу отрицанию всех других ценностей.
В 1877 г. вспыхнула русско-турецкая война. В широких массах русского народа эта война рассматривалась как поход за освобождение православных братьев болгар и сербов из-под турецкого ига. Братья Трубецкие были страстными поборниками идеи России как великой нации. Они пережили энтузиазм, которым была охвачена вся Россия.
Позднее Трубецкой приступили к более серьезному изучению философии. Вскоре он пришли к выводу, что эмпиризм Милля был давно опровергнут Лейбницем в его полемике с Локком, а Спенсер оказался бессильным понять отличающееся своей глубиной учение Канта об априорных основах знания. Отрекшись от позитивизма, Евгений Трубецкой пришел к скептицизму, который стал для него источником новых мучений. Хотя Евгений Трубецкой, например, ясно осознал, что бесчестные поступки недопустимы, тем не менее его разум был бессилен привести какой-либо убедительный довод в пользу бескорыстного поведения. Он преодолел кризис лишь тогда, когда страстно увлекся философией Шопенгауэра. Евгений Трубецкой начал понимать, что пессимизм был неизбежным следствием отрицания абсолютно правильных принципов, управляющих ми-ром. Тогда он встал перед альтернативой: «Или есть Бог, или не стоит жить». Как раз в это время в журнале «Русский вестник» печатались два произведения — роман Достоевского «Братья Карамазовы» и диссертация В. Соловьева «Критика отвлеченных начал». Эти работы в разных формах — художественной и философской — поднимали один и тот же вопрос и отвечали на него положительно. Примерно в это же время Трубецкой прочитали брошюру Хомякова, в которой он развивал свое учение о церкви как теле Христовом. Сердце Трубецкого признавало Бога, а ум отвергал его. Преодолев подобную двойственность, Евгений Трубецкой познал радость исцеления в прямом смысле этого слова. Это случилось потому, что он почувствовал возвращение нарушенной цельности своего человеческого существа. Трубецкой вернулся в лоно православной церкви и еще более стал интересоваться проблемами русского национального духа. В 1886 г. они встретились с Владимиром Соловьевым и с тех пор стали его близкими друзьями. Вместе с братом сыграл выдающуюся роль в русском либеральном движении, отстаивавшем идею ограничения власти самодержавия.
В 1900 г. Е. Н. Трубецкой стал профессором философии права сначала в Киеве, а затем в Москве, «…талантливый, но менее значительный, чем брат. Тот был чистый философ, а этот — философ в области юриспруденции…» (гл. «11 ноября 1932 г.» из книги «Александр Иванович Гучков рассказывает… Беседы А. И. Гучкова с Н. А. Базили (история стенограмм)» «Вопросы истории», 1991, № 7–11). Е. Н. Трубецкой как философ права был деятельным публицистом и отстаивал идею независимости церкви от государства. Как политик, Трубецкой выступал против реакционных сил, стремившихся «заморозить» Россию, и против революционеров, которые, по его словам, поставили перед собой задачу «перевернуть всех вверх дном». В памфлете «Два зверя» он называет эти силы двумя зверями апокалипсиса и показывает, что пасть красного зверя и когти черного зверя одинаково опасны. В 1910-1917 был инициатором создания книгоиздательства "Путь", пропагандировавшего взгляды мирообновления. Продолжал дело Соловьева, разрабатывая православное религиозное философское мировоззрение.
Абсолютное всеединство Соловьева истолковывал через введение понятия "абсолютное сознание". Если, по Соловьеву, абсолют - это сущность всего в мире, то, по Трубецкому, он объемлет мир как всеведение, как действительное и возможное. Опять же в отличие от Соловьева Трубецкой олицетворяет Софию с идеальным замыслом о мире, с возможностью, которую человек может принять или не принять, По многим вопросам был не согласен с С. Н. Булгаковым и П. А. Флоренским. Исследовав вопрос о роли русских в истории человечества, еще в молодости Е. Трубецкой, как и В. Соловьев в начале его деятельности, разделял славянофильское преувеличение миссии России и мечтал об универсальной теократической империи, которую предстояло основать России. «Позднее, — пишет Е. Трубецкой в своих «Воспоминаниях», — я убедился, что в Новом завете все нации, а не какая-либо одна, выделяющаяся среди других, призваны быть носителями Бога. Гордая мечта о русском народе как избранной Богом нации, которая резко противоречит посланию св. Павла римлянам, должна быть отброшена как несовместимая по духу с откровением Нового завета» (Цитата дана в переводе с англ. яз книги Лосский Н. О. «История русской философии». Глава X. «Князья С.Н. и Е.Н. Трубецкие» Пер. с англ. — М.: Советский писатель, 1991. 480 с. ISBN 5—265—02255—4).
После большевистской революции Е. Н. Трубецкой принимал участие в гражданской войне на стороне противников большевиков и в 1920 г. умер от тифа в Новороссийске.