М.Шолохов – в Госиздат:
«27.1.27 г. Ст. Вешенская
Убедительно прошу сообщить, вышла ли из печати моя книжка (по универсальной библиотеке) «О Колчаке, крапиве и прочем»?
Пишу второе письмо в надежде, что снизойдете до ответа. В том случае, если книжка вышла, перешлите полагающиеся авторские экземпляры и остальные 30% гонорара.
Северо-Кавказский край, г. Миллерово, ст. Вешенская, М.А. Шолохову.
М. Шолохов» (По автографу, РГАЛИ, ф. 613, оп. 7, ед. хр. 431).
В сборник «О Колчаке, крапиве и прочем» вошли, кроме рассказа, давшего название сборнику, «Лазоревая степь», «Чужая кровь», «Жеребенок» (М.: Госиздат, 1927).
В полемическом вступлении к рассказу «Лазоревая степь» М. Шолохов писал: «В Москве, на Воздвиженке, в Пролеткульте на литературном вечере МАППа, можно совершенно неожиданно узнать о том, что степной ковыль (и не просто ковыль, а «седой ковыль») имеет свой особый запах. Помимо этого, можно услышать о том, как в степях донских и кубанских умирали, захлебываясь напыщенными словами, красные бойцы.
Какой-нибудь не нюхавший пороха писатель очень трогательно рассказывает о гражданской войне, красноармейцах, — непременно «братишках», о пахучем седом ковыле, а потрясенная аудитория — преимущественно милые девушки из школ второй ступени — щедро вознаграждает читающего восторженными аплодисментами.
На самом деле — ковыль поганая белобрысая трава. Вредная трава, без всякого запаха...»
В последующих изданиях рассказа это вступление Шолохов снял.
Беспокойство М. Шолохова можно было понять. Если первые два сборника, «Донские рассказы» и «Лазоревая степь», проходили через издательские препоны довольно благополучно, то этот сборник «О Колчаке, крапиве и прочем» шел с «натугой», к рассказам предъявлялись ничем не оправданные претензии, пытались править стиль, меняя и смысл художественного замысла. В работе над этим сборником столкнулись два разных взгляда на мир, на человека, на суть недавно происходивших событий. Дело в том, что редактирование сборника М. Шолохова было поручено писателю А. Тарасову-Родионову, автору скучнейших произведений «Шоколад» и др., но стопроцентных по своему революционному, большевистскому пафосу.
Многое разъясняет письмо А. Тарасова-Родионова М. Шолохову от 27 июня 1927 года: