Вы здесь

Аскольдов

АСКОЛЬДОВ (наст. фам. Алексеев) Сергей Алексеевич (1871, Москва — 23 мая 1945, Потсдам) — русский религиозный философ, публицист. Внебрачный сын философа А. А. Козлова. Окончил естественно-историческое отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, работал экспертом по химии в Департаменте таможенных пошлин и акциза. В 1914 получил степень магистра философии в Московском университете за книгу «Мысль и действительность». С 1908 — член Петербургского религиозно-философского общества. Участник сборников «Проблемы идеализма» (1902) (ст. «Философия и жизнь») и «Из глубины» (1918) (ст. «Религиозный смысл русской революции»). После революции преподавал химическую технологию в Ленинградском политехническом институте. Сотрудничал в журнале «Мысль» (1922), альманахе «Литературная мысль» (1922—25). В 1920-е годы основал тайное религиозно-философское общество «Братство св. Серафима Саровского». В 1928 арестован, первое время провел в соловецких лагерях, затем скитался по ссылкам. Будучи в очередной ссылке в Новгороде, попал в оккупацию и перебрался в Германию. Когда работники советских органов безопасности пришли его арестовывать, он был уже мертв.

Первое философское сочинение Аскольдова — «Основные проблемы теории познания и онтологии» (1900), написанное всецело под влиянием монадологического «панпсихизма» А. А. Козлова, исследованию творчества которого он позднее посвятил книгу «Алексей Александрович Козлов» (1912). Основное направление философских исследований Аскольдова, продолжившего направление своего отца, уделяя большее внимание вопросам гносеологии, — критика трансцендентализма, которая была призвана расчистить место для персоналистической религиозной метафизики. Исходным пунктом, по его мнению, должен стать не обезличенный «трансцендентальный субъект», а личностный «индивидуальный субъект». Познание должно быть символично, ибо предмет философского познания трансцендентен. Исходным понятием гносеологии должна стать интуиция. От Канта он призывал вернуться к философам более ранних эпох — Лейбницу, Плотину и Аристотелю.

А. В. Соболев

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 189-190.

Проблемы идеализма (Статья А. А. Ермичева о сборник статей 12 авторов)

«ПРОБЛЕМЫ ИДЕАЛИЗМА» - сборник статей 12 авторов под общей редакцией Новгородцева, который появился в кон. 1902 г. под эгидой Московского психологического общества. Его выход связан с началом политической организации русского либерализма (создание в 1901 году «Союза освобождения» - прообраза партии конституционных демократов), теоретическое обоснование которого и стало задачей «Проблем идеализма». Особое общественное значение сборнику придало участие в нем так называемых «легальных марксистов», недавних социал-демократов - Бердяева, Булгакова, П. Б. Струве и Франка.

Из глубины. Сборник статей о русской революции (Статья В. В. Сапова о сборнике статьей Бердяева Н.А., Булгакова С.Н., Изгоева А.С., Струве П.Б., Аскольдова С.А. и др.)

«ИЗ ГЛУБИНЫ. Сборник статей о русской революции» - заключительная часть той «трилогии», в которую помимо нее входят сб. статей «Проблемы идеализма» (1902) и «Вехи» (1909). Как и предшествующие ему сборники, он является не только попыткой осмысления исторической ситуации, но и опытом критического самопознания видных представителей русской интеллигенции. Идейным ядром сборника являются авторы сборника «Вехи»: Бердяев («Духи русской революции»), Булгаков («На пиру богов. Pro и contra. Современные диалоги»), А. С. Изгоев («Социализм, культура и большевизм»), П. Б.

Проблемы идеализма (Статья А.И. Резниченко о сборнике статей ряда авторов)

«ПРОБЛЕМЫ ИДЕАЛИЗМА» – сборник статей С.Н. Булгакова, Е.Н. Трубецкого, П.Б. Струве, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, С.А. Аскольдова, С.Н. Трубецкого, П.И. Новгородцева, Б.А. Кистяковского, А.С. Лаппо-Данилевского, С.Ф. Ольденбурга, Д.Е. Жуковского под редакцией Новгородцева. Издан Московским Психологическим обществом в мае 1902 тиражом 3 тыс. экземпляров. Основная идея сборника выражена в предисловии редактора: «Те направления, которые пытались устранить философию или же заменить ее построениями, основанными исключительно на данных опыта, утратили свое руководящее значение...

Подписка на RSS - Аскольдов