Вы здесь

Шпет

Шпет, Густав Густавович (1878-1940) — русский философ, последователь Э. Гуссерля. Родился в Киеве. Окончил историко-филологический факультет Киевского университета; в 1907 г. переехал в Москву. В 1916-м защитил диссертацию «История как проблема логики». С 1918 г. — профессор Московского университета, с 1921-го — действительный член Российской Академии художественных наук, а с 1923 по 1929 г. — ее вице-президент. Занимался литературной и философской работой, переводами «Феноменологии духа» Гегеля и другими. Шпет — противник положительных философских построений, т. е. метафизики; он выступает за строгую научность философии. Свою концепцию Шпет строит по принципам феноменологии Гуссерля: все, что дано, слагается из «явлений» и находимых в них «смыслов»; за ними открывается мир «идей», «эйдосов». Однако Шпет отказывается переходить от двойственности «явлений» и «смыслов» к метафизическим утверждениям и отвергает существование трансцендентного мира, мира «вещей в себе».

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 519-520.

Шпет Г.Г. «Явление и смысл» (Статья О.В. Марченко о работе Г.Г. Шпета)

«ЯВЛЕНИЕ И СМЫСЛ. Феноменология как основная наука и ее проблемы» – работа Г.Г. Шпета, вышедшая в Москве в 1914 в издательстве «Гермес» (переиздание: Томск, 1996). Представляет собой первое в России обстоятельное рассмотрение феноменологии Гуссерля на материале 1-го тома его «Идей к чистой феноменологии и феноменологической философии». Бо́льшая часть книги посвящена проблемному анализу таких узловых моментов, как опытная и идеальная интуиции, чистое сознание, интенциональность, феноменологическая редукция и т.д.

Шпет Г.Г. Явление и смысл (Статья И. М. Чубарова о труде Шпета)

«ЯВЛЕНИЕ И СМЫСЛ» - труд Шпета, посвященный разбору и критике фундаментального сочинения основателя феноменологии Э. Гуссерля «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии» (Т. 1). Его публикация в 1914 г. (Москва) явилась результатом командировки Шпета в Германию (1910-1913), во время которой он посещал семинар Гуссерля в Геттингене. Идею философии как основной науки Шпет выдвинул в речи, произнесенной им при открытии Московского общества по изучению научно-философских вопросов 26 января 1914 года.

Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии (Статья В. В. Ванчугова о сочинении Шпета)

«ОЧЕРК РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ» - сочинение Шпета (ч. 1. Пг., 1922). «Как я моту писать историю русской философии, которая если и существует, то не в виде науки, тогда как я признаю философию только как знание», - заметил о своих затруднениях при написании этой работы Шпет. Отвергая философию как мораль, проповедь или мировоззрение и считая высшей ее исторической и диалектической ступенью философию как знание, он не отрицал, однако, наличия предварительной истории, в течение которой философия «становится в знание».

Подписка на RSS - Шпет