Великая,
не знающая края,
взлетающая, падать не боясь,
единственная, вдребезги родная,
красавица, низвергнутая в грязь,
простуженная, хриплая, босая,
не верящая больше ни во что,
способная и жить, и умереть играя,
та, без которой мы никто, –
в последний раз, коль суждено судьбою,
не плача, не страшась и не скорбя,
дышать,
мечтать,
молиться
перед боем
Тобою
о тебе
и за Тебя!
ПРАВДА, ЭТО СВОБОДА?
Ты знал ли дикий край под знойными лучами,
Где рощи и луга поблекшие цветут?
Где хитрость и беспечность злобе дань несут?
Где сердце жителей волнуемо страстями?
И где являются порой
Умы и хладные и твёрдые как камень?
Но мощь их давится безвременной тоской,
И рано гаснет в них добра спокойный пламень.
Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
Там за утехами несётся укоризна,
Там стонет человек от рабства и цепей!..
Друг! Этот край… моя отчизна!
М. Лермонтов
Не люблю либералов. Потому, во-первых, что они не умеют считать. Ничего, кроме денег. Никак, например, не посчитают, какими державными бедами оплачены их либеральные победы и сколько людей они сделали пожизненно несчастными. То, что кто-то где-то когда-то, может быть, натворил бед похлеще, никого не оправдывает. Каждый пусть отвечает за себя. Во-вторых, либералы, что несколько неожиданно, оказались безжалостными. Посмотрите на Н. Сванидзе. Он состоит из ненависти. Его презрение к инакомыслящим образцово-показательно. То есть безгранично. Значит, может принять любые формы, вплоть до абсолютно радикальных. И – опять же неуважение к арифметике: Николая Карловича не смущает количество этих самых инакомыслящих. Не смущает, что восемь из десяти сограждан с ним не согласны. А то, бывает, и 98 из 100. Это если считать эсемэски. А если послушать ту глубинную Россию, которая пока молчит?
В том и дело, что либералы не слышат и не видят никого, кроме себя. По врождённой своей природе, они обо всём и всегда говорят не то, что есть, а то, что хотят. Или за что заплачено. Эта штуковина иногда заворачивается в красивый фантик. Бывает, откровенно демагогически. Даже чаще всего. Допустим, читаем в «паутине» про Андрея Архангельского: «Противник объективности, так называемых фактов и форматов – предпочитает доверять эмоциям и чувствам». Вроде бы и неплохо – давайте брать пример. Однако! Пока понятие «форматы» не наполнено конкретным содержанием, разумно их не трогать. А вот отречься от объективности и отказаться от фактов – что это значит? Куда хочу, туда и ворочу?
При всём притом Андрей Архангельский мне симпатичен. Даже более чем. Хотя, по представлению интернета, «убеждённый либерал». Зато «Маниакально любит журналистику, одновременно ненавидя в ней литредакторов и литрабов, рекламщиков, менеджеров, пиарщиков, бездарей и приспособленцев всех возрастов, а также тех, кто не любит читать "длинные тексты"» Сердце заходится от любви к Андрею, поскольку он к тому же «Страстный защитник сложноподчинённых предложений, борец за права восклицательных знаков и троеточий». Особо нежные чувства вызывает, в общем-то, случайное обстоятельство – Архангельский родился в Севастополе. В 1974 году. А работает в московском журнале «Огонёк». Конечно, греет душу, что Андрей «Любит свободу не за тряпки и бабки, а просто так».
Легко предсказуемо и ничуть не предосудительно – либеральный (естественно!) огоньковец «Свободу слова считает главным достоянием демократии». Может быть, это даже единственное её достояние. Но придётся признать: свобода слова, как всё, что принесла с собой нынешняя демократия, не существует в виде вселенской, всем принадлежащей и одинаково дорогой ценности. С небывалым изяществом она поделена между свободными и равными гражданами свободной страны. Поделена именно «по-свободному». Тут желательно показать на пальцах, насколько, на самом деле, может теперь воспользоваться «свободой слова» любой «равноправный» представитель широких масс «россиян», «электората», «быдла» (что для некоторых творцов нашей свободы – одно и то же), да непредвзятый читатель способен разобраться в теме самостоятельно. Пусть хотя бы оценит, что предлагают посмотреть, послушать, почитать телевидение, радио, бесчисленные печатные СМИ, прикормленные властью и бизнесом. Кого показывают. Кого обеляют, кого очерняют, о ком намертво забыли. О чём рассказывают, как. За что памятники ставят нерукотворные, к чему зовут…
Свободе слова, как всей прочей свободе вообще, не дано быть с рождения и вовеки вечные со всех сторон хорошей. Как, впрочем, и плохой тоже. Свобода – она всякая. Чья? Сколько её? Много? Мало? Достаточно? Сколько стоит? Кто платит? Чем? У кого отняли? Кто прикарманил?..
Чтобы нас не захлестнули эмоции, и ничем не ограниченные чувства не лишили необходимого разума, надлежит чуть-чуть помнить о нелюбимой либералами объективности. И, стало быть, уважать факты, без которых объективности просто нет. Эти самые факты, ежели поглядеть в глубину веков и даже тысячелетий, свидетельствуют: свобода во все времена желанна и хороша настолько, насколько она сочетается со справедливостью. Когда справедливость объявляется чем-то несуществующим (как, например, это делает замечательный мыслитель М. Жванецкий), свобода утрачивает необходимую нравственность и становится тупой прислужницей силы. Ничто не может остановить власть «свободной» силы и удержать её от беспредела. Время от времени сила будет ломать силу, одна «свобода» будет валить другую «свободу», но разорвать порочный круг не получится.
Свободы, которая нужна всем (скажем точнее – нормальному подавляющему большинству, то есть честным людям, живущим своим трудом), не существует отдельно от добра и справедливости.
Добро в нашей жизни одолевает зло? Справедливость торжествует? Если да, давайте порадуемся – мы живём в свободной стране!
КАВКАЗСКИЙ ПЛЕН
ПУШКИ СТРЕЛЯЮТ КОМУ-ТО В ПРИБЫЛЬ
За право новых хозяев жизни безраздельно распоряжаться недрами, землёй и водой, всем промышленным потенциалом, созданным напряжённым трудом поколений и поколений многонационального народа России, он, этот народ, заплатил небывалую цену. И продолжает платить. Ежедневно, повсеместно, неотвратимо. С ужасающей убедительностью это демонстрирует Кавказ.
Как не раз бывало в истории практически всех стран и народов, здесь не обошлось без греха воинствующего бонапартизма. Ельцин как тать с добычей бежал с Россией из Советского Союза, впопыхах обронив Чечню – вместе с огромным арсеналом оружия. Автоматов Калашникова, гранатомётов и танков хватило бы на целую армию. И армия неизбежно появилась. А появившись, неизбежно начала стрелять. Ибо всегда и везде есть интересы, кажущиеся легче всего достижимыми с помощью дрына.
И как не вспомнить никем не опровергнутые постулаты марксизма-ленинизма: война есть продолжение политики, только иными средствами, а политика, в свою очередь, суть концентрированное выражение экономики. В данном случае – экономики вернувшегося в Россию капитализма, не только по Марксу-Ленину, но и в полном соответствии с мировым опытом ради высокой прибыли подвигающего человека на любое преступление.
Мы не знаем и, скорее всего, узнаем не скоро, а то и не узнаем никогда, кто и как погрел загребущие руки на беде, которую только человек с умом ребёнка может считать локальным несчастьем, случайно обрушенным на Кавказ. Это – великое горе России. И – несмываемый позор её зарвавшихся, потерявших чувство реальности, вождей.
В какой-то мере получили огласку причастность к новейшей драме Кавказа ближайшего окружения «царя Бориса» и, не в последнюю очередь, зловещая роль близкого «ко двору» президентского тёзки Березовского. Вовсе необязательно, что кто-то хотел устроить дикую бойню и пустить реки крови. Достаточно, чтобы нашлись недоразвитые «реформаторы», новорождённые буржуи, равнодушные к тому, сколько и чьей именно прольётся крови – лишь бы ублажить властные амбиции и покруче набить мошну.
Для них деньги не пахнут. Они пахнут для всех остальных. Пахнут потом – для честных тружеников, зарабатывающих копейку на жизнь. Гноем и кровью – для убитых безвинно, для обманутых и безумных, схватившихся за оружие по глупости или трагическому заблуждению. Слезами матерей и сырой землёй – для солдат, брошенных в горнило боёв за господство чужого кошелька.
Если сыны одного отечества убивают друг друга – это война гражданская. Зря «демократическая элита» и её приспешники кичатся тем, будто уберегли страну и народ от братоубийства. И страну не уберегли. И жизней погубили на порядок больше, чем в девятилетнем афганском походе. События 1993 года в Москве – такой же эпизод гражданской войны, как всё, что стряслось в многострадальной Чечне. И ничто ещё не кончено: «бои местного значения» продолжаются, и «поле боя» становится всё обширней.
Исход войны, которой, увы, рано подводить итоги, тотально многообразен. «А самое страшное, – заключает уполномоченный по правам человека Чеченской Республики Нурди Нухажиев, – люди потеряли веру в закон и справедливость». Не только в Чечне, не только на Кавказе…
В ЧЕЧНЕ – КАК В РОССИИ, В РОССИИ – КАК В ЧЕЧНЕ
Показательно, что позитивные изменения в регионе население и лидеры кавказских республик не относят к числу заслуг федерального центра. Послушаем Нурди Нухажиева: «Казалось, что уже никто и ничто не в состоянии остановить молох войны и собрать воедино раздираемое взаимной враждой и недоверием чеченское общество. В самый критический для чеченского народа момент на политическую сцену вышел Ахмат-Хаджи Кадыров. Ему оказалось под силу сделать то, на что уже не оставалось надежды. Он остановил войну и тем самым спас чеченский народ от истребления, дал надежду на будущее. Но самым важным достижением его деятельности стало то, что он остановил запущенный через южные рубежи механизм развала России». За это, как мы знаем, и отдал жизнь.
Да, ещё ничто не кончилось. Война продолжается, во всяком случае, продолжается война информационная, идеологическая. Как правило – передышка или преддверие «горячей» войны. Кавказ и Чечня остаются предметом инсинуаций для всякого рода болтунов и провокаторов, по неумству или за кусочек масла ревностно обслуживающих интересы импортированной в Россию странной «свободы». Это они вбрасывают через отвязанные СМИ в массовое сознание лозунги типа «Россия без Кавказа» и «Хватит кормить Кавказ!», разжигая гибельную для многонациональной страны межэтническую и межконфессиональную рознь.
Как будто им недоступна правда о том, что сегодня в России семь десятков регионов, где вроде бы не было войны, являются дотационными. Это почти 75 процентов населения и почти 90 процентов территории. Не без горького юмора Н. Нухажиев задаётся вопросом: «И что теперь, по логике сторонников отделения «регионов-паразитов», из России нужно выгнать все эти 70 субъектов, сократив страну до пределов Москвы и Московской области?» Сразу вспоминаются «идеи» А. Солженицына и А. Сахарова, удивительно совпадающие с вожделенными планами З. Бжезинского по созданию на месте России нескольких десятков «окончательно свободных» государств. Между прочим, по данным бывшего в то время губернатором Хабаровского края Виктора Ишаева, в средине 1990 годов «донорами» были не 13, как сейчас, а 22 субъекта федерации. Как говорится, дохозяйничали. Под звон побед и сладкие речи фактически единственной сегодня «направляющей силы».
Чечня, как ни покажется это странным большинству сограждан, демонстрирует теперь пример выхода из экономического коллапса и создаёт предпосылки к созданию эффективной экономики. Как это стало возможным, рассказывает Нурди Нухажиев: «В первые послевоенные годы, когда возникла необходимость восстановления разрушенной войной республики, Чечню наводнили авантюристы разных мастей, которые, прикрываясь высокими покровителями в центре, без зазрения совести начали разворовывать отпущенные на восстановление республики федеральные средства. Чечня стала ассоциироваться с «чёрной дырой», в которую сколько ни вкладывай средств – всё напрасно. За весь период «наместничества» заезжих варягов в республике не было отстроено ни одного жилого комплекса, больницы или школы. Средств хватало только на косметический ремонт и латание дыр в полуразрушенных домах. Никто в кабинетах Кремля не задавался вопросом, куда эти миллиарды деваются. Довольствовалось таким положением дел и российское общество. Ахмат-Хаджи Кадыров был, пожалуй, единственным, кто поднимал на федеральном уровне эту проблему и искал пути её решения. Он открыто на всю страну заявлял о том, что львиная доля этих средств не выходит за пределы Садового кольца и оседает в карманах федеральных чиновников, а те, что доходили, прикарманивали на местах назначенцы из центра, которых ничего, кроме денег, не связывало с Чечнёй. Многие федеральные чины такое положение дел устраивало... Ситуация резко изменилась, когда после изнурительных проработок и согласований на федеральном уровне наконец-то удалось передать функции застройщика в ведение правительства Чеченской Республики. Наступил коренной перелом».(Кто скажет, может быть, и это тоже зачли Ахмату Кадырову его убийцы?)
Нам, живущим в других регионах страны, до боли знаком чеченский сюжет, только, увы, без намёка на близкую развязку.
Но есть и другая сторона вопроса, которой не касается Нурди Нухажиев.
ЧЬЯ КРОВЬ КРОВАВЕЙ?
Аслан Черкесов из Нальчика убивает футбольного болельщика Егора Свиридова из Москвы. В Москве и убивает. Получает 20 лет строгого режима. Жестокое избиение молодых людей, находившихся вместе с убитым, пяти дагестанцам обошлось по пять лет заключения каждому.
Опять Москва. Уроженец Грозного Ахмедпаша Айдаев убивает сотрудника ВГТРК Юрия Волкова. Подельника Айдаева, привлечённого к суду за хулиганство и «причинение вреда здоровью» – попросту, опять же, избиение – зовут Бекханом Ибрагимовым.
К громкому убийству Анны Политковской наряду с милицейским оборотнем Дмитрием Павлюченковым причастны люди с говорящими именами: Лом-Али Гайтукаев, Ибрагим, Джабраил, Рустам Махмудовы, Сергей Хаджикурбанов. Констатируем факт, оставляя за кадром фигуру жертвы, достаточно сложную, не поддающуюся однозначной оценке. Всемирно знаменитая (и хорошо оплаченная – посмотрим хотя бы перечень её премий и список их учредителей) работа журналистки-правозащитницы содержит признаки ангажированности. Возможно, Политковская не была беспристрастным аналитиком и объективным исследователем. А тенденциозность, неизбежно ведущая к полуправде, бывает хуже и опасней откровенной лжи. В том числе для тех, кто её творит.
Мудрый Наум Шафер из Павлодара прав: «Насильственная типизация случайных явлений в тысячу раз коварнее прямого обмана». Допустим даже, случайных явлений не бывает. Но нам за глаза хватит «насильственной типизации». Особенно в сочетании с безоглядной «правдивостью», когда публичные откровения одного «честного профессионала» приводят ко многим бедам. Например, к гибели беззащитных и безвинных людей, рискнувших ему довериться. Но это, повторяем, не является предметом разговора. Мы говорим лишь о факте убийства и о людях, которые, по заключению следствия, подкреплённого решением суда, его совершили.
Список городов и имён, получивших печальную известность в связи с аналогичными сюжетами, можно продолжать. Он всё время пополняется. И многое ещё не получает никакой известности, о многом мы не знаем. Недавно интернет поведал очередную историю – приведём здесь весьма симптоматичный документ без купюр. «Обращение русских солдат Алейской мотострелковой дивизии ко всем патриотическим и русским правозащитным организациям. Просим Вас помочь нам, так как нас незаконно обвиняют в избиении военнослужащих из Дагестана, пытаются на нас повесить пресловутую «русскую» статью 282 УК РФ. Сюда приехала комиссия разбирать конфликт, которая полностью состоит из нерусских. Дело было так: нашу часть стали пополнять выходцами из Дагестана, сначала они вели себя тихо, но потом, когда их стало больше, они стали устанавливать свои звериные порядки. Первые под удар попали русские ребята-новобранцы, которых периодически избивали, обременяли данью. Мы стояли, как поганые лохи, смотрели, как хозяева гор мочат наших земляков. Следующие под удар попали все русские в части, в том числе младший состав офицеров. Никто не мог из руководства части решить этот беспредел. Офицеры закрывали глаза под страхом быть уволенными. Тогда мы сами решили защитить себя от произвола агрессоров. В итоге вышло так, что эти кавказцы сделали нас обвиняемыми, обвиняют всех русских, приехали кавказские офицеры, построили всех русских офицеров, а в это время избитые кавказцы по одному нас вытаскивают и бьют, десять одного. Прокуратура пригрозила, что ещё одна выходка с нашей стороны, и нас всех пересажают, рекомендовали терпеть нам. «Потому что вы русские и ваша судьба терпеть» –сказал один из прокуроров. А кавказцы и вообще пригрозили, что их братья, которые едут сюда на помощь, доберутся до наших матерей, сестёр, девушек и изнасилуют их.
Помогите нам, люди русские. Нам не дают письменно обратиться в надзорные органы, даже написать родителям, если наше письмо о помощи дойдёт, расскажите всем русским людям о произошедшем.
И ещё, расскажите всем, что русские умеют за себя постоять, что не надо никогда смотреть или терпеть, как над русскими издеваются инородцы. Пусть мы будем примером для всех наших ребят, стоять друг за друга перед зверьём, особая благодарность журналистке из газеты "Комсомольская правда", которая практически написала правду о данном происшествии.
Русские солдаты Алейской мотострелковой дивизии».
КАМЕННЫЙ ВЕК В ТРЕТЬЕМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ
Эту гиблую тему нельзя рассматривать вне контекста всего происходящего на постсоветском пространстве. Постараемся хоть в какой-то мере сделать это на других страницах. А сейчас обратимся к происшествию, географически не связанному с Россией, но имеющему непосредственное отношение к проблеме, нерешение которой в пределах страны и в ближайшем зарубежье, где по-прежнему живут миллионы русских людей, прямо связано с перспективами неизбежной утраты её единства и целостности.
«Дэйли мэйл» – крупнейшая еженедельная газета Англии – сообщает о трагедии в Крыму. Трое мусульманских юношей насмерть забили православную девушку-славянку Екатерину Корень. Камнями. Размозжили череп, изуродовали тело, закопали в лесу. Ей было 19. Арестованный по делу Билял Газиев заявляет (снято на камеру, зафиксировано протоколами): «просто захотелось убить её», она «нарушила законы шариата», он «не сожалеет о её смерти», «её смерть оправдана исламом».
То, что Катя Корень не мусульманка, значения не имеет, напротив, именно поэтому она убита.
Билялу – 16 лет. О двух его подельниках (где они, кто?) следствие хранит молчание.
Статья в «Дэйли мэйл» называется: «Имидж Крыма: полуостров, где убивают по законам шариата?» Англичане пишут, что в нынешнем году ни в одной стране мира не зафиксировано ни одного случая казни через побивание камнями. Кроме Украины.
Спустя два дня после преступления Б. Газиев продал красивый ремень и мобильник несчастной жертвы. Убийца – из обеспеченных, ни в чём не нуждался. Убитая – из семьи с очень скромным достатком...
Комментарии в интернете – из Западной Европы, Азии и Северной Америки: «Боже мой! У меня нет слов. Бедная девочка», «Больные варварские дикари, неандертальцы». «Хуже, чем животные», «Трусов, которые сделали это, должна постигнуть та же участь».
Должна, но постигнет ли?
Родным Кати угрожают. Защищать семью (в ней нет мужчины) и тем более мстить за Катю некому.Подозрительно долго идёт психиатрическая экспертиза убийцы. Знающие люди говорят: Газиев получит документ о невменяемости. Тогда он – неподсуден. Как 23-летнийСервер Ибрагимов, прошлым летом среди бела дня в Джанкоес криком «Аллах акбар!» перерезавший горло маленькому Вите Шемякину. Убийство было ритуальным. (Так, пластая горло и отсекая головы, убивали наших солдат полевые командиры и рядовые бандиты в Чечне). Крымский головорез освобождён от уголовного наказания по заключению психиатров.
Один из комментариев в интернете: «И эта страна хочет присоединиться к Европейскому Союзу?»
И присоединится. А если нет, то – совсем по другим причинам. Однако мы не об этом (хотя, если смотреть глубже…).
Что в подобных историях (и в России, и на Украине) особенно настораживает? Безнаказанность преступников – часто. Нежелание властей видеть в происходящем этническую подоплёку, откровенную национальную рознь – почти всегда.
Убийца и драчуны с Кавказа задерживаются в Москве по горячим следам, но сразу отпускаются из милиции. Если бы не массовые беспорядки на Манежной площади возмущённых уголовным беспределом, безнаказанностью преступников и бездеятельностью сотрудников МВД, убийца и бандиты, возможно, до сего дня продолжали бы цинично лыбиться и издевательски красоваться перед телекамерами, как они делали это в начале следствия. Обратим внимание: протестующих против безнаказанности убийц участников беспорядков на Манежной наказали по закону. Они получили от 2 до 5,5 лет заключения. Демократические СМИ провели шумную компанию по их осуждению. Информация об убийце и его подельниках носила лишь констатационный характер.
За крымского нелюдя заступается председатель крымско-татарского меджлиса, депутат Верховной Рады Украины Мустафа Джемилев. Как свидетельствует «Минград-инфо», он назвал провокацией версию о том, что преступление совершили исламисты на религиозной почве. «Никаким ваххабизмом там даже не пахло!» – утверждает татарский лидер в эфире всеукраинского телеканала ТСН.Мустафе подпевает начальник Крымского управления МВД Украины Сергей Резников: «Это абсолютно стандартное преступление. Нет там никакой подоплёки – ни религиозной, ни другой, связанной с межнациональными конфликтами». Что потрясает – на стороне убийцы оказались даже школьные учителя. Впрочем, люди нередко уклоняются от борьбы за справедливость, если боятся за себя.
Тут всё глубже, больше, страшнее, чем трагедия одной семьи или одного человека. Может быть, главное для нас, что должно заставить нас задуматься: Джемилев (претендент на Нобелевскую премию мира!) заявляет, будто скандал раздувают по заданию из Москвы: «Сегодня мы видим очередную волну провокаций со стороны Кремля. Это выгодно России в информационном поле, потому что Россия не изменила свою стратегию, она всегда будет претендовать на Крым». Кажется, теперь всё в ужасной этой истории становится на место. Но власти разных уровней и болтуны от демократии (порой они уж очень совпадают в действиях и оценках) продолжают стоять на своём, закрывая глаза на очевидное. И на Украине, и в России как бы стесняются национального вопроса. Очень целеустремлённо внедряется в общественное сознание лозунг, что преступники не имеют национальности. Тогда, может быть, нет и национальностей? Нет различий в традициях, в культуре, в менталитете? Или эти традиции никак никогда ни в чём – ни в добрых, ни в худых делах – не проявляют себя?
Как часто все эти различия становятся обоснованием исключительных прав и снисхождений, всяких просьб и требования помощи, особого отношения к тому или иному народу со стороны государства, со стороны других народов! И куда деваются эти различия, едва возникает вопрос об ответственности даже не всего единственного и неповторимого народа за судьбы человечества, а об ответственности конкретных его представителей за совершение конкретных деяний?
СОСУД ОДИН – ДЖИНЫ РАЗНЫЕ
Если не быть Познером, Сванидзе, Хакамадой и им подобным, если быть честным, то придётся признать: вопрос, больной для России, всё более угрожающий её существованию, в Советском Союзе находился на задворках общественного сознания и практически не влиял на жизнь многонационального населения. Вопрос этот, надо полагать, стоит в ряду прочих вопросов, круто и явно не к лучшему изменивших нашу жизнь и имеющих в основе общую причину. Возможно, ту самую, о которой говоритНурди Нухажиев. Она исходит не только от местных «скромных» кровососов, но и от «благоденствующих на фоне нищенствующих сограждан полутора десятков российских олигархов, ежегодно выводящих на счета в зарубежные банки сотни миллиардов долларов». Богачи в гораздо большей степени не имеют национальности, чем преступники. Но едва ли они не имеют её вообще. У Нухажиева в данном случае «российские олигархи» не значит – русские олигархи. Есть повод думать – даже по большей части именно не русские. Это они «Разрушив и растащив страну, придумали проблему Кавказа и начали травить своих же сограждан, используя все средства массовой информации… мало кто из оболваненной молодёжи отдаёт себе отчёт в том, что из себя представляет Кавказ в целом. Где проходит граница Кавказа и каков этнический состав населяющих Кавказ народов. И знают ли о том, что русские на Кавказе и на сегодняшний день являются самой многочисленной национальной группой?» Кое-кто наверняка знает…
И опять приходится сделать пометку на полях. Притом, что, допустим, в Северо-Кавказском федеральном округе русских 29,9% (чеченцев – 16,2%, аварцев – 8,5%, кабардинцев, даргинцев, осетин, ингушей – от 5,6 до 5%, кумыков – 4,3%, 3,9% лезгин и 2% карачаевцев), русское население здесь не определяют уклад жизни и стремительно уменьшается в числе. По неофициальным данным, например, бывшую Чечено-Ингушетию с начала 1990-х годов покинуло от 350 до 400 тысяч русскоязычных жителей. А в Тарумовском и Кизлярском районах, на всём северо-востоке Дагестана, где, по словам атамана Кизлярского казачьего округа Николая Спирина, русские составляли большинство, сегодня их в три раза меньше, чем по переписи 2002 года. В Кизляре – меньше половины. Кстати сказать, до 1917 года нынешний Северный Дагестан не был Дагестаном. С конца XVI века Терек осваивали казаки: тот же Кизляр основан в 1735 году генералом Левашовым. «Проблема русских стоит и здесь, и в Чечне, и в Ставрополье по самый Будённовск, – утверждает Спирин обозревателю «Московских новостей». – Это ложь, когда говорят, что у убийц и террористов нет ни религии, ни национальности».
И опять – сноска. Неизвестный комментирует в интернете статью из «МН»: «Что, автор хочет сказать, что в глубинке России жизнь бьёт ключом? Страна и без Кавказа вымирает. Из Дагестана уезжают все, кто может найти себе место пристроиться в просторах большой страны. Уезжают не только русские. Уезжают в поисках работы, спокойствия, предсказуемости и хотя бы элементарной возможности выжить в эти страшные для республики дни. А винить горцев во всех ваших бедах попахивает национализмом и ещё подпиткой и так разгорающейся межнациональной и межконфессиональной розни…» Обратим внимание в цитируемом тексте на слово «ваши». То есть, пишущий не относит себя к «нам», и общие проблемы, равно как и ответственность за них, делит между согражданами по каким-то своим принципам. А далее – не менее интересно: «Не горцами придуманы миграция населения и законы природы – такие, что выживает более приспособленный, тем более в наши дни… для среднерусского жителя приехавшие с Кавказа ли, из Ср. Азии, будь они трижды русские, все на одно лицо и все они "понаехавшие"» (цитируется в сокращении и с исправлением орфографических ошибок). Тут важно вдуматься в тезис о том, что «выживает наиболее приспособленный». Автор явно не хочет быть в числе «менее приспособленных». Если, по его мнению, выживет лишь кто-то один, то – какую судьбу он отводит «вашим» (к которым мы, видимо, и относимся)?
«МН» подводит итог под статьёй своего обозревателя: «Для России пока сенсационна ситуация, когда внутри страны русские оказываются в положении этнического меньшинства». Пожалуй, ситуация давно уже не сенсационная. А что действительно сенсационно – это открытое, прямое обращение солидного издания к теме, которую большинство российских СМИ либо настойчиво избегают, либо подают в тенденциозном, грубо и опасно искажённом виде.
К ним в полной мере относятся слова Нурди Нухажиева: «А самое важное – отдают ли эти горлопаны себе отчёт в том, что свято место пусто не бывает и, как только уйдёт с Кавказа Россия, базы НАТО войдут в самое её сердце...»
Действительно – самое важное.
Проблема Кавказа – проблема России. Здесь либо остановится распад страны, либо начнётся его новый, уже последний, виток.
Проблема России – проблема Кавказа. В разноязыком, разноплемённом регионе почти девять жителей из десяти (88%) в 2002 году назвали русский языком, которым они свободно владеют. Вместе с общей землёй и общим хозяйством русский язык связывает воедино тейпы, кланы, племена, роды, национальности… Если даже им удастся махом изучить английский, арабский или французский, вряд ли это умерит аппетиты известных архитекторов нового миропорядка, жадно приглядывающихся к Кавказу, и едва ли оградит их от противоречий и межусобиц, которых они избегали, не один век живя бок о бок с русскими в пределах единого государства.
Говоря образно, сосуд отечественной истории не был наполнен дистиллированной водой. В нём веками плескался коктейль из воды живой и воды мёртвой. В коктейле этом как-то уживались и добрые духи, и злые джины. От преступно неосторожного обращения сосуд получил трещины, те и другие оказались на свободе, и кто-то вознамерился воспользоваться свободой так, словно она принадлежит ему одному.
Между тем, обрести подлинную свободу мы может только вместе. А если потеряем – то потеряем все разом. Не склеим сосуд, разобьём в мелкие осколки, превратим в крошево – другого своего уже не будет. Ни у кого. Тем, кто ухитрится выжить, придётся довольствоваться пробирками в твёрдых руках устроителей глобального мира.
Надо понимать, что интерес некоторых, дай Бог – отдельных, наших зарубежных друзей и партнёров (равно и их сподвижников в родном отечестве) во внутренних раздорах России слишком велик, чтобы они им не способствовали.